Анэта ВАШКЕВИЧ: «Я в восторге от Дагестана»

И всегда приятно, когда в нас видят не «лиц кавказской национальности», а нормальных людей. Искренних, отзывчивых, гостеприимных… Только самое прекрасное в нас увидела и Анэта Вашкевич – польская девушка, этнограф, которая занимается изучением Южного Кавказа, в частности, Азербайджана. Приехала на конференцию в Ингушетию по приглашению самого президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и решила посетить нашу республику и своих дагестанских друзей. Очень общительная, милая девушка и просто обаятельный человек.
Принимая во внимание мое неравнодушие к Польше и уже прицепившееся ко мне прозвище «пани Польска», я просто не могла не воспользоваться возможностью поговорить с Анэтой перед ее отъездом в Варшаву.
– Анэта, Вы ведь впервые у нас. Как Вам Дагестан?
– Да, я первый раз в Дагестане и вообще впервые на Северном Кавказе. Я, честно говоря, в восторге. Трудно определить это коротко. Я много не видела, только Махачкалу и Дербент, но я в восторге от людей. Мне очень понравилась Махачкала. Даже если она кому-то не нравится, в ней что-то есть, какая-то изюминка. Не то что бы она красивая, Грозный в сравнении с ней, конечно, красивее. Но Махачкала интересна, своеобразна, она живет своей жизнью, и мне это нравится.
– Откуда у Вас такой интерес к Кавказу? Почему именно Кавказ?
– Когда ты любишь кого-то, и у тебя спрашивают: «Почему ты его любишь?», я думаю, это похожий вопрос. Это трудно объяснить.
– А сколько лет назад это началось?
– Пять лет назад, а может, даже еще раньше. Интерес к России у меня появился еще в средней школе, а потом, через язык, пришел и Кавказ. Когда я была студенткой, я что-то прочла про Кавказ (я сейчас говорю прежде всего о Южном Кавказе), о том, как там живут люди, как все смешано: народности, языки, европейское, азиатское, кавказское – и это мне показалось очень интересным.
– Вы занимаетесь изучением только Южного Кавказа?
– Да, прежде всего, Азербайджана. Это моя специализация. Но невозможно понять ситуацию в Азербайджане с его современными проблемами, не понимая, что происходит вокруг этой страны.
– Принято считать, что Кавказ, и Дагестан в частности, находится на стыке двух цивилизаций, и нет единого мнения о том, кто же все-таки мы: европейцы или азиаты. Как на это смотрите Вы?
– Все зависит от того, кем вы чувствуете себя.
– Мы-то можем чувствовать себя по-разному: кто-то – азиатом, а кто-то – европейцем. Каково Ваше мнение как этнографа?
– Я думаю, что граница между Европой и Азией проходит через Кавказ, но не прямо, через Большой водораздельный хребет. И даже не по рекам. Она проходит какими-то странными эскизами между поселками, городами, республиками.
Мне кажется, что грузины – это европейцы, и большинство из них так скажут. Я встречала много азербайджанцев, которые считают себя азиатами, и наоборот. Тут сложно разделить.
– Все равно, для многих россиян мы – «лица кавказской национальности». И им нет разницы, Южный это Кавказ или российский Северный Кавказ, считаем мы себя европейцами или азиатами. Так на кого мы все-таки похожи внешне?
– Здесь тоже можно говорить по-разному. Некоторые даже приняли меня за местную дагестанку. Конечно, мой акцент чувствуется. Но если я буду молчать, – можно и поверить (смеется). То есть, просто смотря на меня, они не смогут понять, кто я. Когда я сидела в ресторане со знакомой, которая по национальности лачка и старше меня, к ней подошли и говорят: «Можно с Вашей дочкой поговорить?» Так что определить трудно.
– Сложно было выучить русский язык?
– Выучить его так, чтобы акцент не чувствовался, – было очень трудно, потому что я никогда не жила в России.
– Ну, Вы прекрасно говорите на русском!
– Спасибо! Я изучала язык в школе. Конечно, больше литературный, чем разговорный, но я на сто процентов все понимаю, и, конечно, он в какой-то мере похож на польский.
– Сейчас много говорят о проблеме исламизации и кризисе политики мультикультурализма в Европе. Подобные настроения присутствуют в современной Польше?
– Мигранты – это проблема для Европы, потому что их действительно много. Конечно, Европа богаче, чем, допустим, страны Северной Африки, и к тому же, принимая во внимание политическую ситуацию в этих странах, – да, там трудно. Но все-таки беженцы и мусульмане – это больше проблема Франции, Бельгии, в какой-то степени Великобритании и Германии. А в Польше девяносто три процента населения – это чисто поляки. Есть какой-то маленький процент мусульман, он, конечно, увеличивается, но их все равно немного. У нас нет такой проблемы. Наши мусульмане – это польские татары, которые живут на востоке Польши. Их религия, традиции, праздники – это элемент нашей культуры, и мы это воспринимаем с гордостью.
– Насколько мне известно, Вы провели в Дагестане три-четыре дня.
– Даже пять! (смеется).
– Расскажите, с кем общались, что видели, где побывали?
– Удалось съездить ненадолго в Дербент. Я видела стену, которая делит Кавказ на две части. В Махачкале была в музее. Кстати, мне очень понравились ювелирные магазинчики. Там столько интересных вещей, которые связаны с вашей культурой! Я больше общалась, чем смотрела. Много времени провела со своими знакомыми. Это для меня было большим удовольствием – просто пообщаться, поговорить. Познакомилась с творческими людьми, представителями общественных организаций. Мне было интересно слушать. Я всегда открыта для этого. Мне интересно понять чужое мнение.
– Когда приедете в следующий раз?
– Все приглашают, конечно. Я бы с удовольствием приехала. Это зависит и от времени, и от финансовых ресурсов. Посмотрим, может, получится в следующем году.
– Просто в гости приедете или уже с научными целями?
– Пока еще нет таких определенных целей. Все-таки Дагестан – регион, очень интересный, сложный, богатый своей культурой, проблемами тоже. Так что это очень интересно с научной точки зрения. Но с другой стороны, я думаю, здесь есть места, которые нужно просто посмотреть – горные районы, куда я вообще не съездила.
– Вы говорите о положительных моментах. А отрицательные? Они ведь у нас тоже есть.
– Сложно говорить об отрицательных моментах, когда ты чувствуешь себя как дома, и даже лучше, и все люди относятся к тебе очень хорошо. Здесь очень гостеприимные люди и хорошие сами по себе. А беспорядок, который есть в Дагестане… думаю, в нем все-таки трудно жить, он не помогает в ежедневной жизни.
– Беспорядок Вы имеете в виду бытовой или связанный с напряженностью?
– Напряженности я как раз здесь не чувствую по сравнению с Чечней или Ингушетией. На улицах и при общении с людьми не чувствуется напряженности. Люди раскованы, улыбаются, говорят, что хотят. А про ваш беспорядок говорить мне, конечно, неловко. Ну, машины на улицах, например.
– Ну, то, как мы ездим на дорогах, – это первое, что всем сразу бросается в глаза!
– Но это часть вашего общества, менталитета. Может, это тоже неплохо.
– Среди западных ученых сейчас многие занимаются изучением Кавказа: приезжают из Европы, Америки, изучают наши языки, пишут книги, в то время как россиянам, скажем так «большой России», нет никакого дела, кто мы и где мы находимся, и совершенно не смущаются того, что они зачастую даже не знают, в какой части света мы находимся: «не знаем и не хотим знать!». Так почему на Западе к нам такой интерес: потому что у нас все плохо, или их привлекает наша этническая культура?
– Мне трудно сказать, почему в Америке или Великобритании интересуются Кавказом. Интересы могут быть разные. Например, если говорить об этнографах, действительно, для этнографа Кавказ – это просто рай. Это уникально, когда в одной деревне говорят на языке, который не похож ни на какой другой. С научной точки зрения это что-то особенное. С другой стороны, почему сейчас начали приезжать ученые? Есть условия, которые созданы для того, чтобы люди могли сюда приезжать. А раньше их не было. Во время войны в Чечне вряд ли нашелся бы ученый, желающий приехать на Кавказ и вести тут свои исследования. Сейчас – да, есть конфликты, взрывы, но нет войны, и ситуация более-менее стабильная. Кавказ еще не так изучен, как, допустим, Европа, может, причина интереса европейских ученых связана еще и с этим.
– Изучение Азербайджана и Ваш приезд на конференцию в Ингушетию связаны?
– Ну, конечно, связаны. Тема конференции: «Ислам в России и за ее пределами». Там выступали ученые, которые говорили об исламе не только в России, но и в Африке, Европе, Иране. Я говорила об исламе в Азербайджане.
– Анэта, что бы Вы пожелали нам, дагестанцам?
– Я бы сказала, что вы должны сохранить свои черты, потому что вы – очень гостеприимные, очень хорошие, очень толерантные. Это черты, которые я обожаю! И несмотря на то, какая сейчас ситуация на Северном Кавказе, вы очень мирные люди.
– Спасибо, Анэта, за такие теплые слова, и привет Польше, моей любимой стране!
– А почему именно Польша?
– Ну, вот, я тоже не могу объяснить!
– Я Вас приглашаю!
– Спасибо!
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам