Не выживать, а развиваться

МУНИЦИПАЛЫ О НАБОЛЕВШЕМ

Мэр города Ростова-на-Дону, Председатель Ассоциации муниципальных образований Ростовской области Михаил Чернышев начал заседание со слов благодарности в адрес Главы города Махачкалы, Председателя Совета муниципальных образований РД Саида Амирова за теплый прием.
На повестку было вынесено пять вопросов: часть из них носила осведомительный характер – о работе правления, об эффективных формах работы на местах, другая – требовала коллективного участия в обсуждении докладов, тем более что вопросы касались наболевших тем – это агломерации, бюджетная обеспеченность местных бюджетов и вопрос соблюдения интересов муниципальных образований при принятии документов стратегического планирования.
Генеральный директор Союза российских городов Александра Игнатьева вкратце остановилась на первом вопросе «Об исполнении решений общего собрания Союза российских городов». С ее слов, все шесть решений, принятых на собрании, были исполнены. Также генеральный директор СРГ предложила провести в Москве последнее заседание Правления за текущий год.
Следующим докладчиком – директором Центра стратегического консалтинга Андреем Максимовым – был озвучен вопрос о содержании и перспективах необходимости совершенствования законопроекта о государственном стратегическом планировании, рассмотренный ранее на заседании экспертного совета СРГ. В итоге было высказано несколько предложений. И в первую очередь касающихся концепции. Законопроект основан на идее централизации при принятии документов стратегического планирования. Однако представляется эффективным основать его на идее не только централизованного стратегического планирования, но и параллельной согласованной разработки документов. А именно: когда разрабатывается федеральная стратегия, в ее разработке должны принимать участие региональные и муниципальные органы власти, и этот документ должен согласовываться с региональными и местными стратегиями. Второй момент – муниципальные образования вправе принимать свои муниципальные стратегии, и это тоже должно быть законодательно закреплено. Также необходимо унифицировать сроки стратегического планирования на каждом уровне, являющиеся на данном этапе весьма условными.
С докладом по вопросу «О состоявшемся заседании экспертного Совета Союза российских городов. О перспективной деятельности рабочей группы для разработки модели управления городскими агломерациями» выступил заместитель главы Администрации города Нижний Тагил Юрий Кузнецов. В рамках вопроса им была озвучена важная проблема отсутствия законодательно закрепленных вопросов межмуниципального взаимодействия.
Критерием создания агломераций являются возможные суточные миграции, отметил докладчик. Он привел в пример факт того, что жители Нижнего Тагила ездят на работу в ближайшие города. Схемы агломерации могут быть разными. Это может быть один город, который объединяет близлежащие, а могут быть и несколько городов-центров. Участники заседания выразили уверенность, что к концу года они смогут выйти на вполне внятные предложения по изменению законодательства в части расширения возможностей межмуниципального взаимодействия.
Кстати, мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев уже работает в этом направлении, и он поделился своим опытом. «У нас есть 131-й закон, и у нас есть наша действительность, – отметил он. – Крупный город является пуповиной для подачи ресурсов во все окружающие его территории. Потому что здесь все построено. К примеру, в Ростове-на-Дону мы сейчас имеем мощности воды, которые обслуживают и три сельских района. Сейчас мы строим дополнительные объекты, чтобы подать воду дальше. Спрашивается, нам это нужно для развития территории? Вроде нет. А избыточная мощность затрагивает экологический вопрос. Дальше – это социальная проблема. Президент России принял решение, что надо выделять земельные участки семьям, где есть трое детей. Мы столкнулись с проблемой нехватки земель под эти цели. Далее мы решили поставить мусороперерабатывающий завод, который мог бы обслуживать несколько территорий. Опять возникают вопросы, которые должны регулироваться и нигде не прописаны».
Вопрос о реализации мер, направленных на повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов, раскрыл начальник отдела социально-экономического развития муниципальных образований Департамента развития регионов и муниципальных образований Министерства регионального развития РФ Владислав Половинка.
С его слов, в налоговом кодексе прописано всего два налоговых дохода местного уровня – земельный налог и налог на имущество физических лиц. Но при этом в бюджетном законодательстве установлен достаточно большой перечень дополнительных доходов для зачисления в местные бюджеты. За последние пять лет доходы в местный бюджет увеличены в два раза. В субъектах РФ также устанавливаются свои нормативы. Принят 94-й Федеральный закон, которым предусмотрено, что с 2013 года в бюджеты МО будут полностью зачисляться доходы от единого сельхозналога. Также ведется работа для введения местного налога на недвижимость. В текущем году проводится массовая кадастровая оценка объектов недвижимости. Он озвучил несколько предложений СРГ.
По четвертому вопросу с докладами выступили Глава города Махачкалы, Председатель Совета муниципальных образований РД Саид Амиров, мэр города Ростова-на-Дону Михаил Чернышев, глава города Перми Игорь Сапко, мэр города Великий Новгород Юрий Бобрышев и другие.
Глава города Махачкалы, в частности, поделился опытом решения вопроса модернизации и расширения инфраструктуры жизнеобеспечения г. Махачкалы в условиях дефицита бюджетного финансирования.
Он отметил, что в существующих условиях муниципалитеты, особенно динамично развивающиеся города, не могут сделать всего и по всем направлениям в соответствии со своими полномочиями и обязательствами. Финансирование по линии федерального, республиканского и местного бюджетов не обеспечивало темпы обновления разных сфер жизнедеятельности в соответствии с растущими потребностями населения. Учитывая ограниченность возможностей муниципального бюджета, Администрация города Махачкалы взяла курс на ускорение реформы ЖКХ и стимулирование привлечения инвестиций в жилищную, коммунальную, социальную и производственную сферы.
За последние 5 лет бюджет города увеличился в 3 раза, возросли темпы роста объемов: промышленной продукции – в 3 раза, платных услуг – в 2,7 раза, розничного товарооборота – в 3 раза, поступление налогов – в 2 раза. И это одни из лучших показателей по Северному Кавказу. Во все уровни бюджета по Махачкале собирается 15,6 млрд рублей (в том числе: в федеральный бюджет более 1,8 млрд руб., во внебюджетные фонды РФ – 5 млрд руб., в консолидированный бюджет республики – 6,5 млрд руб., в муниципальный бюджет – 2,3 млрд руб. собственных доходов), это более 80% от налоговых сборов по всей республике. Но все же собирая во все уровни бюджета 15,6 млрд рублей, город поставлен на грань выживания.
В пересчете на душу населения расходы городского бюджета за последние 5 лет составляют примерно 7-8 тысяч рублей, что кратно ниже расходов других российских крупных городов.
Этого хватает только для выживания. Для дальнейшего развития в бюджете нет средств. В городе огромная нехватка мест в детских дошкольных учреждениях, ученических и койко-мест в медицинских учреждениях.
Президентом Российской Федерации В. Путиным в майских указах 2012 года поставлена задача решить проблему с детскими дошкольными учреждениями за 3-4 года. С этой целью мы предложили Президенту Республики Дагестан М.М. Магомедову ежегодно оставлять в городе
1 млрд рублей из дополнительно собираемых по городу Махачкале налогов.
Муниципалитеты должны развиваться – вот главный вопрос, отметил Глава города Махачкалы.
Михаил Чернышев уточнил:
– Каков бюджет Махачкалы?
– 6 млрд рублей.
– При таком бюджете город в хорошем состоянии. Вам честь и хвала.

РЕЗЮМЕ
Прошедшее в Махачкале выездное заседание Правления Союза российских городов показало ряд проблем, с которыми сталкиваются современные муниципалы. В частности, руководители органов местного самоуправления претендуют на то, чтобы их мнение, как представителей наиболее близкого к населению органа власти, хотя бы учитывалось региональной и федеральной властью при принятии стратегически важных решений, в частности, по развитию территории. «Кому как не нам знать, что происходит на вверенных нам территориях», – задают риторический вопрос муниципалы.
Сегодня невозможно определить вектор развития территорий без учета мнений тех, кто ежедневно сталкивается и решает проблемы на местах. Наверное, в этом случае было бы целесообразно не спускать директивы сверху вниз, а принимать важные стратегические решения с учетом инициатив, исходящих снизу – с точки отсчета вертикали власти. Важен диалог на всех уровнях власти, и в принципе общественный орган –Союз российских городов в этом случае выступает проводником идей, идущих от муниципалов на верхние уровни власти. Думается, что это будет гарантией того, что стратегии развития городов будут соответствовать реалиям, а не являться притянутыми за уши пустыми документами. Отсутствие выверенной стратегии развития городов приводит к тому, что приходится думать не о развитии, а о выживании.
Но на заседании Правления наряду с проблемными вопросами по развитию муниципалитетов были отмечены и положительные моменты. В частности, Махачкала является чуть ли не единственным муниципальным образованием, которое имеет своё собственное видение того, какой должна быть стратегия развития дагестанской столицы. Ее суть заключается в том, что Махачкала в ходе своего развития может превратиться в агломерацию – объединение нескольких муниципалитетов, связанных между собой как экономическими, так и социальными, инфраструктурными, экономическими нитями. При этом вполне может быть, что «ядро» этой агломерации будет состоять из самой Махачкалы, как наиболее экономически развитого и населенного сегмента, а «периферией» будет являться Каспийск. Первый шаг к агломерации – работа столичных властей по созданию дополнительной троллейбусной линии, объединяющей Махачкалу и Каспийск. Создание агломерации позволит существенным образом усилить экономическое развитие не только самой столицы и ее составных частей, но и всей республики в целом. Причём у Махачкалы есть и реальный пример такого развития – город Ростов-на-Дону. Опыт Ростова-на-Дону (как и других больших городов) показывает, что экономически и социально развитый город является центром притяжения для жителей близлежащих территорий и по факту является столицей ЮФО. Махачкала может повторить этот опыт, показав, что является не только самым крупным городом в границах СКФО, но и демонстрирующая самые современные способы управления развитием столицы.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам