Большая часть книги «Магомед Ярагский. Духовное наследие и наследники» посвящена мавлидам, проведенным в дни празднования 225-летия и 230-летия прославленного учителя трех имамов Дагестана. Возвращение имени и благих деяний Магомеда-эфенди Ярагского связано с именами профессора Ахеда Агаева, президента республиканского общества «Дагестан-Азербайджан» Абдул-Гафара Ахмедова, профессоров Амри Шихсаидова, Абдула Эфендиева, Галиба Садыки, Ильяса Магарамова. В 2003 году вышла книга А. Агаева и Ш. Пашаевой «Мухаммед аль-Яраги и Кавказский мюридизм».
Целенаправленно проводится такая работа со дня основания Республиканского фонда имени Магомеда Ярагского. Его руководитель Гаджибуба Рустамов – инициатор мероприятий, проводимых в память о благочестивом предке. Он среди авторов новой книги о Магомеде Ярагском. Гаджибуба Шихмурадович вместе с доктором физико-математических наук Абдулой Эфендиевым и заслуженным учителем РД Абдуселимом Абдулмеджидовым провели огромную работу по сбору сведений о предках и потомках выдающегося религиозного деятеля и мыслителя. Стимулировали их кропотливые исследования преклонение перед гениальным даром их прославленного соотечественника и родственные отношения с родом Абу Исхак Мухаммеда Ярагского. Авторы в своей книге приводят известные и вновь найденные факты из жизни шейха.
Отец верховного мюршида Исмаил-эфенди, дед Ших-Камал, прадед Назир были грамотными людьми, у Исмаила-эфенди было свое медресе, где Магомед получил первоначальное образование. После десятилетнего обучения в Ашага-Стале, Ахтах и Согратле в
1793 году он вернулся в Ярагинский мактаб преподавателем.
С 1803 года Ярагский мактаб начал преобразовываться в медресе.
Ровно двести лет назад, в 1813 году, в Ярагском медресе пребывал и наставник Ярагского, тарикатский имам – бухарец Хас-Магомед. Вступив на путь тариката в 1821 году, Магомед Ярагский в 1823 году завершил разработку тарикатского учения, одновременно распространяя его в Дагестане и Ширване. Тарикат – основное течение мусульманской религии, основанное самим Пророком Мухаммадом, и идеи тариката были изложены и в Коране
Он поставил своей задачей, посвящать как можно больше мусульман Дагестана в исламскую догматику, тарикат и марифат. Больше всего верховного мюршида Дагестана занимала проблема тариката. Тарикат Магомеда Ярагского прошел два этапа в своем развитии. Первый – «исправительный», перевоспитание, второй – стремление горских народов к свободе. «Мусульманин не может быть ничьим рабом или подданным…». «Кто мусульманин, тот должен быть свободным человеком, и между всеми мусульманами должно быть равенство», – призывал он. Газават Ярагского преследует защитные оборонительные цели.
В учении Магомеда Ярагского светские идеалы сливаются с духовными, идеи патриотизма и стремление улучшать экономическое положение с гражданским самоопределением и религиозными заветами. «Новое учение Ярагского обогащено положениями имамов Казимагомеда, Гамзат-бека, Шамиля и их единомышленников. Это учение стало политической идеологией освободительной борьбы горцев.
В 1825 году по инициативе Магомеда Ярагского в Яраге прошел первый в истории Дагестана съезд высших духовных лиц. «Для нас не может быть другого страха, чем рабство…», – говорил верховный мюршид, арестованный и сосланный в «вольную Табасарань». В Аваристане шейх написал свой основной труд «Асар». Его книга «Труды» издана в 1910 году в типографии Магомед-Мирзы Мавраева.
Во второй главе первой части книги «Магомед Ярагский. Духовное наследие и наследники» представлены жизнеописания свободолюбивых современников Магомеда Ярагского: Хадж-давуда Мюшкюрского, Мирзы Али, Саида Кючхюрского и Етима Эмина.
Широко иллюстрировано празднование 225-летия Магомеда Ярагского 11 октября 1996 года в селении Сограть Гунибского района, где похоронен он и жена его Айшат. 1 ноября в селе Яраг-Казмаляр празднования прошли в более широком масштабе, в них участвовали и муфтий Саид-Магомед Абубакаров, космонавт Муса Манаров, генерал Мугудин Кахриманов, лидеры национальных движений, главы районных администраций, депутаты и ученые.
27 ноября 1996 г. в ДНЦ РАН прошла научно-практическая конференция. Доктор истории Расул Магомедов назвал имя шейха мюршида Магомеда-эфенди Ярагского в веренице имен хранителей памяти народа первым. В том же году его имя было присвоено одной из махачкалинских улиц.
Высказывания известных представителей современной дагестанской интеллигенции подчеркивают духовную связь между мыслителями разных поколений.
Знакомство с книгой раскрывает удивительную связь большинства именитых выходцев из Южного Дагестана с родом Магомеда Ярагского. Отдельные главы книги посвящены Гасану Алкадарскому, Готфриду и Генриху Гасановым, Сулейману Стальскому, Амри Шихсаидову, Кудрату Абдулкадырову, Абдулу Эфендиеву, Галибу-эфенди Садыки.
Несмотря на огромную работу в составлении энциклопедического издания, чувствуется некоторая недоработка в систематизации фактов и выдержанности стиля, что делает книгу тяжеловатой для обычного читателя. Но человека, причастного к этому знаменитому роду, сильно увлечет распутывание клубков родственных отношений и связей.
Читатель может найти объяснение и факту распространенности имени Яраги среди лакского народа. Когда юный Магомед приехал учиться в Согратль, где у него не было кунаков, по решению жителей этого села он слез на окраине села с мула и пустил его вперед. Мул остановился у дома согратлинца Ризы, потомка Казикумухского хана, там и стал жить Ярагский. В память о кунаке несколько поколений представителей рода Ризаевых считают необходимым давать сыновьям имя Яраги. Ярагский завещал свой Коран, сгоревший недавно при пожаре в согратлинской мечети, Ризаевым. А нам он оставил свои Заветы, среди которых и эти: «Первой заповедью наших предков, нашим высшим благом всегда была свобода». «Угнетенные должны освободить себя, а свободные – отвести от себя рабство». «Помогите просящему, простите кающегося в грехе».