Наше знакомство с маленькими жителями Дома дневного пребывания при Центре социальной адаптации и профориентации им. У.М. Муртузалиевой началось с позитивных эмоций. К нам навстречу в коридор выбежал мальчишка лет 9 и кое-как на своем родном языке пытался спросить: кто же это к нам пожаловал и, улыбаясь, протянул мне руку для знакомства. «Они любят гостей и детского любопытства им не занимать, – сказала нам завуч Дома дневного пребывания Диана Гичиева. – Они очень остро чувствуют, сразу определяют хорошего человека и редко когда в этом ошибаются». Доброта и невинность чистых душ охватили весь дом, в котором пребывают дети. Не могу не отметить: мне сразу показалось, что я попала в маленький ангельский мир полностью счастливых детишек, которым совершенно не знакомы такие чувства, как неуважение, злость и корысть.
Главный старожил дома – Герей. Ему 28 лет, и он работает воспитателем в этой школе. С особой важностью он расхаживает по школе и следит за поведением детей. Он здесь незаменимый помощник для педагогов: поможет успокоить агрессивно настроенного ребенка, окажет услугу по наладке оргтехники, найдет любую, самую необходимую информацию в Интернете. И диагноз аутизм не стал для него преградой в процессе становления полноценным человеком в современном обществе. Просто для детей с таким диагнозом в усвоении знаний нужно больше времени, чем их сверстникам, и преподносить их нужно иначе.
Жизнь непредсказуема, – говорит Айшат. – У меня двое сыновей. Старший сын уже давно женат и является отцом двоих детей. А вот младшему сыну Герею в 16 лет московские специалисты поставили диагноз – аутизм. Аутентичный ребенок не всегда умственно отсталый, напротив, коэффициент интеллекта у таких людей порой даже выше, чем у здоровых. Когда ему установили точный диагноз, определилась и программа обучения. До этого с учебой на дому и в школе у нас ничего не получалось, потому что Герей устроен немного по-другому. Для усвоения знаний ему требовалось больше, чем его сверстникам, времени, и необходимо было эти знания преподносить по-другому.
– И вот тогда я впервые привезла в Махачкалу учебники, программы, пособия и нашла педагога-дефектолога, который владел сразу всеми навыками коррекционной педагогики. Он был способен не только подобрать, но и в случае необходимости разработать учебную программу, исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика с множественными нарушениями в развитии. По специальной подобранной программе сыну позволили приступить к занятиям. Теперь Герей не только работает воспитателем в Доме дневного пребывания, но и учится на факультете специальной педагогики по специальности «психология» на заочном отделении в Дагестанском государственном университете. В скором времени он собирается жениться.
Может, именно семейные проблемы натолкнули Айшат на мысль организовать в будущем общественную организацию помощи детям-инвалидам. Пройдя долгий путь непонимания у врачей, чиновников и государственных и муниципальных органов власти, которые не всегда готовы полностью понять и принять боль человека, не во всем ему подобного, Айшат боролась с несправедливостью всеми доступными ей средствами и добилась своего, совершив тем самым подвиг (не побоюсь этого слова), открыв для детей с ограниченными возможностями Дом дневного пребывания, расположенный в Махачкале на территории Центра социальной адаптации и профорентации имени
У.М. Муртузалиевой.
Дагестанская региональная общественная организация помощи инвалидам под названием «Жизнь без слез» под руководством Айшат Гамзаевой является филиалом Межрегиональной общественной организации «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями в физическом и психическом развитии». Ассоциация, основанная в
2006 году, объединяет 34 общественные организации из семнадцати регионов России.
– Сейчас в Доме дневного пребывания постоянно находятся 48 детей, с которыми в будни с 9 до 14 часов работают 10 педагогов и 12 воспитателей. По нормативу на 5 детей приходится 1 педагог и воспитатель, если дети с очень тяжелыми формами болезни, то такая группа сокращается до трех детей. Педагоги постоянно выезжают на стажировку в Псков, во Владимир, в Москву. Сама Айшат тоже по различным проектам проходит стажировку в некоторых городах России.
– На очереди около полусотни детей, страдающих синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП, – рассказывает она. – В данное время у нас имеется свой транспорт, который и привозит, и увозит детей по домам. Наша работа начинается с того, что мы с утра ездим по городу и привозим всех детей в Дом дневного пребывания, а вечером отвозим их домой. Это большое облегчение для родителей, потому что преодоление пути от дома до школы проходило с частыми замечаниями водителей маршруток в адрес и детей, и родителей. Были недовольства, связанные, к примеру, с неумением правильно сидеть в общественном транспорте, а некоторые из тех, кто не умеет справиться со своей агрессией, и вовсе доводили своих родителей до слез от замечаний людей, которые сидели рядом с ними в маршрутках и троллейбусах. По нескольку раз в сезон воспитанники Дома дневного пребывания проводят свои летние каникулы в обычном лагере «Орленок», где нас с удовольствием принимают и приглашают на следующий год. Очень часто мы проводим в Махачкале фестивали совместно с различными специальными и общеобразовательными учреждениями. Результаты подобных мероприятий и времяпровождения со здоровыми детьми дают нашим воспитанникам возможность повысить самооценку и одновременно прививают чувство отзывчивости в обществе, а не только понимать, но и принимать их такими, какие они есть.
Цель обучения в Доме дневного пребывания – социальная адаптация, социальная интеграция и самореализация. И с этими задачами педагоги стараются справиться, ни в коем случае не демонстрируя своих проблем и серьезных преград в бесконечной борьбе за право этих детей на достойную жизнь.