Махачкала – преемница города Порт-Петровска. 24 октября 1857 г. Петровское укрепление было официально возведено в ранг города и названо Порт-Петровском. Постановлением Дагревкома от 14 мая 1921 г. в память о Махаче Дахадаеве город был переименован в Махачкалу.
Махачкала — один из живописных приморских городов Кавказа, имеющих своеобразные природные условия .и многие полезные для человека природные факторы – горы, море, минеральные источники и т.д.
Узкая прибрежная полоса, на которой расположен город, занимает выгодное географическое положение. Она была заселена с глубокой древности и играла важную роль в истории края. Об этом свидетельствуют материалы неолитической стоянки, обнаруженной к северо-западу от Махачкалы (местность Тарнаир) и курганы – памятники эпохи бронзы (в районе Кяхулая).
Издавна здесь проходили удобные пути сообщения. С древнейших времен эта территория привлекала внимание различных племен и народов. Удобные естественно-географические условия способствовали возникновению на этой территории населенного пункта уже в глубокой древности. Известно, что в период расцвета Кавказской Албании в ее состав входила и территория, занимаемая ныне г. Махачкалой. В Албании же, по данным античного автора Птолемея, существовало 29 крупных населенных пунктов, один из которых находился на территории современной столицы Дагестана.
Как сообщают армянские и арабские авторы, в раннем средневековье в районе Махачкалы возник город Семендер – древняя столица Хазарского каганата и важный торговый центр. По данным местных хроник, уже в раннем средневековье ниже Таргу, на берегу моря была расположена крепость Анджи.
Название города Порт-Петровска связано с именем Петра I, который в 1722 г. совершил поход, известный в исторической литературе как Каспийский, Восточный, Персидский. Во время этого похода за три версты от Тарков Петр I раскинул свой лагерь, который был обнесен с трех сторон земляным валом и находился на том месте, где ныне расположен город Махачкала. Впоследствии это место было известно под названием Петровская горка.
В период активизации колониальной политики царизма на Восточном Кавказе аул Тарки и прилегающая к нему территория вновь приобрели военно-стратегическое и экономическое значение, и в 1821 г. на горе Тарки-Тау была сооружена крепость Бурная, которая в 1839 г. была упразднена, а ее гарнизон переведен в крепость Низовое. Но и это укрепление просуществовало недолго. В 1844 г. на каменной гряде Анджиарка было построено укрепление, названное в честь пребывания Петра I Петровским. Крепость была построена капитально, а за крепостными стенами разместился ряд зданий. Кроме того, были отведены земельные участки для строительства складов провианта, леса и других припасов, поступающих сюда по морю из Астрахани. Работами по строительству Петровской крепости руководили греческие мастера, а рабочей силой стали царские солдаты.
Рядом с крепостью были заложены первые кварталы форштадта, состоявшие из 30 домиков, занятых семейными офицерами и некоторыми торговцами. Дома были построены преимущественно из самана, и лишь немногие из них были с каменными стенами. Из этих 30 домов сформировались 9 небольших кварталов, 4 улицы, 5 переулков и 2 площади, в том числе одна торговая, а другая – для военных парадов.
Так при Петровском укреплении выросло первое поселение, положившее начало будущему городу. Вскоре сюда прислали своих представителей коммерческие дома – два из Астрахани и один из Саратова, которые построили магазины и положили начало морской торговле между Астраханью и Петровской крепостью.
Местное население Петровскую крепость стало называть Анджикалой. Впоследствии, когда крепость была упразднена и город стал называться Порт-Петровском, горцы называли его Анджи.
При Порт-Петровском укреплении было два рейда: один – казенный, на котором останавливались суда с грузом, предназначенным для воинских частей, второй – коммерческий.
В Петровском укреплении была учреждена таможня, ибо оно занимало удобное положение для связи с Россией, Закавказьем и Средней Азией.
В Петровском укреплении были установлены регулярные базарные дни.
В 1851 г. территория Петровского укрепления была расширена за счет прилегающих земель. Из Крыма было выписано несколько сот кустов муската и других сортов винограда, положивших начало виноградарству в районе Петровского укрепления.
Значение Петровской крепости для местного населения возросло в связи с начавшейся добычей соли на озере, расположенном недалеко от укрепления.
В апреле 1852 г. при Петровской крепости начал действовать маяк, построенный в связи с развитием судоходства на Каспийском море.
В 1853 г. в Петровске была заложена церковь.
24 октября 1857 г. было утверждено «Положение об управлении портового города Петровска, учреждаемого при Петровской крепости на северо-западном берегу Каспийского моря». Укрепление Петровское в 1857 г. было преобразовано в город.
В январе 1861 г. началось строительство порта, и в 1869 г. было закончено сооружение северного мола и гавани.
Один из современников в 1862г. писал: «Городу Петровску многие предсказывают блестящую будущность, основывая это, конечно, на том, что даже без всякой помощи со стороны науки морская торговля Петровска развивалась сама». Начальник области объявил о строительстве железной дороги Владикавказ – Петровск – Дербент.
С каждым годом росла морская торговля Петровска. Особенно она возросла в 1861 г., после установления регулярного сообщения с Астраханью, организованного пароходным обществом «Кавказ и Меркурий». С каждым годом число судов, прибывающих в Порт-Петровск, увеличивалось. Только за семь лет, с 1858 по 1864 г., по данным петровской карантинно-таможенной заставы, в этот порт прибыло 3370 судов, на которых было привезено купеческих товаров на 6 588 615 руб. С Нижегородской ярмарки ежегодно в осеннее время в Порт-Петровск прибывало более 50 тыс. пудов товара, а всего за навигацию до 100 тыс. пудов. Из Порт-Петровского порта отправляли в Баку на судах серу.
Через Порт-Петровск было ввезено в Дагестанскую область различных грузов более 14 млн пудов и вывезено из области более 83 млн пудов.
К этому времени население города возросло до четырех тысяч человек. В Петровске была открыта аптека. С 60-х-70-х годов XIX в., благодаря своему географическому положению, наличию в прилегающих районах природных богатств, удобному сплетению сухопутных и морских путей сообщения и ряда других факторов, Порт-Петровск стал довольно интенсивно развиваться и возникли благоприятные предпосылки для экономического и культурного развития.
Через Порт-Петровск из России промышленные товары поступали в Дагестан, Чечню, Ингушетию, а также в Закавказье. По сравнению с соседними портами, расположенными на западном побережье Каспийского моря, Порт-Петровск по грузооборотам в 50-60-х гг.
ХIХ в. занимал первое место. Через этот порт наряду с другими промышленными товарами в города Северо-Восточного Кавказа и в Закавказье отправляли железо, сталь, чугун и металлические изделия, а также лесоматериалы. Из этого региона через Порт-Петровск отправляли в Россию сырье для промышленных предприятий, ремесленные и ювелирные изделия. Удобно расположенный на побережье моря в северной части Дагестана, он способствовал экономическому развитию этого региона.
Большое значение для установления хозяйственных связей Порт-Петровска с Нагорным Дагестаном имело строительство Шуринско-Петровского шоссе в 1868-1875 гг.
В Порт-Петровске первые школы появились позже, чем в Дербенте и Темирхан-Шуре. По свидетельству И. Березина, совершившего в начале 40-х годов XIX в. путешествие по Дагестану, в укреплении Низовом действовало училище, в котором обучалось 40 детей с преподавателем – офицером. В 1869 г. по ходатайству «Петровского общества» разрешено было открыть в городе «одноклассное училище грамотности и ремесел», в котором занятия начались в 1870 г. В 1876 г. в Петровске уже существовали две частные школы Дегаевой и Смирновой.
Продолжение в следующем номере.