Часть этих вещей бережно хранится в запасниках фондов ДГОМ, другая выставлена на обозрение многочисленных посетителей. Некоторые из них выставлены в отделе Кавказской войны периода Шамиля, охватывающего 1834-1859 годы. Здесь, в материалах экспозиции, мы видим лишь незначительную часть коллекции фельдмаршала, состоящую из следующих экспонатов: это флаг Апшеронского полка, часы, компас, бинокль, трость, раскладной походный стул, клинок кинжала с позолоченной надписью: «Его императорское величество, наследник цесаревич, князь Александр Николаевич», рядом в витрине выставлены и многочисленные боевые награды, которых удостоен князь Барятинский в разные годы службы на Кавказе. Сюда же относятся и десятки уникальных фотодокументов, вошедших в коллекционную опись ДГОМ как «Альбом Барятинского». Знакомство с коллекцией фельдмаршала Барятинского даёт возможность познать нам многое из жизни народов Дагестана, т.е. их быт, культуру, внешний вид и форму одежды, во что одевались наши предки. Фотоматериал «Альбом Барятинского» частично представляет работы поручика Кондратенко и топографа Какулина, а также фотографа Петрова.
По инициативе князя Барятинского была создана экспедиция по районам нашего горного края с целью сбора этнографического материала, благодаря чему было собрано огромное количество фотографий, которые дают нам полное представление о Дагестане, охватывающих период второй половины XIX века. Среди них имеются уникальные фотографии как женских, так и мужских фотопортретов, а также экзотичные виды сёл и предметов быта. Смотришь на эти фотографии и мысленно переносишься в те далёкие времена.
Вот некоторые из них: фотография дочери наместника Кавказа П.И. Ермолова. Удивляют своей роскошью и изяществом фотопортреты княгини Уму-Кусум – супруги Шамхала Тарковского, дочери генерал-майора Ахмет-Хана Мехтулинского и ханши Рейганат Бике, супруги Флигель-адъютанта полковника Ибрагим-Хана, дочери князя Абу-Муслим-Хана Шамхала Тарковского. Здесь же мы видим юную горянку из Юждага в нарядном костюме; милую и прелестную лачку в штанишках «широкий шаг», ширина которых достигала 6 метров, величавых и самобытных аваркок андаляльского и куядинского общества.
В многообразии представленных фотопортретов внимание посетителей привлекает форма одежды простого люда. Уникальные по своей простоте и фото одежды жителей акушинского общества. Тема материнства запечатлена на фотографии женщин из селения Унцукуль.
Особый интерес выставки привлекают фотографии горцев. Среди них мы видим фото старшины селения Хаджал-махи с братьями, на котором они запечатлены в национальных костюмах с соответствующими наградами. Внимание посетителей привлекает фотография Рашид-Хана Мехтулинского с супругой, кадия из с. Чиркей присулакского наибства, жителя Гунибского округа Гидатлинского наибства, аула Орода Гаджи-нура Магома и других горцев из разных селений.
Интересно знать современному посетителю о том, что и 150 лет назад в Дагестане также власть представляли депутаты. Например, депутатами в народный суд были избраны жители с. Хунзах аварского общества и с. Игали койсобулинского общества (к сожалению, их имена нам неизвестны), а депутатом от Дженгутаевского наибства был назначен Акай Бай Мурза Оглы. Очень оригинальна и самобытна форма одежды горских офицеров, которые сфотографированы в традиционных горских папахах и в полном обмундировании с соответствующими к ним атрибутами.
Коллекцию фотографий удачно дополняют виды сёл, традиции и быт, например, сс. Гуниб, Харахи, Хаджалмахи и др. Оригинален и неповторим свадебный обряд, где запечатлена невеста в кибитке в сопровождении родственников.
Внимание посетителей выставки привлекают также предметы быта (кухонная утварь и украшения).
При осмотре материалов выставки «Альбом Барятинского» не исключено, что кто-либо из посетителей увидит на фотографиях своих односельчан и даже родственников, о которых им до этого удалось слышать из уст своих предков.
В виде примечания хочется добавить, что материал был снят в основном по местам боевых действий Кавказской войны (1834 — 1859 гг.).
Можно было бы этим ограничиться, рассказывая об уникальных экспонатах из коллекции фельдмаршала Барятинского, но любознательный посетитель выставки спросит, каким образом такое ценное богатство личных вещей князя Александра Ивановича оказалось в музее? Из истории зарождения музейного дела в Дагестане известно, что в ноябре 1923 года по инициативе наркома просвещения ДАССР Алибека Тахо-Годи был поставлен вопрос о необходимости создания краеведческого музея в Дагестане. С этой целью был организован Музейный комитет из числа грамотных и инициативных сотрудников. Руководителем Музейного комитета, а впоследствии и директором музея был назначен Д.И. Павлов. Первостепенной задачей для открытия музея являлась работа по сбору экспонатов и пополнения фондов. В ходе работы над этим вопросом было выявлено, что в центральных музеях Москвы и Ленинграда, а также в других провинциальных музеях страны имеются уникальные музейные предметы, имеющие самое непосредственное отношение к Дагестану, и, прежде всего, это были личные вещи Барятинского, собранные им в период его пребывания на Кавказе. Незадолго до открытия музея, благодаря А. Тахо-Годи и Д.И. Павлову, личные вещи Барятинского были привезены в Дагестан и переданы в дар музею в количестве более 150 единиц.