Вышедшая в 2012 году в Дагестанском книжном издательстве книга «Наставник» рассказывает об организаторе народного образования в Табасаранском районе Раджабе Гасанове, проработавшем в этой сфере более полувека. В книге довольно подробно, с привлечением большого количества авторов, в числе которых сыновья Раджаба – муалима, его ученики, партийные и советские работники района, говорится о преемственности поколений, о том, как Раджаб Гасанов наставлял своих собственных детей (а было их 11) и учащихся Хурикской средней школы, в которой он проработал учителем и директором не один десяток лет. Раджаб Сеферович учил тому, что надо чтить традиции, обычаи своего народа, быть почтительным к старшим, целеустремленным. Усилия многодетного отца-просветителя Раджаба Гасанова были направлены на реализацию известного лозунга «Учиться, учиться и еще раз учиться». Можно сказать, что он стал основателем династии педагогов. Старший сын Исмаил после смерти отца продолжил директорствовать в той самой Хурикской школе, а затем долгие годы возглавлял уникальное издательство – Дагучпедгиз, другой сын – Магомед, известный ученый-историк, завкафедрой ДГПУ, есть педагоги и среди внуков и правнуков Раджаба. Другие сыновья Раджаба также получили достойное образование. Абдулталиб окончил Дагсельхозинститут, Абдулжалил – Дагсельхозтехникум, Абдулселим – Дагполитехинститут.
Культ знаний, культ учебы, привитый Раджабом, «спасает» его потомков от всех невзгод, от всех напастей. Специалист с большой буквы, он покорял окружающих своей эрудицией и работоспособностью, блестяще знал русский язык и литературу, был талантливым педагогом и чутким руководителем. Многое он почерпнул от русских учителей, которые в разные годы работали в Хурике и привнесли в горное село чистый русский язык. Из поколения в поколение в этой семье передается любовь к русскому языку, русской литературе. Взять хотя бы для примера его старшего сына – Исмаила. Будучи директором издательства, он способствовал изданию школьных русско-дагестанских словарей, переводов произведений местных авторов на русский язык, а также выходу в свет произведений классиков русской и мировой литературы. Любовь к литературе Исмаил Гасанов пронес через всю свою жизнь. Трепетное отношение к книге ему привил его знаменитый отец и учителя Дербентского педучилища, об этом учебном заведении Исмаил Раджабович вспоминает с особой теплотой. Он хорошо запомнил слова своего отца о том, что ежедневно нужно прочитывать несколько десятков страниц, делать выписки из книг, одним словом, вдумчиво работать с текстом. В его сравнительно небольшой квартире книжные полки везде, причем чувствуется, что хозяин библиотеки собирал их не для показухи и часто обращается к классикам за ответом на волнующие вопросы.
Есть такое жизненное правило, гласящее, что, если ты не смог воспитать своих собственных детей, то не берись поучать других. Это на самом деле так и есть. И жизненный опыт Раджаба-халу – яркое свидетельство такого утверждения. Многие из воспитанников Раджаба Сеферовича стали кандидатами и докторами наук, дипломатами, известными в республике писателями и журналистами, сотни выпускников школы продолжают работать в сфере образования и являются учителями высшей и первой категории.
В годы войны Раджаб Сеферович особо отличился на строительстве оборонительных сооружений, за что получил Почетную грамоту Президиума Верховного Совета ДАССР, медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.» и «За оборону Кавказа».
В 1955-1961 годах, будучи председателем Хурикского сельсовета, он приложил много сил и организаторского таланта, чтобы в послевоенное время благоустроить родное село, по его инициативе построены хозяйственные и общественные здания, мосты, дороги.
Член Общественной палаты РД, бывший руководитель Табасаранского района Магомед Юнусов на торжествах в связи с присвоением Хурикской школе имени Раджаба Гасанова в октябре 2008 года сказал слова, которыми я хочу закончить этот материал: « …Его звали Раджаб-халу, он был другом моего отца, они оба были педагогами, директорами школ. Присвоение школе имени Раджаба Гасанова налагает дополнительную ответственность на учащихся, на педагогический коллектив, на муниципальное образование в деле воспитания подрастающего поколения. И я убежден в том, что юные хурикцы пойдут по стопам известного педагога, просветителя и наставника…».