Управление персоналом в современных условиях

Кадровая политика должна следовать за развитием управления, иметь своей целью установление и сохранение баланса количественного и качественного состава персонала с потребностями организации. Разумеется, кадровая политика вовсе не должна содержать предписаний, обязательных для негосударственных образований. Отношение отдельных организаций к кадровой политике существенно различается, что отражается на характере и качестве ее формирования.
В передовых организациях кадровая политика строится на правовой основе, когда все ее составляющие имеют документальное подтверждение. Однако во многих организациях кадровую политику ведут, как говорят, на уровне понимания: не заводят на вновь принятых работников трудовые книжки, личное дело, не начисляют налоги и т.д. Такая кадровая политика заведомо не может быть эффективной, если не считать ее противозаконной.
Кадровая политика организации может быть как открытая, так и закрытая. Открытая кадровая политика характеризуется тем, что любые вакантные должности могут быть заняты претендентами безотносительно к тому, где они работали ранее. Единственный общий для всех претендентов критерий найма – быть профессионалом по требуемой специальности. При закрытой кадровой политике на освободившиеся должности берутся сотрудники только из своей организации. В известной мере такая политика понятна (хорошее знание человека, больше шансов карьерного роста и т.д.), но она далеко не всегда себя оправдывает. Человек со стороны, с новым и оригинальным взглядом на положение вещей в организации может оказаться перспективным профессионалом и носителем инновационных идей, способным умножить конкурентные преимущества организации.
Важнейшим инструментом кадровой политики организации является планирование персонала, которое включает в себя определение перспективных и текущих потребностей в кадрах и источников ее пополнения, работу с резервом, обучение, ротацию, перемещение. Кадровое планирование – составная часть планирования в организации. При изолированном рассмотрении кадровое планирование малоэффективно, поскольку при нем игнорируется тот факт, что решение кадровых вопросов оказывает существенное влияние на план производства, план научно-исследовательских работ, план оборота, финансовый план и др. При разработке этих планов нельзя не учитывать кадровые вопросы.
Планирование должно охватывать все три категории управленческих кадров – это руководители, специалисты и техперсонал. Каковы же главные задачи при планировании кадров руководящего звена?
а) Потребность в кадрах (определение дополнительной потребности в руководителях по вакансиям с точки зрения профессионализма и квалификации).
б) Источники кадрового пополнения (привлечение в систему работников требуемой профессии и квалификации, определение источников отбора и механизма замещения должностей).
в) Кадровая адаптация (совокупность мероприятий по вовлечению вновь нанятых кадров в сложившуюся систему внутриколлективных отношений).
г) Развитие кадрового потенциала (увязка квалификации каждого работника с требованиями, предъявляемыми занимаемой должностью;
развитие потенциала всех руководителей посредством обучения и стажировки).
д) Планирование карьеры (создание предпосылок профессионального и должностного продвижения конкретных руководителей в интересах организации и с их согласия по служебной лестнице, включая разработку индивидуальных программ их подготовки).
Изучено, что планирование карьеры является многообещающим средством мотивации руководителей, их идентификации с организацией. На предприятиях и в организациях, где принято разрабатывать карьерные планы, лучше обстоят дела с заполнением вакансий, меньше всякого рода ошибок в отборе, расстановке и продвижении кадров. В существующей ныне ситуации карьера работника нередко бывает обусловлена отношениями личной преданности и покровительства, во многих случаях, например, в условиях нашей республики, родственными связями и куначеством, а их значение (протекция) в основном существенно превышает профессиональные характеристики этого человека.
Сложная ситуация и с перемещением кадров. Ранее существовал определенный механизм перемещения по вертикали и горизонтали систем управления людей, находящихся в резерве кадров. Теперь этот механизм разрушен, а новый еще не создан. Перемещения, конечно, происходят, но, как правило, не в рамках карьерного плана, поскольку они не разрабатываются, а так, как мы выше отмечали, по-своему.
Большое значение в развитых странах уделяется подготовке и переподготовке руководящих кадров. На эти цели у нас выделяются мизерные суммы, тогда как в Германии, к примеру, тратится 25 тыс. евро, а в передовых фирмах – до
60 тыс. евро на человека.
В республиканском бюджете до недавнего времени статьи «Расходы на обучение и переподготовку кадров» вообще не было. Неразумно жалеть средства на профессиональную подготовку кадров даже в нынешней тяжелой экономической ситуации, так как наблюдается отток из сферы материального производства квалифицированных руководителей и специалистов.
Сокращение расходов на кадровую работу традиционно принято связывать с сокращением численности административно-управленческого аппарата. Конечно, у нас немало организаций с непомерно разросшимся аппаратом. Но в принципе никто не в состоянии убедительно объяснить, есть ли избыток кадров или их не хватает, так как искомая численность не связана расчетным путем с объемом и сложностью выполняемых ими функций.
В организациях популярны попытки обеспечения эффективного управления путем наращивания численности аппарата, однако такой подход в большинстве случаев бесперспективен. Более того, существует некая критическая масса работников, после превышения которой обнаруживается тенденция к снижению отдачи их совокупного труда. В систематическом увеличении численности аппарата так же, как и в его механическом сокращении, отчетливо обнаруживается упрощенческий подход к сложной проблеме.
Успех практической деятельности руководителя, качество системы отбора кадров и их способность достойно реализовывать свои возможности обнаруживаются в стиле работы. Стиль выражается в приемах руководителя, побуждающих подчиненных к согласию с его решениями, к выполнению возложенных на них социальных обязанностей и во взаимоотношениях с контрагентами и вышестоящими руководителями.
Стиль управления может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности создавать и воспроизводить в коллективе социально-психологический климат, благоприятствующий высокопроизводительной работе.
Различают три стиля руководства: автократический (директивный), демократический и либеральный (попустительский).
Автократический стиль отличается жесткостью во взаимоотношениях с подчиненными, нетерпимостью к возражениям. В общении такой руководитель неприветлив, импульсивен, склонен к поспешным решениям. Обычно он догматичен, жаждет беспрекословного подчинения людей своей воле, не прислушивается к иному мнению, без нужды вмешивается в работу своих подчиненных. Совещания если и проводит, то лишь соблюдая формальность, ибо все решения у него готовы заранее. Еще он не выносит критики и не признает своих ошибок. Поэтому наиболее способные и инициативные, знающие себе истинную цену работники стремятся уйти от такого руководства.
У демократичного руководителя с подчиненными существует атмосфера доверия и взаимопонимания. Здесь каждый работник может свободно выражать свое мнение по различным вопросам, не опасаясь неприятностей. Демократичный руководитель ради дела смело идет на рассчитанный риск. Подчиненных он информирует и убеждает, мотивирует их активность и инициативу. Он твердо убежден, что в умело организованном процессе обсуждения всегда могут быть найдены оптимальные решения.
Либеральный стиль руководства характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Руководитель – либерал, будучи лишенный организационного таланта и способности администратора, недостаточно требователен, непоследователен в действиях, легко поддается влиянию окружающих, склонен отступать от ранее принятых решений. Для него характерно уклониться от ответственных решений. В результате деятельности такого руководителя сотрудничество оказывается слабым, отсутствуют стимулы к высокопроизводительной деятельности, люди не удовлетворены работой и руководителем, результаты работы – низкие.
Анализируя все три типа стиля руководителя, убеждаемся, что наиболее результативным является демократический стиль работы, который полнее согласуется с природой человека. В каждом конкретном случае стиль руководителя должен определяться знанием ситуации, способностей его подчиненных, их возможностей при выполнении поставленной задачи. В ходе решения задачи может измениться ситуация, что потребует изменения способов воздействия на подчиненных, т.е. стиля руководства. Поэтому добиваются успехов руководители, которые при необходимости могут изменять способы, стиль руководства в соответствии с изменяющимися условиями окружающей среды.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам