Перепись: вчера, сегодня, завтра

В современном понимании перепись – это специальное, отвечающее научным требованиям мероприятие, проводимое с целью сбора сведений о демографических событиях и процессах. Один из важнейших принципов переписей – их всеобщность, т.е. они должны охватывать не какую-либо группу населения страны (или ее части), например, лиц, платящих налоги, а все население переписываемой территории. Круг и содержание сведений составляют ее программу, которая фиксируется в переписных (анкетных) листах, представляющих собой бланки, содержащие перечень вопросов, задаваемых населению в ходе переписи. Ответы на вопросы вносятся счетчиками в переписной лист, а затем эти сведения вводятся в компьютеры для расчета обобщающих характеристик населения.
Учет численности и состава населения ведется с глубокой древности. Изучению истории первых в мире государств – Месопотамии, Древнего Египта, Древнего Китая, Римской империи и др. – во многом способствуют сохранившиеся статистические сведения о них.
Главными целями статистического учета исстари служили две: во-первых, определение численности военнообязанных на момент учета и перспективу (с учетом численности и возраста мальчиков в семьях), во-вторых, установление имущественного достатка людей для их налогообложения. При этом правила статистического учета обычно были едиными для всех территорий и слоев населения государства.
Зарождение статистики населения в России произошло в период становления государства Киевская Русь (IX-XII вв.). В то время статистический учет служил двум указанным выше целям – определению норм воинской повинности и налогообложения.
В период татаро-монгольского ига (XIII-XIV вв.) перепись населения в русских княжествах проводилась главным образом для определения размера дани. Известно, что власти Золотой орды имели весьма смутное представление о численности проживавших в русских княжествах людей, так как последние были склонны уклоняться от учета ненавистными завоевателями. Некоторые современные социологи утверждают, что традиционное для российских граждан игнорирование всякого рода официальных учетно-призывных, фискальных (налоговых) и переписных кампаний имеет давние исторические корни, относящиеся к периоду татаро-монгольского ига.
С XIV по XVI вв. главной единицей обложения в России служил земельный налог. Данные поземельного учета с описанием землевладений и людей, на них проживающих, сводились в так называемые писцовые книги.
В XVII в. основным объектом учета становится домохозяйство («двор»), а система статистики приобретает характер подворовых учетов. С этого времени ведутся переписные книги, в которые включаются данные о населении с указанием возраста, семейного состояния и рода занятий. Подворовые описания строились на сведениях, подаваемых владельцами дворов. Последние были заинтересованы в искажении информации для уклонения от уплаты налогов в государственную казну. Поэтому в переписных книгах не раскрывалась реальная демографическая ситуация на учетной территории.
С начала XVIII в., т.е. со времен правления Петра I (1772-1825) в стране проводится налоговая реформа, с которой связано и введение более тщательного статистического учета населения. В России вводится подушное обложение подданных императора. Единицей такого обложения стала мужская «душа». Изменилась и система статистического учета населения, которую стали именовать заморским словом – ревизия (от англ. revision – пересмотр). За период с начала XVIII до середины XIX вв. было проведено 10 ревизий, которые носили в основном фискальный (налоговый) характер.
Вначале объектом ревизии выступали две категории подневольных господам. К первой относились крепостные крестьяне, а также «прежние служилые люди» (отставные солдаты и матросы), вторая состояла из холопов (рабов из местного населения) и челядинов (рабов, захваченных в результате похода на соседние государства). Следует заметить, что по сравнению с рабом-чужеземцем холоп на Руси имел несравненно больше прав и поблажек. С 1718 г. по приказу императора крепостные крестьяне, холопы и челядины, в том числе вольные и невольные, были отнесены в один разряд крепостных людей.
Вся сложность ревизии тех лет заключалась в наличии среди холопов большого количества так называемых вольных и гулящих. С 1722 г. жизнь таких людей в России резко осложнилась. Ещё в начале своего царствования Петр I отозвался о них, как о «таковых, кои шатаются без службы; государственной пользы надеяться от них не можно, только умножают воровство». Теперь всем этим гулящим людям приказывалось или зачисляться на военную службу, или отыскивать себе господ, которые согласились бы принять их к себе «во двор». Те вольные люди, которые оказывались негодными для военной службы и не находили себе господ, ссылались работать на галерах (многовёсельных судах).
Таким образом, ревизии несли с собой подушную подать, которая шла не с земли и не со двора, а с «души», то есть с человека. Наблюдение за их платёжной исправностью осталось по-прежнему за владельцами земли. По указу 1722 г. было приказано «подушные деньги платить самим помещикам, а где самих помещиков нет, их приказчикам и старостам». В случаях непоступления в срок подушных платежей в такие деревни посылались экзекуции (от лат. exsecutio – приведение в исполнение приговора), которые исполнялись по отношению к нерадивым помещикам. С 1724 г. крестьяне могли уходить из своих деревень на заработки и по другим надобностям, только имея при себе письменное разрешение господина.
Важно отметить, что данные о крепостных крестьянах в императорской России представлялись помещиками и сельскими старостами, которые были экономически заинтересованы в занижении численности населения перед органами государственной статистики.
В начале XIX века в России создаются первые учреждения статистики. В 1811 г. при министерстве полиции формируется статистическое отделение, которое в 1834 г. преобразуется в Центральный статистический комитет (ЦСК). В ЦСК ежегодно направлялись данные из губернских статистических комитетов. Сведения административно-полицейского учета регулярно публиковались в ежегодниках этого ведомства.
Первая перепись населения Дагестана на русском языке с указанием имен, возраста, семейного состава по лицам мужского пола, а также общего количества женщин была проведена в 1865 г., т.е. через год после полного завершения Русско-Кавказской войны и через 6 лет после капитуляции армии имама Шамиля в Дагестане. Однако этой переписью не был охвачен ряд округов Дагестанской области. Первая же всеобщая перепись дагестанского населения в составе Российской империи проводится в 1886 г., а следующая – в 1897 г.
Кстати, Всероссийская перепись 1897 г. признается первой переписью, проведенной с единовременным охватом всех областей и губерний Российской империи.
Теперь об особенностях проведения переписей в СССР и постсоветской России.
Парадоксально, но факт: наиболее приближенные к реальности данные по населению за всю советскую историю были получены по итогам самой первой переписи населения СССР в 1926 г. Эта переписная кампания в основном осуществлялась по методике, разработанной высококвалифицированными работниками из числа царских статистов, которым в 1920 г. было доверено провести первую перепись населения Советской России. Материалы первой Всесоюзной переписи были опубликованы в 56 томах и до сих пор считаются лучшими публикациями итогов переписей населения в нашей стране.
Вторая перепись населения СССР должна была состояться в 1933 г. Однако дата ее проведения многократно менялась, на что были веские основания. Конец 20-х – начало 30-х гг. ХХ столетия в Советском Союзе ознаменовались насильственной коллективизацией и «красным террором» в отношении к зажиточным крестьянам (кулачеству). Но главными жертвами этого террора стали простые крестьяне, миллионы из которых погибли из-за голода, постигшего сельские зоны в европейской части России, Украине и Казахстане. По официальным российским данным, за период с 1931 по 1933 гг. в этих регионах СССР погибло около 7 млн крестьян. По сведениям, на которые опираются историки и политические деятели Украины – страны, в наибольшей степени пострадавшей от голодомора в начале 1930-х гг., за этот период украинские, российские и казахстанские деревни в общей сложности потеряли 17 млн жителей. Из них на Украине считаются жертвами голодомора 10 млн, в Средней полосе России (в основном в Поволжье) и Кубани – 6 млн, Казахстане – 1 млн крестьян. По современным официальным данным Казахстана, жертвами голодомора тогда стали до 1,5 млн жителей сел. О миллионных жертвах голода сельского населения знало и руководство СССР, которое приняло решение отсрочить кампанию по общесоюзной переписи до стабилизации продовольственной, а вместе с ней и демографической ситуации на селе.
Эта вторая по счету Всесоюзная перепись населения СССР состоялась в 1937 г. Ее результаты сильно расходились с данными текущего, т.е. ежегодного учета населения. Согласно данным такого учета в стране происходил поступательный рост численности населения в соответствии с успехами индустриализации и коллективизации народного хозяйства СССР. Результаты переписи противоречили и официально провозглашенному советским правительством в самом начале 1930-х гг. прогнозу воспроизводства населения страны, согласно данным которого численность жителей Советского Союза к 1937 г. должна увеличиться на 15 млн чел. Переписью же было установлено, что только за два года – с 1933 по 1935 гг. число советских граждан уменьшилось на 5 млн. Но правительство СССР, не желая признавать свои неудачи в деле «коммунистического строительства» на селе, объявило перепись 1937 г. неудавшейся. Ее руководителей и счетчиков обвинили во вредительстве, в намеренном недоучете населения. Затем некоторые из участников этой переписи были расстреляны, а большинство отправлено в концлагеря.
Новую перепись назначили на 1939 г. Памятуя о недавних репрессиях, статисты постарались не допустить «недоучет» населения. В результате перепись показала число жителей СССР, равное 170,6 млн чел. (это было на 8 млн больше, чем по результатам переписи двухлетней давности).
Следующую перепись наметили на 1949 г. Но вскоре началась Вторая мировая война, во время которой, естественно, данные о численности населения тыла, военнообязанных и участников военных сражений представляли секретную информацию. Законспирированный характер носили текущие учеты населения и в послевоенное время. Поэтому первую послевоенную перепись населения СССР провели лишь в 1959 г. с наступлением «хрущевской оттепели», т.е. в период перехода общественно-политической системы страны от «тюремного» режима к «казарменному». Как известно, не только в тюрьмах, но и в казармах житье-бытье строится в большей степени по «понятиям», чем по закону. Такие «понятия» вырабатывались партийным руководством страны, и по ним практика статистического учета населения должна была, во-первых, вестись в строгом соответствии с цифрами из пятилетних планов народнохозяйственного развития СССР, во-вторых, скрывать какие-либо существенные негативные тенденции.
Перепись 1959 г. по основным программным вопросам почти не отличалась от переписи 1939 г. Ее переписной лист, включавший в себя 15 вопросов, предусматривал учет как наличного, так и постоянного населения. Впервые при разработке материалов о семейном положении людей был применен метод выборочного опроса населения. Результаты переписи нашли отражение в 16 увесистых томах со сводами статистической информации.
С опозданием на год, т.е. не в 1969 г., а в 1970 г., была проведена следующая Всесоюзная перепись. Ее переписной лист включал уже 18 вопросов. В ней впервые в СССР рассматривались вопросы миграции населения. С целью экономии времени и средств часть сведений была получена путем выборочного опроса примерно 25% жителей страны. Начало «застойной экономики» ознаменовалось засекречиванием материалов переписи: из 17 томов с ее материалами 10 легли на полки архивов Госкомстата и некоторых других ведомств страны с грифом «для служебного пользования».
Мало чем отличалась от предыдущей и перепись 1979 г. В ее переписном листе фигурировало 16 вопросов, из них 5 предназначались выборочно и для 25% населения страны. Результаты переписи были опубликованы в 1 общедоступном томе и в 10 томах с грифом «для служебного пользования». При обработке материалов переписи впервые в нашей стране использовались ЭВМ.
Следующая перепись проводилась в 1989 г., т.е. в период «горбачевской оттепели».
Ее переписной лист включал 25 вопросов, из которых 18 касались населения и 7 – жилищных условий людей (последний раз аналогичные вопросы были только в переписи 1926 г.). 3/4 населения страны отвечали на 20 вопросов, а 1/4 (25% населения) — на все 25 вопросов. Вопросы переписи в основном были те же, что и в переписи 1979 г.
Первую перепись в постсоветской России власти страны наметили провести в 1999 г. Но ее перенесли на 2001 г., а затем дали отсрочку еще на один год. Таким образом, первая после развала СССР Всероссийская перепись населения состоялась в 2002 г. По мнению большинства российских специалистов-демографов, ее перенос был осуществлен в целях сохранения политической репутации прежнего президента страны Б. Ельцина, период правления которого ознаменовался слишком мрачными показателями демографического и социально-экономического развития России. Администрация первого Президента РФ решила перенести переписную кампанию на период Правления нового более молодого и здорового главы государства, один внешний вид которого бы внушал доверие в проводимые в России реформы. Таким лидером государства по праву стал В. Путин. Ему выпала участь быть первым из руководителей Российского государства, принявшим на себя долю констатировать факт депопуляции (сокращения численности) своего государства: По результатам переписи 2002 года, число жителей России по сравнению с предыдущей переписью 1989 г. уменьшилось на 1,8 млн человек и составило 145 166 731 чел. Число проживавших в городских поселениях уменьшилось на 1,6 млн, а в сельской местности – на 0,2 млн человек.
Причем за межпереписной период 1989-2002 гг. естественная убыль была на три четверти замещена миграционным притоком населения из-за рубежа, подавляющая часть которого приходится на иммигрантов из государств-участников СНГ и стран Балтии. Это позволило констатировать, что миграция стала для России единственным источником восполнения текущих демографических потерь.
Демократические перемены в России сказались на ходе обсуждения результатов переписи 2002 года: стали открыто и в весьма критической форме (особенно в Интернете) обсуждаться расхождения этих результатов с данными текущего учёта населения. Так, на Дальнем Востоке перепись не обнаружила около 150 тыс. человек, а в процентном отношении рекорд «недостачи» был поставлен в Чукотском автономном округе (-28 %). Противоположный рекорд был зафиксирован в Чеченской Республике, где население увеличилось на 77% по сравнению с прогнозом, основывавшимся на данных текущего учета (с 600 тыс. до 1,1 млн человек). В Москве при официальной численности населения в 8,5 млн человек переписано было 10,4 млн. По утверждениям экспертов, такого рода перекосы в результатах переписи возникли в первую очередь из-за финансовых интересов региональных и муниципальных властей в больших поступлениях из федерального бюджета на социальные и прочие нужды.
В 2006 г. Росстат провёл «корректировку» ретроспективных данных численности населения по регионам, расхождения текущего учёта и переписи были сильно сглажены.
Новая перепись была запланирована на 2010 г. Но за год до ее проведения российское правительство огласило решение об ее отсрочке до 2013 г. Правда, несколько позже эту отсрочку отменили: было объявлено, что Всероссийскую перепись населения следует провести в намеченные сроки, т.е. в конце 2010 г. Высшее руководство страны честно заявляет о главной нашей беде – коррупции, которая насквозь «прогрызла» экономику и социальные отношения в России. В этих заявлениях лежит искреннее желание властей избавить общество от данного социального недуга. Такое стремление явно просматривается и в решении, направленном на сохранение сроков проведения и повышение адекватности результатов намечающейся Всероссийской переписи населения 2010 г.
Итак, Всероссийская перепись населения 2010 года пройдет с 14 по 25 октября 2010 г. Цель переписной кампании – сбор сведений о лицах, находящихся на определённую дату на территории Российской Федерации. Перепись проводится на всей территории нашей страны по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщённых демографических, экономических и социальных сведений. Подготовительные работы по намечающейся переписи начались с 2007 г.
Осенью 2008 г. проводилась пробная перепись населения в Балашихе Московской области, Петроградском районе Санкт-Петербурга и Центральном районе Хабаровска с охватом ориентировочно 300 тыс. чел. Это делалось с целью отработки программно-методологических и организационных вопросов проведения Всероссийской переписи населения 2010 г. Обработка полученных в результате Всероссийской переписи населения 2010 г. сведений, а также формирование итогов, их публикация и распространение будут осуществлены в период 2010–2011 гг.
На проведение переписи в бюджете выделено 10,5 млрд руб. Сама переписная кампания 2010 г. началась с 1 апреля в самых труднодоступных районах страны, где проживает около полумиллиона людей. Там их будут пересчитывать вплоть до декабря 2010 г.
Участвовать в переписи будет более 650 тыс. работников, обученных специальным приемам общения с населением. Регионы получат все необходимые для переписи средства: бланки, портфели, сопроводительную информацию, а также ручки, свистки и фонари. Каждый переписчик наденет на себя синий шарф с логотипом переписи, чтобы его было легко отличить от других граждан. К тому же переписчик обязан иметь при себе удостоверение и предъявлять его вместе с паспортом. Для тех граждан, которые опасаются пускать в дом незнакомых людей, в том числе переписчиков, будут созданы стационарные переписные пункты, куда нужно прийти самостоятельно и заполнить анкету. Адреса и графики работы этих пунктов в каждом районе города и края будут объявлены ближе к старту кампании.
Все эти нюансы и должны объяснять операторы «горячей линии», телефон которой запомнить просто: 8-800-200-14-25 – четыре последние цифры указывают, что именно в период с 14 по 25 октября проводится опрос населения. Сами колл-центры находятся в Костроме и Москве, там работают около 230 операторов. Роль последних определяется объяснениями людям о том, как будет проходить перепись, какие вопросы содержатся в переписных листах, какие документы должны быть у переписчиков. Если оператор не может ответить на какой-либо вопрос, то вас соединят с представителями органов статистики того региона, где вы проживаете. На «горячую линию» переписи можно звонить ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Сергей Меликов призвал дагестанцев и азербайджанцев не опускаться до бытового национализма

Глава РД Сергей Меликов обратился к дагестанцам и азербайджанцам с призывами не вестись на провокации. Напомнив о долгосрочных родственных узах,...

Дагестанец примирился с виновником смерти его 4-летней дочери

Отец 4-летней девочки, погибшей в Дагестане из-за обрушения стены частного дома после ДТП, заявил в суде о примирении с...

В столице Дагестана удалось выявить свыше 100 нарушений в сфере предпринимательства

С 27 мая по 2 июля межведомственной рабочей группой были организованы проверки объектов бизнеса в Махачкале. Выявление предприятий, действующих...

На 2 месяца арестован глава Карабудахкентского района

Подозреваемый в мошенничестве Махмуд Амиралиев, возглавляющий Карабудахкентский район, арестован судом на 2 месяца. Напомним, что согласно материалам УФСБ РФ по...
spot_imgspot_img

Махачкала в списке городов с высоким качеством жизни

По данным Финансового университета при  Правительстве РФ, столица Дагестана является одним из городов с высоким уровнем качества жизни. Махачкала...

В Дагестане полицейские выявили и пресекли четыре случая хранения и сбыта синтетических наркотиков

В Дагестане за последние сутки полицейские выявили и пресекли четыре случая хранения и сбыта синтетических наркотиков. В ходе операции...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам