Благодарность от горожан в этот период заслуживают мэр города и его команда за умелую, четкую организацию работы по обеспечению продовольственными товарами города. Горожане даже не заметили, с каким трудом город обеспечивается продовольственными товарами, хотя были трудности с этим вопросом у Администрации города Махачкалы.
Дагестанское управление строительства (ДУС) в это время находилось на грани развала. Для строителей пришло время выживания. Все поставщики основных строительных материалов находились за пределами Северного Кавказа. Материалы в основном все объемные, которые при транспортировке требовали огромных затрат, а автотранспортные тарифы выше в два-три раза, чем железнодорожные.
Проблема была и в нехватке в республике большегрузного автотранспорта, пригодного для дальных рейсов.
Иногородние водители отказывались к нам ездить из-за имеющих место негативных слухов и наших дорог. Многие цементные заводы прекратили работу. Плачевное положение было и со стратегическим металлопрокатом, в частности, основной арматурой, без которой не может обойтись жилищное строительство – это класс 10 А3, 12 А3, 16 А3, который всегда был в дефиците.
Местные материалы, которые использовались в строительстве, были инертные – песок крупный морской, песок мелкий речной, щебень, керамзит.
С нашими внутренними поставщиками инертных материалов тоже возникали проблемы, они тоже были объектами споров и перераспределения между новыми и старыми хозяевами. Немало проблем создавали группировки местного населения, подыгрывающие местной администрации, на территории которой находились эти объекты.
В это тяжелое для строителей время Махачкалинским домостроительным комбинатом руководил авторитетный строитель, построивший в Махачкале, Черкесске, Дербенте около 1000 высотных домов, З.М. Муслимов. Человек высокой морали и порядочности, искренне любивший свой город, строитель, теоретик и практик. Он формировал себя как строитель, пройдя все строительные должности и профессии: мастера, прораба, начальника участка, главного инженера, начальника комбината, генерального директора.
В это время я работал директором ГП «Стройкомплект». Между Махачкалинским ДСК и ГП «Стройкомплект» действовал долгосрочный договор о бесперебойных и своевременных поставках строительных и комплектующих материалов. В договоре, в части, где был оговорен вопрос оплаты, был следующий текст «оптовая стоимость материала плюс 9% транспортно-складских накидок». При сложившейся экономической ситуации в стране ГП «Стройкомплект» не мог за 9% обеспечивать поставки строительных материалов.
В кабинете генерального директора я разложил папки с информацией о поставщиках, представил справки о номенклатуре применяемых материалов и их поставщиках, в которых учитывался вид транспорта, расстояние, нормы фасовки, вид тар, нормы отгрузки, стоимость товара, транспортный тариф и окончательно был указан поставщик и какой материал во что обходится.
Все маршруты в конце концов сводились к станции Кизляр. Я указал маршрут доставки цемента марки 500 и сульфатостойкого цемента с Волжского цементного завода.
Доставка цемента по речному маршруту обходилась дешевле.
С завода цемент на автотранспорте вывозили на грузовую речную пристань г. Саратова, а там грузили на баржу «река-море» 3000 тонн цемента. Груз спускался по Волге в Астраханский грузовой морской порт. После баржа входит в Каспийское море, конечный пункт – Махачкалинский грузовой морской порт.
Зайпудин Магомедович сказал, чтобы я занялся этим маршрутом и что он поддержит меня.Оперативно мы взяли разрешения в г. Москве (Морской флот) на выход баржи в море и согласовали с речным флотом г. Саратова и г. Астрахани, а после и с морскими портами Астрахани и г. Махачкалы.
Круглосуточно я прослеживал движение баржи по реке Волге. В морском порту Астрахани задержали груз, требуя
100 тонн цемента, долго не выпускали баржу в море, предъявляя необоснованные претензии.
После вмешательства Муслимова баржу в море выпустили.
Когда я доложил генеральному директору, что баржа с 3000 тонн цемента прибыла в Махачкалинский торговый порт в срок, он посмотрел на меня просветленным взглядом и сказал: «Игра стоила свеч!»
Представители Махачкалинского порта требовали
300 тонн цемента, иначе отказывались принять баржу на выгрузку. Это наглое требование сомнительных людей тоже было отклонено.
В разные годы у строителей была масса проблем, но независимо от всего этого наш город строился и хорошел.
Я от всей души поздравляю всех махачкалинцев с Днём города. Любите наш город в любую погоду и преумножайте его красоту.