Культура и чиновники

Почти до 90-х годов прошлого столетия в большинстве своем чиновники все-таки сознавали государственный интерес, старались служить ему и гражданам, верили в будущее и считали, что вообще жизнь должна быть устроена на началах справедливости и добра. Лучшие из них и сегодня все же хотят что-то попробовать сделать… Это элита. Это те чиновники, которые хотят изменить страну. Они оптимисты, которые, самосовершенствуясь, верят все-таки, что все изменится, потому что главные перемены впереди. Они в меньшинстве, но будущее страны все равно за ними.
На всякого рода партийных форумах нам рассказывают, как власть заботится об учителях, врачах, научных работниках, студентах, пенсионерах, о работниках литературы и искусства. А в действительности страна работает на чиновников, менеджеров, силовиков. Зарплата чиновников растет вдвое быстрее, чем в среднем по стране.
Во время перестройки перестроились и чиновники. Они безнаказанно занимались казнокрадством, учили этому ремеслу своих детей, охранников, свое ближайшее окружение.
Очень часто люди сталкиваются с невнимательным отношением чиновников, иногда просто с элементарным хамством. К сожалению, порой сталкиваются они и с вымогательством и к тому же с отсутствием должного профессионализма. Потому работа органов власти должна стать более открытой для граждан и средств массовой информации, должна укрепляться связь с гражданским обществом. Целесообразно для этого создать многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг – это и есть линия прямого соприкосновения государства и граждан.
Если общество не верит власти, то никакие законы не могут воплотиться в жизнь. Если власть и чиновники коррумпированы, то они не имеют права требовать от своего народа соблюдения закона. Было время, когда власть и чиновники дипломатично и хитро обманывали народ, обманывали ласково, обещаниями на будущее, делали все для того, чтобы люди мечтали, кормили надеждами обездоленных и отчаявшихся. Теперь я вижу, что чиновники, которые по-хамски теряли элементарную культуру и, значит, совесть, нагло и цинично наслаждаются высокими фразами о том, как должно быть в действительности по закону. А реально они издеваются над людьми и демонстрируют, что как бы я лучше вас знаю, что и как надо, потому что я лучше вас, сильнее вас, там, «наверху», все мои друзья и буду вот так, если захочу, издеваться над вами. Потому и народ стал злее, усугубляя раскол между властью и обществом. Когда будут конкретно устранены условия, при которых чиновники будут «служить», а не начальствовать над профессионалами? Чиновник сегодня безграмотен, да еще он не понимает того, что культура, особенно в сегодняшних условиях, имеет огромное значение. Она должна быть впереди экономики. При таком низком уровне нравственного и интеллектуального развития общества на первый план должны вставать вопросы образования и воспитания. Но и по сей день – имея в виду власть – говорим о культуре в конце выступления или доклада, финансируем ее по остаточному принципу. Культура оказалась вынесена в сферу коммерции. И на этом пути, как бы в новую демократическую жизнь, народ растерял все, все цели, кроме одной – заработать деньги.
Коррупция чудовищных размеров стала закономерностью. Что будет дальше? В этих вопросах только культура может и должна помочь. Но коррупция проникла и в культуру, культура сегодня не в моде. Потому нет совести, морали и чести у чиновников – богатых, и граждан – обездоленных.
Как правило, чиновники живут не по законам, потому что создана такая система, при которой ответственность размывается. Они работают по своим корпоративным правилам и многие наши чиновники – от рядового гаишника до губернатора – на самом деле и не чиновники. Они бизнесмены. Главная цель у них – зарабатывать себе на жизнь и помочь в этом своим начальникам. Они торгуют своими правами что-то разрешить или запретить: одному бублик, а другому – дырка от бублика. При всем при этом государство им платит достаточно, чтобы требовать от них полной отдачи.
Старшее поколение знает, как при Сталине люди боялись идти на госслужбу. Они обязаны были служить не себе, а партии и народу. Сегодня народ возмущается беспределом чиновников, даже жаждет их крови. Как правило, виновного чиновника не наказывают, а снимая с одной должности, иногда назначают еще на более высокую.
И здесь культура может помочь осмыслить: кто мы есть и что мы есть? В чем наши достоинства, от чего надо отказаться, а что, напротив, сохранить и развивать. Цивилизация в грубой форме навязывает нам определенные ценности, а культура сопротивляется. Это происходит потому, что культура – это внутренние процессы, она глубинна, фундаментальна, национальна, идет от духа народа, а цивилизация – поверхностна, технична, интернациональна.
В Дагестане строить гармоничное общество можно только нашей собственной культурой, ментальностью, тем, что заложено в нас глубоко. Наша сегодняшняя жизнь – это следствие нашего вчерашнего выбора, наше завтра – это последствие того выбора, который мы сделали сегодня.
В системе власти – перестройки 90-х прошлого столетия не было места для профессионалов, которые предпочитали работать честно. Их игнорировали, издевались над их интеллигентностью, добротой и справедливостью. А разве это не продолжается и ныне? Самое сложное в нашей жизни оказалось поменять психологию обывателя, поменять его отношение к закону, к государству, утвердить веру в него.
Сегодня подбором кадров должны заниматься профессиональные структуры, как это делается в солидных коммерческих компаниях, когда, прежде чем рекомендовать кого-то на тот или иной пост, проверяется все – от достоверности данных резюме до результатов психологических тестов. Механизм отбора – есть ли он вообще у нас? Говорят, есть. Есть то, что называется работой по подбору и расстановке кадров. Но так ли она проводится, как повелевает сегодня демократия? Нет, нет и еще раз нет!
Когда же мы придем к тому, чтобы отказаться от утвердившейся практики?
Ведь точка зрения вышестоящих чиновников оказывается в большинстве случаев решающей, мнение же тех, кто работает или будет работать рядом или даже под руководством кандидата на выдвижение, не учитывается.
И вот такой начальник приобретает власть, а потом коллектив от него стонет: он – конформист, интересующийся только личной выгодой. За пятьдесят лет работы в Аварском театре, коллективу и мне, как главному режиссеру, не интересуясь нашим мнением, назначали семь директоров, каждый из которых по-своему уродовал творческий организм театра. Они утверждают свой авторитет, а не творчество, свою демагогию, а не демократию. И тут в ход идут угодничество, подхалимство, показная активность, одним словом, все мы знаем, как, к сожалению, еще очень часто добывается благосклонность вышестоящих… На честных, преданных своему делу работников клевещут, создают о них мнение как о неугодных, недисциплинированных, вечно недовольных и т.д. А ведь как ни крути, а все мы работаем под чьим-то руководством, от которого в решающей мере зависит не только наше производственное и общественное лицо, но и само положение в коллективе, в обществе, в том числе и материальное. Потому надо серьезно заострить внимание на самом механизме отбора, на его демократизме или наоборот.
Иногда я думаю над тем, почему у нас не поднимает голову так называемое гражданское общество. Надо смело взглянуть правде в глаза: в нас слишком долго и упорно культивировалась исполнительность как чуть ли не основная добродетель. В общественное сознание, в том числе и средствами литературы, искусства, основательно внедрялся стереотип человека – исполнителя и не культивировался образец человека – личности со своим независимым мнением, позицией. Были времена, когда «высунуться» означало порой и голову потерять, теперь голову не сносят, но можно лишиться места, а то и покрупнее поплатиться. И, естественно, постепенно мы отучились спорить, возражать, не соглашаться, отучились думать и говорить «нет». А ведь такое должно быть нормой, основой культуры выработки любого решения. И каждый из нас осознанно понимает, что грош цена решению, которое не стало суммой, концентратом мнений, точек зрения. Грош цена такому единогласию.
Обострившийся спрос на энергичных, инициативных людей новаторского толка, которыми прежде всего и пополняются кадры руководителей, вместе с тем открывает двери и приспособленцам, все тем же карьеристам, сумевшим ловко пристроиться под сенью нынешних знамен. Да, они чуткие, оборотливые, да и работают, как правило, энергично. Но в суть того, что они сами делают, в общем-то не вникают, мнение окружающих по тому или иному поводу их не волнует, но зато всякое начинание, идущее сверху, они принимают безоговорочно: выполнить быстрее всех, отрапортовать и отличиться. Над сутью исходящего сверху распоряжения они не задумываются и уж тем более не способны посмотреть на него критически, с точки зрения общественной целесообразности. Собственная инициатива, своя точка зрения? Только попробуйте сунуться к такому с каким-то новаторством, он вас больше не примет у себя никогда.
Говорят: таланту надо помогать – бездарь пробьется сам… Но все-таки! Талант, дарование – это всегда высокая культура, всегда порядочность, а она, в свою очередь, родная сестра скромности и несовместима с такими понятиями, как, к примеру, карьеризм. Но талант поэтому и труднее заметить – он не вертится вокруг руководящих кругов, не бросается в глаза, не бьет, не фонтанирует общественной кипучестью. И потому выберут, как это часто случается, не талант, а вот этого – кипучего энергией авантюриста. Но как их различить? Есть только одно средство – глас народа, глас общественности, а не начальствующих чиновников. Нужно спросить у тех, кто знает истинную цену и тому, и другому: ведь в коллективе все на виду, как в аквариуме. А у нас между тем до сих пор нет даже простейшего инструмента демократии продвижения: твердого правила, по которому выдвижение может состояться лишь при гласной апробации коллектива. Этот коллектив не должен быть зависим от зарплаты, званий и т.д. В коллективах сегодня нет условий, чтобы хорошие люди друг с другом сплачивались во имя хорошего большого дела. А есть благодатные условия для чиновников, чтобы плохие, да именно на плохие дела сплачивались легче и крепче. А чтобы хорошие сплачивались с хорошими дружнее, и для этого нужно самоуправление народа.
Врио Главы Дагестана Рамазан Абдулатипов неоднократно подчеркивает, что благополучие общества, перспективы его развития во многом зависят от состояния образования, культуры, духовной и нравственной зрелости подрастающего поколения, т.е. от будущих чиновников в том числе.
Нужны новые чиновники и новые меры. В смысле – действия. Кадровая политика врио Президента Дагестана вполне соответствует концепции постепенного перехода от количества к качеству. Нужны только честная аттестация и другие меры, где ставка только на профессионализм и опыт. Только руководству республики надо отстраняться от лизоблюдов, избегать карьеризма и карьеристов. Есть примеры, когда администрация не подпускает к самым высоким государственным чиновникам честных и порядочных граждан. Это особая тема разговора – отгородить реальность от Президента «Китайской стеной».
Главное на сегодня – вернуть интеллектуалам их прежнее социальное достоинство и отвечать на запросы общества вовремя, честно и четко. А затем обновить национальное историческое сознание и сохранить политическое здоровье Дагестана. Каждому чиновнику хочется напомнить слова Л.Н. Толстого: «Думай хорошо, и мысли созревают в добрые поступки».
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...
spot_imgspot_img

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...

Махачкалинца ждёт суд за оставление в опасности, повлекшее смерть человека

Прокуратура Ленинского района Махачкалы направила в суд уголовное дело в отношении местного жителя, обвиняемого в оставлении в опасности, повлекшем...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам