Хиджаб в переводе означает «покрывало» или «одеяние». Эта одежда издавна носится женщинами мусульманского Востока. Хиджаб является классической формой одежды в тех странах, где он изначально появился как одежда для женщин. Но ношение хиджаба на новых территориях распространения ислама, как мне кажется, просто-таки дань моде. Например, дагестанки, начиная с установления ислама в Дагестане до конца XX века не носили хиджаб. А сегодня наблюдается какая-то неудержимая тяга некоторых мусульманок к данному виду одеяния.
Не знаю, является ли хиджаб обязательным атрибутом глубоко верующей мусульманки, но то, что он стал частой мишенью для критических стрел, совершенно очевидно. Главной причиной, по-моему, является отсутствие границ между сферами и территориями, в которых можно носить хиджаб или носить его нельзя. Самой неспокойной ареной напряженных дискуссий по этому вопросу стала школа: одни считают, что можно ходить в школу в хиджабе, а другие – против. Обе стороны выдвигают серьезные аргументы. Одни говорят, что атрибуты веры не должны приспосабливаться к ситуациям, а другие против того, чтобы хиджаб надевали в светскую школу. Даже власть не находит пока однозначного направления в своей позиции по этому вопросу.
Ситуация с хиджабом в последнее время резко обострилась в связи со случаем, когда в Каратюбинской школе Нефтекумского района Ставропольского края появились мусульманские девочки в хиджабах. Весь край стал, как говорится, на дыбы. Вмешался даже губернатор. Сигналы дошли до высоких структур федеральной власти. Свою позицию начало отстаивать духовенство на месте случившегося. В конце концов пришли к общему решению: девочки будут ходить в школу в косынках, а не в хиджабах. Думаю, что это – правильное решение в данной ситуации. Россия – светское государство, а российская общеобразовательная школа – светское учебное заведение. В ней должен быть свой устав, где есть параграф о форме одежды. Просто нужно соблюдать устав. Ведь специфические уставы есть и в религиозных учебных заведениях. В них ходят в определенной форме. Так что форма одежды зависит от характера учебной и идейной направленности школы. Как я понимаю, религиозная атрибутика вообще должна иметь место только в религиозной среде. И тогда не будет никаких проблем.
Мне кажется, нужно понять одну истину: нравственные качества и поведение девушки отнюдь не зависят от хиджаба – это всегда определяется большой внутренней ответственностью за свою мораль. Хочется спросить: до появления хиджаба в Дагестане не было порядочных женщин? Еще как были! Таких основное большинство и сегодня среди тех, кто хиджаб не носит. Однако я против и того, чтобы девушка ходила в броской, слишком облегающей одежде, потому что это привлекает недоброжелательные взоры. Не стоит женщине быть объектом любования со стороны. Ценна та женщина, которая носит скромную одежду.
Запрет на ношение хиджаба в светской школе некоторые воспринимают как наступление на чувства верующих. Я не согласна с подобной установкой. Религиозные чувства формируются в душе, и никто не может подавить их. Конституция нашей страны гарантирует право на вероисповедание: функционируют религиозные учебные заведения, предоставлена широкая возможность посещать святые места и совершать паломничество. Мы каждый день убеждаемся в этом. Иметь религиозные убеждения – это конституционное право человека, и никто не должен создавать на этом святом пути преграды.
Полагаю, что хиджаб по желанию можно носить и на улице, и в общественных местах, не задевая ничьих интересов, нельзя этого делать только в особых ситуациях – там, где имеются уставные запреты. Девушке просто нужно сверять свое поведение с той средой, в которой она находится. Думаю, что вопрос с хиджабом можно решить безболезненно, и для этого есть все возможности. Женщина, которая хочет носить хиджаб, должна понять одно: надо уважать не только свои принципы, но и мировоззренческий кодекс тех светских женщин, к которым она идет, с которыми она общается. Понимание этого будет иметь большое значение для роста стабильности в обществе.