Лев Толстой как зеркало духовного облика общества

В своем опусе В.И. Ленин представил великого духовного учителя, который был категорическим противником всякого «революционизма-социализма», в качестве «отражателя» русской революции с ее носителем – кровопролитием.
По большому счету, Толстой отражал духовный облик современного ему российского общества, и в частности, идейно-революционную его составляющую, за которую «уцепился» главный революционер империи.
Если под этим углом зрения рассмотреть такие труды Толстого, как «О социализме», «О государстве», «Царю и его помощникам», «К рабочему народу», «К политическим деятелям», и другие им подобные, то легко обнаруживается актуальность мыслей великого писателя не только применительно к ситуации в стране на рубеже XIX и XX веков, но и на рубеже XX и XXI столетий. Иной читатель может задаться вопросом: «Как это может быть, ведь прошел целый век с того времени, когда Л.Н.Толстой писал эти свои сочинения?». Действительно, за истекшее время многое изменилось. Страна пережила не только первую русскую революцию, о которой писал Ленин, «примеряя» к ней толстовские труды, но и две другие: большевистский переворот 1917 года и капиталистическо-криминальную ползучую контрреволюцию 90-х годов прошлого века. Ответ на этот предполагаемый вопрос довольно простой: труды гения имеют свойство «не умещаться» во временные, пространственные и прочие границы.
О таком «свойстве» сочинений Льва Николаевича я уже писал в цикле публицистических статей о его духовном наследии под общим названием «Духовный феномен». В частности, в одной из этих статей – «Призрак бродит по России, призрак Льва Толстого» сделана попытка показать «применимость» толстовских мыслей и идей по отношению к нашей теперешней действительности. Сегодня же мы, как бы продолжая тему, попробуем взглянуть на современную российскую жизнь глазами яснополянского старца-провидца.
Когда читаешь некоторые его труды, возникает ощущение, что мыслитель не только написал об окружавшей его действительности, но и, заглянув через многие годы в будущее, «увидел» страну и людей начала третьего тысячелетия.
Например, он объективно описывает нищенское и бесправное существование наемного рабочего люда (теперешних гастарбайтеров), проституцию и пьянство несовершеннолетних (продолжается и поныне), беспредел и мздоимство городовых (то есть наших милицейских-полицейских), безумные развлечения богачей (олигархов с Рублевки), продажность чиновников и, как совокупность, общественное неустройство, охватившее всю страну (что мы сегодня и наблюдаем).
Сто лет тому назад в статье «О социализме» Толстой написал: «Эти вымышленные законы не только не содействуют благу людей, но и составляют одну из главных причин того неустройства человеческих обществ, от которого страдают люди нашего времени». Так и хочется добавить после слова «законы» словосочетание «заказанные олигархами законодательным органам», и получится сегодняшняя ситуация.
Примеров принятия Госдумой, а также законодательными органами субъектов РФ одиозных законов, «от которых страдают люди нашего времени» можно привести сколько угодно. К ним, прежде всего, относятся такие законы, как «О приватизации», «О монетизации льгот», «Об образовании», «Об охране здоровья», а также многие положения Лесного, Налогового, Земельного кодексов и ряда других федеральных законодательных актов.
В этой статье Лев Николаевич, «пройдясь» по изъянам Российской империи и современного ему общества, как бы «попутно» высвечивает и тот негатив, в условиях которого живут российские граждане сегодня.
Он обращает внимание людей на великий обман со стороны властей, которого «не замечали» его современники, да и не замечаем мы с вами. Читаем у Толстого: «Социалистическое учение требует, чтобы произведениями труда пользовались трудящиеся. Но кто же отнимает у трудящегося его труд? Власть. Власть же – это полиция, войско (правоохранительные и силовые структуры – М.И.). Они составлены из тех самых людей, у которых капиталисты отнимают плоды их труда. Зачем же эти люди делают это? Затем, что они обмануты. Стало быть все дело в обмане».
Иначе говоря, часть людей работает на капиталистического собственника, наращивая его богатства (а также обеспечивая себе условия выживания), другая же их часть через власть обеспечивает эту систему якобы для блага тех же граждан, чем обманывает и себя, и других. В выигрыше остается и среди обманутых не оказывается только собственник-капиталист. Еще более красноречиво и емко проблему собственности и власти, стоящей не страже интересов ее владельцев, Л.Н.Толстой показывает в труде под названием «Так что же нам делать?» Автор пишет: «Банкиры, торговцы, фабриканты, землевладельцы трудятся, хитрят, мучаются и мучают других из-за собственности; чиновники, ремесленники, землевладельцы бьются, обманывают, угнетают, страдают из-за собственности; суды, полиция охраняют собственность. Собственность есть корень всего зла, распределением, обеспечением собственности занят почти весь мир».
Не правда ли, что эти слова мыслителя звучат так, как будто он произнес их сегодня.
Действительно, «собака зарыта» там, где находится собственность. Из-за ее передела велись и ведутся войны, совершали и совершают самые разные преступления, включая убийства и пытки, похищения и шантаж, мошенничества и обман. Все это происходило и в толстовские времена, это происходит и теперь. Тысячу раз был прав Маркс, когда писал, что нет такого преступления, на которое бы не пошел капитал при 300% прибыли.
Среди множества проблем, проработанных Толстым в своих трудах, находятся также проблемы власти и духовенства, которые нашли отражение в его обращениях «К духовенству» и «К политическим деятелям».
В первом из этих обращений Лев Николаевич пишет: «Люди живут в безумной роскоши, составляя свое богатство из трудов униженных бедных и ограждая себя и свое богатство стражей, судами, – и духовенство во имя Христа одобряет, освящает, благословляет такую жизнь, советуя богатым только уделять малую часть награбленного тем, кого они, не переставая, грабят… Внушая людям, что то самое важное, духовное свойство разумных существ – установление своего отношения к началу сего, – из которого только могут быть выведены твердые нравственные законы, есть пережитое людьми состояние… Среди этих-то людей возникло то, прежде робко проявляющееся, хотя и всегда скрытое, латентно присущее учение эгоизма зла и ненависти, которое в последнее время так ярко и сознательно выразилось, вызывая самые грубые животные и жестокие инстинкты в людях».
Если уважаемый читатель попробует вычеркнуть из приведенной цитаты то, что не имеет никакого отношения к нашей теперешней жизни, у него ничего не получится. То, что некоторые «люди живут безумной роскошью», а приглашенные (точнее, нанятые) ими попы освящают дворцы, яхты и автомобили, «благословляя» такую жизнь, мы хорошо знаем. Нам также прекрасно известно, что нувориши типа абрамовичей, ваксельбергов, потаниных и прочих яростно отстаивают богатства, «нажитые непосильным трудом» (а точнее, хитромудрым грабежом народа в смутное время) с помощью судов, полиции и личной стражи. А «твердые нравственные законы», о которых пишет Толстой, как известно, среди олигархов не котируются, ибо они живут по понятиям, понятным только идолопоклонникам. Их святым кумиром, как известно, является его величество и его преосвященство в одном лице, имя которому Доллар или Золотой Телец. Последнему, как свидетельствует Библия, стали поклоняться впавшие в язычество после освобождения из египетского плена евреи. А «освободившиеся из коммунистического плена» бывшие цеховики, фарцовшики, спекулянты и им подобные оказались перед тем же искушением, что и древние евреи, и повторили их ошибку, «сотворив себе кумира» из злата и валюты.
Каков идол, таковы и нравы, ибо из идолопоклонничества вытекает «учение эгоизма, зла и ненависти, вызывающее самые грубые животные и жестокие инстинкты в людях», как написано у Толстого. Чтобы убедиться в его правоте, нет необходимости углубляться в изучение трудов великого писателя, достаточно смотреть новости по телевизору.
Во втором обращении Толстой пишет: «Люди, обладавшие властью, всегда развращались этим обладанием и потому пользовались властью не столько для блага общего, сколько для своего личного, всегда новая власть была такая же, как и прежняя, и часто еще более несправедливая… Правительство захватило в свои руки не только огромные богатства, собираемые им с народа, но и духовные средства воздействия на массы: руководство прессой, религиозным направлением и воспитанием… Власть для того, чтобы быть благодетельной, долженствующая быть в руках самых лучших людей, находилась всегда в руках худших людей, так как лучшие люди по самому свойству власти, состоящему в употроблении насилия над ближним, не могли желать власти и потому никогда не приобретали и не удерживали ее… Власть у большей и лучшей части людей вызывает не только равнодушие, но часто презрение и ненависть… Власть в наше время не опирается на духовное начало, вследствие этого теряет доверие народа…
Власть развращает людей, как властвующих, так и подвластных, и потому делает менее возможным истинное благоустройство».
Всякая власть уверяет, что только тем и занимается, что благоустраивает жизнь тех, кем управляет. «Истинное благоустройство» общественной жизни нам «верхи» обещают многие десятилетия. Сначала партия (КПСС) «торжественно заявляла, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Одновременно власть и ведомый ею народ «догонял и перегонял» Америку». Затем они же «строили развитой социализм», но уже без намеков на коммунизм и «американские гонки».
После криминально-капиталистической псевдореволюции 90-х годов прошлого века наступил период, когда к чему-то конкретному власти уже не стремились, никого не догоняли и о строительстве «воздушных замков» не заявляли.
Прошло некоторое время и оказалоь, что все это еще было впереди. Довольно скоро активно стали «удваивать ВВП» (это не тот ВВП, о котором вы подумали). Затем партия, наследовавшая КПСС, (ЕР) торжественно заявила: «Нынешнее поколение россиян войдет в десятку крупнейших экономик мира». И снова партийную власть «понесло», как Остапа Бендера, на инаугурации «Союза меча и орала».
Л.Н. Толстой был категорически против крепостнической системы, а также против накопления колоссальных богатств в руках кучки жуликоватых толстосумов. Благо, что мы не живем при крепостном праве, как Толстой, а вот при почти крепостном «капиталистическом праве» нам приходится жить.
В своей повести «Крейцерова соната» Лев Николаевич проанализировал социальные предпоссылки и психические причины дезориентации личности и мутирования ее сознания на примере некоего Позднышева, добропорядочного и образованного человека дворянского происхождения, совершившего тяжкое преступление. Герой «Сонаты» убил свою жену, потому что жизненные условия подспудно готовили его к становлению на кривую криминальную стезю. Не хватало только толчка, в качестве чего послужила «Крейцерова соната» Бетховена, исполненная жертвой со своим музыкальным партнером.
Нечто сопостовимое произошло совсем недавно в Москве. Российский «капиталистический рай» подготовил культурного и образованного молодого жителя столицы из интеллигентной семьи к совершению бессмысленного и жестокого преступления. Роль «Крейцеровой сонаты» в данном случае сыграла, вполне в духе времени, компьютерная игра: Позднышев-2 проиграл по Интернету своему незнакомому иногородному партнеру. Затем, вызвав на встречу, расстрелял его из пистолета. Увы, никто не напишет «Компьютерную сонату» – к сожалению, гении столетиями не живут.
Лев Николаевич «криком кричал», указывая власти и народу на насущные проблемы и возможные пути их решения. Хотя его голос чаще всего и оказывался «гласом вопиющего в пустыне», власти предержащие и часть интеллигенции (только часть!) не могли не обращать внимания на призывы седовласого оракула из Ясной Поляны, которого слушали и слышали во многих странах на разных континентах.
Одно из его публичных обращений было адресовано «Царю и его помощникам».
В нем 15 марта 1901 года великий мудрец написал: «Обращаемся ко всем вам, – царю, министрам, членам государственного совета и советчикам и близким к царю, – вообще ко всем лицам, имеющим власть, помогите успокоению общества и избавлению его от страданий и преступлений. Обращаемся к вам не как к людям другого лагеря, а как к невольным единомышленникам, сотоварищам нашим и братьям.
Не может быть того, чтобы в обществе людей, связанных между собою, было бы хорошо одним, а другим – худо. В особенности же не может этого быть, если худо большинству. Хорошо же всем может быть только тогда, когда хорошо самому сильному, трудящемуся большинству, на котором держится все общество.
Помогите же улучшить положение этого большинства, и – в самом главном: в его свободе и просвещении. Только тогда и ваше положение будет спокойно и истинно хорошо.
Мнение это не одно мое мнение, а мнение многих и лучших, разумных, бескорыстных и добрых людей, желающих того же».
Сегодня нам остается заменить в заглавии этого обращения слово «Царю», а остальное – по тексту. 

Предыдущая статьяСупруги Минатулаевы
Следующая статьяСделать все правильно

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Транспортным предприятиям Махачкалы поручили обеспечить соблюдение графика и режима работы маршруток

Заместитель мэра Махачкалы Хаким Ашиков провел совещание с руководителями транспортных предприятий города. В нем приняли участие начальник управления транспорта,...

Юный предприниматель из Махачкалы решил помочь в покупке теплой одежды для военнослужащих

Юный предприниматель из Махачкалы Ибрагим Магомедов выразил желание оказать помощь в приобретении теплой одежды для соотечественников, которые выполняют боевые...

Суд обязал снести самовольную постройку в пригороде Махачкалы

Верховный суд Дагестана постановил снести незаконный многоквартирный дом в пригороде Махачкалы, сообщает пресс-служба правового управления администрации города. Объект расположен в...

И.о. мэра Махачкалы в ставропольском военном госпитале посетил раненых бойцов

Исполняющий обязанности мэра Махачкалы Ризван Газимагомедов в рамках рабочей поездки вместе с коллегами и главой Ставрополя Иваном Ульянченко посетил...

Присяжные в Махачкале в третий раз оправдали обвиняемых в убийстве начальника охраны нефтепровода

Верховный суд Дагестана в Махачкале на основании вердикта присяжных в третий раз вынес оправдательный приговор в отношении обвиняемых в...

В Махачкале остановили незаконную стройку прямо на дороге

Работники администрации Ленинского района Махачкалы остановили незаконное строительство в микрорайоне Анжи. Махачкалинец начал строительство, как он утверждает, на своем земельном...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам