МУНИЦИПАЛЫ О НАБОЛЕВШЕМ
Мэр города Ростова-на-Дону, Председатель Ассоциации муниципальных образований Ростовской области Михаил Чернышев начал заседание со слов благодарности в адрес Главы города Махачкалы, Председателя Совета муниципальных образований РД Саида Амирова за теплый прием.
На повестку было вынесено пять вопросов: часть из них носила осведомительный характер – о работе правления, об эффективных формах работы на местах, другая – требовала коллективного участия в обсуждении докладов, тем более что вопросы касались наболевших тем – это агломерации, бюджетная обеспеченность местных бюджетов и вопрос соблюдения интересов муниципальных образований при принятии документов стратегического планирования.
Генеральный директор Союза российских городов Александра Игнатьева вкратце остановилась на первом вопросе «Об исполнении решений общего собрания Союза российских городов». С ее слов, все шесть решений, принятых на собрании, были исполнены. Также генеральный директор СРГ предложила провести в Москве последнее заседание Правления за текущий год.
Следующим докладчиком – директором Центра стратегического консалтинга Андреем Максимовым – был озвучен вопрос о содержании и перспективах необходимости совершенствования законопроекта о государственном стратегическом планировании, рассмотренный ранее на заседании экспертного совета СРГ. В итоге было высказано несколько предложений. И в первую очередь касающихся концепции. Законопроект основан на идее централизации при принятии документов стратегического планирования. Однако представляется эффективным основать его на идее не только централизованного стратегического планирования, но и параллельной согласованной разработки документов. А именно: когда разрабатывается федеральная стратегия, в ее разработке должны принимать участие региональные и муниципальные органы власти, и этот документ должен согласовываться с региональными и местными стратегиями. Второй момент – муниципальные образования вправе принимать свои муниципальные стратегии, и это тоже должно быть законодательно закреплено. Также необходимо унифицировать сроки стратегического планирования на каждом уровне, являющиеся на данном этапе весьма условными.
С докладом по вопросу «О состоявшемся заседании экспертного Совета Союза российских городов. О перспективной деятельности рабочей группы для разработки модели управления городскими агломерациями» выступил заместитель главы Администрации города Нижний Тагил Юрий Кузнецов. В рамках вопроса им была озвучена важная проблема отсутствия законодательно закрепленных вопросов межмуниципального взаимодействия.
Критерием создания агломераций являются возможные суточные миграции, отметил докладчик. Он привел в пример факт того, что жители Нижнего Тагила ездят на работу в ближайшие города. Схемы агломерации могут быть разными. Это может быть один город, который объединяет близлежащие, а могут быть и несколько городов-центров. Участники заседания выразили уверенность, что к концу года они смогут выйти на вполне внятные предложения по изменению законодательства в части расширения возможностей межмуниципального взаимодействия.
Кстати, мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев уже работает в этом направлении, и он поделился своим опытом. «У нас есть 131-й закон, и у нас есть наша действительность, – отметил он. – Крупный город является пуповиной для подачи ресурсов во все окружающие его территории. Потому что здесь все построено. К примеру, в Ростове-на-Дону мы сейчас имеем мощности воды, которые обслуживают и три сельских района. Сейчас мы строим дополнительные объекты, чтобы подать воду дальше. Спрашивается, нам это нужно для развития территории? Вроде нет. А избыточная мощность затрагивает экологический вопрос. Дальше – это социальная проблема. Президент России принял решение, что надо выделять земельные участки семьям, где есть трое детей. Мы столкнулись с проблемой нехватки земель под эти цели. Далее мы решили поставить мусороперерабатывающий завод, который мог бы обслуживать несколько территорий. Опять возникают вопросы, которые должны регулироваться и нигде не прописаны».
Вопрос о реализации мер, направленных на повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов, раскрыл начальник отдела социально-экономического развития муниципальных образований Департамента развития регионов и муниципальных образований Министерства регионального развития РФ Владислав Половинка.
С его слов, в налоговом кодексе прописано всего два налоговых дохода местного уровня – земельный налог и налог на имущество физических лиц. Но при этом в бюджетном законодательстве установлен достаточно большой перечень дополнительных доходов для зачисления в местные бюджеты. За последние пять лет доходы в местный бюджет увеличены в два раза. В субъектах РФ также устанавливаются свои нормативы. Принят 94-й Федеральный закон, которым предусмотрено, что с 2013 года в бюджеты МО будут полностью зачисляться доходы от единого сельхозналога. Также ведется работа для введения местного налога на недвижимость. В текущем году проводится массовая кадастровая оценка объектов недвижимости. Он озвучил несколько предложений СРГ.
По четвертому вопросу с докладами выступили Глава города Махачкалы, Председатель Совета муниципальных образований РД Саид Амиров, мэр города Ростова-на-Дону Михаил Чернышев, глава города Перми Игорь Сапко, мэр города Великий Новгород Юрий Бобрышев и другие.
Глава города Махачкалы, в частности, поделился опытом решения вопроса модернизации и расширения инфраструктуры жизнеобеспечения г. Махачкалы в условиях дефицита бюджетного финансирования.
Он отметил, что в существующих условиях муниципалитеты, особенно динамично развивающиеся города, не могут сделать всего и по всем направлениям в соответствии со своими полномочиями и обязательствами. Финансирование по линии федерального, республиканского и местного бюджетов не обеспечивало темпы обновления разных сфер жизнедеятельности в соответствии с растущими потребностями населения. Учитывая ограниченность возможностей муниципального бюджета, Администрация города Махачкалы взяла курс на ускорение реформы ЖКХ и стимулирование привлечения инвестиций в жилищную, коммунальную, социальную и производственную сферы.
За последние 5 лет бюджет города увеличился в 3 раза, возросли темпы роста объемов: промышленной продукции – в 3 раза, платных услуг – в 2,7 раза, розничного товарооборота – в 3 раза, поступление налогов – в 2 раза. И это одни из лучших показателей по Северному Кавказу. Во все уровни бюджета по Махачкале собирается 15,6 млрд рублей (в том числе: в федеральный бюджет более 1,8 млрд руб., во внебюджетные фонды РФ – 5 млрд руб., в консолидированный бюджет республики – 6,5 млрд руб., в муниципальный бюджет – 2,3 млрд руб. собственных доходов), это более 80% от налоговых сборов по всей республике. Но все же собирая во все уровни бюджета 15,6 млрд рублей, город поставлен на грань выживания.
В пересчете на душу населения расходы городского бюджета за последние 5 лет составляют примерно 7-8 тысяч рублей, что кратно ниже расходов других российских крупных городов.
Этого хватает только для выживания. Для дальнейшего развития в бюджете нет средств. В городе огромная нехватка мест в детских дошкольных учреждениях, ученических и койко-мест в медицинских учреждениях.
Президентом Российской Федерации В. Путиным в майских указах 2012 года поставлена задача решить проблему с детскими дошкольными учреждениями за 3-4 года. С этой целью мы предложили Президенту Республики Дагестан М.М. Магомедову ежегодно оставлять в городе
1 млрд рублей из дополнительно собираемых по городу Махачкале налогов.
Муниципалитеты должны развиваться – вот главный вопрос, отметил Глава города Махачкалы.
Михаил Чернышев уточнил:
– Каков бюджет Махачкалы?
– 6 млрд рублей.
– При таком бюджете город в хорошем состоянии. Вам честь и хвала.
РЕЗЮМЕ
Прошедшее в Махачкале выездное заседание Правления Союза российских городов показало ряд проблем, с которыми сталкиваются современные муниципалы. В частности, руководители органов местного самоуправления претендуют на то, чтобы их мнение, как представителей наиболее близкого к населению органа власти, хотя бы учитывалось региональной и федеральной властью при принятии стратегически важных решений, в частности, по развитию территории. «Кому как не нам знать, что происходит на вверенных нам территориях», – задают риторический вопрос муниципалы.
Сегодня невозможно определить вектор развития территорий без учета мнений тех, кто ежедневно сталкивается и решает проблемы на местах. Наверное, в этом случае было бы целесообразно не спускать директивы сверху вниз, а принимать важные стратегические решения с учетом инициатив, исходящих снизу – с точки отсчета вертикали власти. Важен диалог на всех уровнях власти, и в принципе общественный орган –Союз российских городов в этом случае выступает проводником идей, идущих от муниципалов на верхние уровни власти. Думается, что это будет гарантией того, что стратегии развития городов будут соответствовать реалиям, а не являться притянутыми за уши пустыми документами. Отсутствие выверенной стратегии развития городов приводит к тому, что приходится думать не о развитии, а о выживании.
Но на заседании Правления наряду с проблемными вопросами по развитию муниципалитетов были отмечены и положительные моменты. В частности, Махачкала является чуть ли не единственным муниципальным образованием, которое имеет своё собственное видение того, какой должна быть стратегия развития дагестанской столицы. Ее суть заключается в том, что Махачкала в ходе своего развития может превратиться в агломерацию – объединение нескольких муниципалитетов, связанных между собой как экономическими, так и социальными, инфраструктурными, экономическими нитями. При этом вполне может быть, что «ядро» этой агломерации будет состоять из самой Махачкалы, как наиболее экономически развитого и населенного сегмента, а «периферией» будет являться Каспийск. Первый шаг к агломерации – работа столичных властей по созданию дополнительной троллейбусной линии, объединяющей Махачкалу и Каспийск. Создание агломерации позволит существенным образом усилить экономическое развитие не только самой столицы и ее составных частей, но и всей республики в целом. Причём у Махачкалы есть и реальный пример такого развития – город Ростов-на-Дону. Опыт Ростова-на-Дону (как и других больших городов) показывает, что экономически и социально развитый город является центром притяжения для жителей близлежащих территорий и по факту является столицей ЮФО. Махачкала может повторить этот опыт, показав, что является не только самым крупным городом в границах СКФО, но и демонстрирующая самые современные способы управления развитием столицы.