Появилось много скептиков, в том числе среди молодежи в Интернете, когда врио Президента Дагестана Рамазан Абдулатипов объявил о праздновании Дня Конституции Республики Дагестан и о том, что отметить этот день (по крайней мере, чиновники) должны будут в традиционных национальных костюмах народов Дагестана. И тем самым подать пример всем остальным. Главными аргументами недовольных идеей о национальном костюме было: сегодня чиновников, а завтра уже всех заставят носить, причем каждый день, называя праздник клоунадой, цирком, маскарадом. Но настал день, которого все так «боялись». И, если говорить о своих ощущениях, то единственным, что «спасло» этот праздник, оказались как раз-таки национальные костюмы. Ну, чего мы с вами не видели в этих праздниках? Дагестанских артистов, поющих под фонограмму?
С утра город никак не говорил о том, что республика празднует День Дагестана, я не встретила ни одного человека, одетого в национальную одежду, только мимо проходившие двое мужчин что-то неравнодушно обсуждали «про черкески». Праздничный концерт на площади начинался вечером, и уже в ее окрестностях можно было увидеть людей в национальных костюмах. Признаюсь, с непривычки не могла оторвать глаз как от мужчин, так и от женщин, хоть со стороны это, наверно, казалось не очень приличным – так пристально и с таким интересом разглядывать людей. Впрочем, не скажу, что «национальным героям» это внимание окружающих не нравилось или смущало. По площади и у Дома дружбы расхаживали люди в национальных нарядах, общались, фотографировались. И сразу даже не было понятно, кто это: простые люди или чиновники, а если чиновники, то кто именно? Оказалось, настолько меняет человека эта одежда. Мужчины преобразились. Черкеска, кинжал, папаха, газыри – и ты уже совсем другой человек, с особенной статью и благородством. Разглядывая людей, еще я сделала для себя вывод, что национальный костюм очень молодит. Особенно это касается женщин. Эти ткани, парча, золотистая вышивка, длинные платья и головные уборы… Все женщины в этих нарядах были такими красивыми, женственными и, казалось, что у них вообще нет возраста. Проходя мимо оцепления, заметила в национальном костюме Такибат Махмудову, теперь уже бывшего министра труда. Сотрудник полиции, показывая, откуда следует пройти, сказал ей: «Девушка! Вход оттуда!». На что его напарник тихо ему шепнул: «Эээ, ты что? Она же министр!». Вот как до неузнаваемости меняет женщин национальный наряд!
Казалось, что женщин немного смущает это внимание к себе. Но то, что им это приятно, было заметно. Мужчины же с высоко поднятой головой «выгуливали» свое холодное оружие, расхаживая по площади. Стоя в толпе, случайно задела кинжал впереди стоящего мужчины – и тут в мою сторону медленно, поворачивается его лицо, полное такой неподдельной важности и беспокойства, будто на его «клинок» покушался кто-то из недругов мужского пола. Но, увидев, что это всего лишь я, встретившая суровый горский взгляд ответным «извините», носитель черкески, улыбнувшись, принял свое прежнее положение.
Концерт на площади начался вечером, ближе к восьми часам. Первая его часть состояла из выступлений молодых дагестанских исполнителей: Азнаура, Марины Алиевой, Лауриты, Даниэля Гарунова, Айшат Айсаевой, Кристины, Залины Шамовой и т.д.
Рядом со мной сидели три женщины, аварки, в национальных костюмах. Эти бесподобные белые платки поверх чохто с вышивкой, эти височные кольца, украшавшие их головные уборы! Даже обувь была подобрана под наряд – то, что мы сегодня можем назвать стилизованными балетками, а на самом деле красивейшие чувяки с вышивкой. Национальный антураж и атмосферу особенного, горского благородства, красоты и изящества, витавшие вокруг меня благодаря этим женщинам, портили только мужчины, сидящие сзади. Они неприлично громко говорили на своем родном языке, раздражающе смеялись, комментировали происходящее на сцене. Вроде ничего уж особенно плохого они не делали, но культурное отторжение они все же вызывали. Что такое мужская строгость к себе, скромность, немногословность, видимо, они не знали. И эта расхлябанность в красных мужских футболках никак не сочеталась с такими красивыми, улыбчивыми женщинами, сидевшими рядом. И это, к сожалению, два мира, в которых живет современный Дагестан. Как долго они будут существовать? И возможно ли долгое сосуществование подобного? Что победит: образованная, развитая, адекватная часть Дагестана, или вот эта дикость и невежество, не способное взглянуть на себя со стороны и ужаснуться? Наверно, покажет время. А пока… вот такой диссонанс.
После первого блока праздничного концерта на сцену поздравить дагестанцев вышел и.о. мэра Махачкалы Муртазали Рабаданов, который в своей поздравительной речи отметил, что Конституция Республики Дагестан сыграла ведущую роль по сохранению правового поля в республике, в создании гражданского общества республики, уберегла нас от многих потрясений, в тяжелые годы помогла сохранить целостность Дагестана в составе Российской Федерации. – Я хочу пожелать всем здоровья, добра, процветания нашей республики, – обратился к собравшимся мэр и предоставил слово врио Президента Дагестана Рамазану Абдулатипову.
Прежде чем процитировать Президента республики, я скажу, что на появление мэра на сцене была очень теплая реакция, аплодисменты и удивление, когда увидели, что он вышел в национальном костюме. Впрочем, судя по тому, что говорили люди вокруг меня, это их приятно удивило и, по-моему, как-то даже растрогало. Не знаю, почему. Возможно, не все махачкалинцы были в курсе, что чиновники придут в национальных костюмах.
Когда вышел Рамазан Абдулатипов, с людьми происходило что-то невероятное: эти долгие аплодисменты, крики радости, что даже (уж простите за технические подробности) мой диктофон из президентской речи практически ничего не записал, кроме восторженных криков сидящих. Я, конечно, знала, что у Президента немало поклонников, но не думала, что настолько, причем способных так бурно реагировать на его появление.
– Пусть этот праздник принесет нам больше безопасности, больше благополучия и больше взаимопонимания, – обратился к дагестанцам Рамазан Абдулатипов. – Мы есть граждане Российской Федерации, в Конституции Республики Дагестан закреплено наше историческое место вместе с русским народом, вместе с Российским государством, – продолжал президент, – дорогие друзья! Конституция – это всегда достижение общих интересов, единства во имя общего благополучия. И сейчас мы в этом нуждаемся. Если конституция будет реализовываться, если ценности и гарантии Конституции будут доходить до каждого дагестанца, если дагестанец почувствует, что, действительно, защищают его безопасность, благополучие, права и свободы. Мы все сделаем для этого! Мы исправим многое упущенное за эти годы!
Началась основная часть концерта, в которой, как обычно, было много национальных танцев и песен. Выступили все танцевальные коллективы, которые традиционно принимают участие в подобных мероприятиях. Были выступления более академические – Тагир Курачев, Мухсин Камалов, и более, что называется, массовые – Зайнаб Махаева, Лариса Гаджиева, Патимат Кагирова. Единственным и, пожалуй, главным недостатком всего этого была фонограмма. Как мне показалось, живьем исполнил песню только Марио-Али Дюранд-Сутуев, который, кстати, был и единственным из исполнителей, который поздравил собравшихся с праздником. Ну, как так? Разве артист, выходя на сцену, тем более по праздничным поводам, не должен поприветствовать публику, поздравить? Мне почему-то кажется, что должен. Думаю, что это даже некий сценический этикет. Ну, хотя бы сказать: «Добрый вечер, друзья! С праздником!».
Новшеством этого концерта была декламация стихов народных поэтов Дагестана, среди которых по понятной причине больше внимания было уделено Расулу Гамзатову. Также в связи с наступающим празднованием 90-летия со дня рождения Расула Гамзатова, на сцену к его фотографии возложили цветы.
Еще одним элементом этого мероприятия, который мне показался новым, было слишком частое упоминание о том, что мы – это Россия, мы – часть русского народа, сопровождавшееся демонстрацией на экране Президента России Владимира Путина. Но, как отмечалось, это было связано с 200-летием официального вхождения Дагестана в состав Российской империи.
Но, возвращаясь к тому, с чего я начинала, снова повторю – дагестанские национальные костюмы сделали этот праздник. Не понимаю, почему чужие традиции для нас это «вау!», а свои высмеиваем и называем маскарадом? И раз уж мы приняли решение заговорить о своей традиционной культуре вновь, давайте сделаем так, чтобы этот «джентльменский набор» горского костюма изменил нас не только внешне, но и внутренне. Чтобы это был как раз тот случай, когда люди меняются внутренне, начав меняться внешне.