В последнее время во многих странах появляются все новые и новые приверженцы так называемого добровольного голодания.
Коснемся этой темы и мы. Однако хотим еще раз предупредить читателя: мы лишь описываем тот или иной опыт, но отнюдь не предлагаем его как руководство к действию. Напротив, всеми силами предостерегаем читателя от любого самолечения, в частности голодом. Свое «добро» на голодание каждому должен дать его врач.
Наблюдения за животными, в том числе и наши собственные (за экспериментальными кошками), позволили сделать интересное заключение. Оказывается, животные нередко при заболеваниях инстинктивно не принимают пищу до тех пор, пока не наступит выздоровление.
Был знаком с голодом и первобытный человек. Питание его было нерегулярным: сытые дни сменялись продолжительным голоданием. У нашего предка возник устойчивый рефлекс — есть больше, чем это требуется организму, есть про запас, наедаться на черный день. Первобытный человек создавал таким образом запасы гликогена и жира, которые помогали ему выжить.
Сегодня голод не стучится в наши двери, но аппетит далекого предка каждодневно дает о себе знать. Человек нередко ест в 1,5 раза больше, чем надо.
Уже в Древнем Египте, в древних Индии, Хорезме и Греции для разгрузки организма от избытка пищи многими врачами и философами применялось дозированное голодание.
Геродот указывал, что «египтяне, самые здоровые из смертных, каждый месяц в продолжение трех дней производили очищение с помощью голода, считая, что все болезни человек получает через пищу».
Воззрения древних на вопросы лечебного голодания особенно ярко изложены в афоризмах Гиппократа:
«Если тело не очищено, то, чем более будешь его питать, тем более будешь ему вредить…
Старики весьма легко переносят пост, во вторую очередь – взрослые, труднее люди молодые, а всех труднее дети, из этих последних те, которые отличаются слишком большой живостью».
В отечественной медицинской литературе идеи лечебного голодания находят свое отражение, начиная с середины XV в. Профессор Московского университета Петр Вениаминов в своей книге «Слово о постах как средстве, предохранительном от болезней» в 1769 г. писал: «Люди слабого сложения находятся тогда в хорошем состоянии в рассуждениях своего здоровья, когда, почувствовавши слабость, мало-помалу от обыкновенной своей пищи убавляют, а еще и в лучшем бывают состоянии, когда они совсем через несколько времени по своей возможности оной не принимают и делают с желудком некоторый образ перемирия, который после такого отдыхновения получает лучшие силы и для принимаемой впредь пищи, и переварение оной делается удобнейшим».
Если сравнить приведенные примеры многодневного вынужденного голодания людей в экстремальных условиях, то станет понятно, какое большое значение для голодающего имеет регулярный прием пресной воды (особенно талой), и как неблагоприятно сказывается употребление соли (морская вода).
Вода при голодании позволяет организму лучше сохранить свои запасы. Недостаток ее поступления извне компенсируется увеличением образования так называемой метаболической воды, 95% которой получается в результате окисления жиров. Интересно, что при голодании без воды из организма ее выводится больше, чем при голодании с водой. Дело в том, что при голодании без воды ткани распадаются более интенсивно и, следовательно, образуется большее количество продуктов их расщепления — мочевины, сульфатов и пр., а для выведения из организма этих продуктов распада необходимо и большее количество воды. Однако ресурсы организма в этом случае быстро исчерпываются.
Случается, что во время вынужденного длительного голодания и люди, и животные гибнут, еще не достигнув глубокой степени истощения, в результате самоотравления продуктами распада. Но если в процессе голодания эти продукты выводятся из организма посредством целого ряда процедур (очистительные клизмы, ванны, массаж, дыхательная гимнастика, повышенный режим двигательной активности на свежем воздухе), то организм в большинстве случаев переносит голодание длительностью до 30—40 суток без каких-либо проявлений самоотравления.
При этом можно отметить еще одну особенность: если во время голодания указанной длительности человек будет употреблять какую-либо пищу хотя бы в минимальных дозах, то у него развиваются явления дистрофии. Это объясняется тем, что организм своевременно не переключается на внутреннее питание, и глубокие изменения в клетках, их дезорганизация могут начаться значительно раньше, чем будут использованы его собственные внутренние запасы.
При полном же голодании, когда организм получает только воду, он приспосабливается на определенный срок к своему внутреннему питанию, т. е. питанию своими запасами жиров, белков, углеводов, витаминов и минеральных солей. Это питание, оказывается, удовлетворяет все потребности организма и является полноценным.
Как важно правильно выбрать сроки дозированного голодания, указывал известный русский физиолог В. В. Пашутин в начале XX в. Он писал, что «повторное не очень глубокое голодание представляет для центральной нервной системы своего рода гимнастику, ведущую к тому, что нервная система с каждым новым голоданием все сильнее и сильнее сдерживает расходование «запасов тела». Иначе дело обстоит при повторном, очень глубоком голодании, когда неизбежно расстраивается и сама нервная система, вследствие чего и другие части тела приходят как бы в распущенное состояние от недостаточности своего заправителя».
Именно аутолиз является основным механизмом очищения организма во время голодания. Ведь при распаде тканей все пригодное разлагается на составные части и используется для нового синтеза, а непригодное, токсическое — освобождается. Из-за отсутствия поступления пищи извне нагрузка на основной выделительный орган — почки – уменьшается, и они лучше справляются с работой по очищению организма от освобождающихся в результате аутолиза различных накопившихся токсинов. Кроме того, за счет физиологического покоя органов пищеварения организм во время голодания может дать почкам и дополнительное «энергетическое подкрепление» в их выделительной работе.
Конечно, при больших сроках голодания самоперевариванию подвергаются и здоровые ткани, но в порядке строгой субординации в первую очередь менее важные. «При голодании, — писал И. П. Павлов, — всегда дольше, сравнительно с другими органами, удерживают свой нормальный вес сердце и мозг как важнейшие части организма».
Установлено, что в процессе голодания в организме в результате аутолиза образуются физиологически активные вещества — метаболиты, которые стимулируют биосинтез во время восстановительного питания.
Для голодания характерна некоторая минимализация функций внешнего дыхания и сердечно — сосудистой системы (уменьшение объема легочной вентиляции, урежение пульса, снижение величин артериального давления). Умственная работоспособность, как это ни странно, не только не страдает, а нередко даже улучшается. Недаром древнегреческий ученый Пифагор и его ученики голодали по 40 дней для «просветления ума».