24 октября 1857 г. царским указом утверждено Положение об управлении портового города Петровск: «по представлению наместника Кавказского …для развития торговли и промышленности на северо-западном берегу Каспийского моря, учредить при Петровской крепости портовый город, с названием Петровск, даровав некоторые льготы и преимущества лицам, желающим там заселиться». Главное гражданское управление портовым городом поручалось командующему войсками и управляющему гражданской частью в Прикаспийском крае, которому присваивались права и власть генерал-губернатора.
С развитием пароходного сообщения по Каспийскому морю и увеличением роста торговли назрела необходимость устройства на Петровском рейде постоянной пристани. В мае 1858 года Кавказский Комитет признает «существенно полезным и необходимым устроить на Петровском рейде постоянную пристань». Министерством путей сообщения был объявлен конкурс по проекту строительства порта в Петровске, а в
1858 году был утвержден проект строительства порта, составленный военным инженером подполковником Фалькенгагеном, состоящий из двух молов каменной наброски, ему же было поручено и руководство строительством порта. 18 июля 1862 года Фалькенгаген сообщает, что «к сооружению Петровской гавани приступили поздней осенью 1859 года, тогда же строителем были искуплены за границею необходимые для ихних работ… принадлежности …инструменты. Машины были доставлены из Англии только поздней осенью 1860 г., в этот же промежуток времени с ноября 1859 по ноябрь 1860 г. производились подготовительные работы…Зимою 1861 работы по случаю сильных холодов не производились. К 1 апреля 1861 были собраны и установлены все машины.., действительные работы в море начаты с 1-го апреля».
Строительство порта началось с северного мола. Для механизации транспортировки каменных блоков из карьера, с горы Анджи-Арка была проложена железная дорога протяженностью четыре километра. Работы по строительству порта шли почти девять лет: в 1867 году окончено строительство южного мола, в 1869 — северного. Строительство и оборудование порта обошлось царскому правительству в полтора миллиона рублей. Первым воспользовалось новой гаванью пароходное общество «Кавказ и Меркурий», которое установило регулярное сообщение с Астраханью. Открытие порта способствовало экономическому укреплению города, если к 1860 году между Астраханью и Петровским было провезено товаров на 1, 46 млн руб., то к
1868 году привоз грузов в Петровск возрос до 1,7 млн руб. В 1868 году для установления хозяйственных целей с Нагорным Дагестаном начато строительство шоссейной дороги, руководил строительством инженер Билинский. К 1875 году было закончено строительство Шуринско-Петровского шоссе. В Петровске была открыта «вольная аптека провизора
К. Фрозе», открыты новые магазины и торговые лавки, вымощена главная улица города, на главной площади появился фонтан, был разбит сад. Члены Петровского общественного клуба в письменном прошении к начальнику Дагестанской области от 27 июля 1874 г. просят утвердить права пользования ротондой (круглой открытой верандой), «..выстроенной для танцевальных вечеров и прочих общественных увеселений». Население города к 1870 году возросло до 3567 человек, из них женского пола — 734. В фонде Канцелярии губернатора Дагестанской области за 1878 год имеются сведения о фабриках и заводах, о ремесленных и промышленных заведениях и о числе заведений тиснения и книжной торговли в Петровске. К этому времени в Петровске существовали 2 кирпичных и 1 известковый завод, 1 водочный завод Артемия Костанова и пивной завод Фельдшау, открыты две частные школы Дегаевой и Смирновой, 27 августа 1870 г. в Петровске открыта первоначальная школа, купец Михайлов открыл первую типографию, литографию в городе, он же занялся и книжной торговлей. Типография Михайлова имела особую популярность на всем Северном Кавказе, из Пятигорска, Владикавказа и других городов поступали заказы на издательские работы, несмотря на то, что в этих городах также имелись свои типографии.