«Богу угоден каждый узор на ковре народов»

В апрельском номере газеты «Махачкалинские известия» вышла обширная статья известного дагестанского историка, профессора Магомеда Гасанова: «Таты – исторический этнос Кавказа (ещё раз к вопросу о татофобии)». В ней автор выражает серьёзную озабоченность тем, что в последние годы в печати появилось немало статей на исторические темы, написанных неспециалистами, людьми, далёкими от науки, привыкшими черпать информацию из сомнительных, недостоверных источников. Более того, по мнению профессора, в современной отечественной историографии нередко появляются новые концепции, в своей сущности не содержащие ничего нового, а являющиеся всего лишь новым изданием тех же ошибочных идей.
Подобное состояние дел, связанное с изучением истории народов Дагестана, как справедливо замечает автор, абсолютно недопустимо. Тем более, когда речь идёт о таких принципиальных и тонких понятиях, как история происхождения того или иного народа, система его религиозных убеждений, его самоназвание и самоидентификация. Автор рассматриваемой статьи, как известно, не раз выступал в печати с публикациями, посвящёнными исследованию проблем истории, происхождения и самоназвания одного из древних народов, проживающих на территории Дагестана, – татов. В рассматриваемой нами статье профессор М.Р. Гасанов с сожалением сообщает о том, что он вынужден в очередной раз вернуться к рассмотрению одного из принципиальных и часто обсуждаемых в российской историографии вопроса о происхождении и самоназвании татского этноса.
В противовес, как пишет автор статьи, утверждениям разного рода лжепатриотов и лжеучёных, таты являются одним из древних этносов Кавказа иранского происхождения, появившихся в Дагестане в начале первого тысячелетия нашей эры. Но никак не горскими евреями, как их несправедливо «записали» в своё время в царской России, по аналогии с европейскими евреями. По вполне справедливому мнению профессора М.Р. Гасанова, это не соответствует действительности в вопросе происхождения татов и их самоназвания. Слово «еврей», – пишет он, – не самоназвание татского народа, а всего лишь понятие его вероисповедания. «Дагджууд – горец-иудей, житель гор, исповедующий иудаизм». В этом и кроется основное заблуждение тех исследователей, которые, как считает профессор М.Р. Гасанов, «в силу своей некомпетентности и неинтеллектуальности… спутали научные, философские и религиозные понятия».
Убедительно, на наш взгляд, звучит тезис автора о том, что понятия «иудей» и «еврей» на Кавказе не совпадают и никогда не совпадали по своему первоначальному смыслу. Быть иудеем вовсе не означает для тата быть одновременно евреем – такова основная линия защиты концепции, которой придерживается уважаемый профессор.
И она кажется нам достаточно убедительной. Действительно, таты, имея единый язык и специфический общественный уклад жизни, с давних пор исповедуют три мировые религии: иудаизм, ислам и христианство.Таким образом, только некоторая часть из них следует религии иудаизма и, следовательно, может быть причислена к евреям, Это и есть наиболее слабый аргумент тех, кто считает, что все таты Кавказа самоидентифицируются исходя лишь из религиозного признака.Таты – это один из самобытных и древних народов Дагестана, принявший когда-то иудаизм и не имеющий прямой связи с евреями Палестины.
Как видно из рассматриваемой статьи, профессор М.Р. Гасанов не одинок в своём мнении. В подтверждение своих научных доводов он приводит достаточно убедительные высказывания по рассматриваемому вопросу таких безусловных авторитетов российской исторической науки, как В.В. Бартольд, Н.Я. Марр, С.А. Токарев, Р.М. Магомедов, И.М. Дьяконов, И. Анисимов, М. Бахшиев, Я. Агарунов, Х.Д. Авшалумов, М. Мататов.
Нельзя не согласиться с мнением, высказанным автором статьи по поводу того, что постоянное общение с дагестанскими народами способствовало взаимодействию и взаимопроникновению татской культуры и мировоззрения в общедагестанскую культуру. Это, в свою очередь, способствовало историческому процессу накопления общедагестанских культурных ценностей, в который немалую лепту внесли выдающиеся представители татской интеллигенции: Х.Д. Авшалумов, Е. Мататов, Т. Израилов, Иосиф и Шалуми Матаевы, Г.А. Илизаров, Л.Х. Авшалумова, Герои Советского Союза Ш. Абрамов и И. Иллазаров, Герой Социалистического труда Г. Давыдова и многие другие представители татского народа.
Статья профессора М.Р. Гасанова – это не только научные и философские размышления известного учёного о социальной природе и происхождении небольшого дагестанского этноса. Это очередное напоминание о том, что мир всё же не делится на большие и малые народы. У каждого этноса на земле своя историческая миссия, которую он, безусловно, выполняет через свою неповторимую культуру, родной язык и традиции, через свои неповторимые стихи и песни, через историю самобытного народа. Никто не имеет права лишать народ своих исторических корней и, тем более, склоняться к «татофобии». И с этим мы, безусловно, согласны.
В заключение всего сказанного хочу выразить огромную благодарность профессору М.Р. Гасанову за такое горячее участие в решении проблем происхождения татского народа и его национальном самоопределении.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам