Здесь от природы не росли никакие деревья, все посажено руками человека и, разумеется, поливается водой. Старый махачкалинский пейзаж, фрагменты которого еще сохраняются, например, по проспекту Шамиля номера домов от
192 до 200 – это высокие камыши, болотца под ними, царство комаров, где когда-то вплоть до 50-х годов прошлого века господствовала малярия. Возвышалась над окрестностью метров на 70 горка Анджи-Арка, где когда-то в 20-х годах XVIII века лагерем стоял Петр I – русский император. Аул Тарки или город Таргу возвышался над окрестностью, но был на горе, где не было болот, а были родники питьевой воды. Город возник из-за прилегания к морю: было очень удобно использовать прибрежные берега Каспия. Но здесь всегда не хватало воды. Без воды этот маленький городок с населением от 12 до 24 тысяч никак не развивался бы.
В 1876 году в город пробуют провести воду из реки Сулак, но неудача – и строительство было заброшено почти на 50 лет. Про город писали, что это «умирающий город», хоть там была и железная дорога, и порт. Без воды он не мог развиваться.
Советская власть решает эту проблему в августе 1923 года. Понимая важность строительства водооросительного канала для столицы молодой республики, на стройку собралось
45 тысяч человек. Велика роль инженера – строителя – мелиоратора Видади Эмирова, который талантливо руководил стройкой и пообещал советскому правительству: «Вода будет!» Этому руководителю строительства и вместе с ним всем строителям канала надо поставить в Махачкале памятник. Поставить его можно в каком-нибудь парке, например, парке им. 50-летия Октября.
В Махачкале имеющимся паркам, например, Вейнерскому саду, воды всегда не хватало и такого размаха озеленения в столице Дагестана без канала Октябрьской революции (КОРа) никогда не было бы. Сейчас в нашем городе много и очень много зеленых уголков, и все это благодаря Сулакской воде, которая оросила землю, и снабдила питьевой водой дагестанцев. Когда был сооружен канал, в Махачкале было всего чуть более 20 тысяч жителей, а сейчас более 700 тысяч. И к тому же строительство поселка Двигательстрой, который с 1947 года назвали городом Каспийском, к которому провели ветку канала от махачкалинского водохранилища, было бы также затруднительно. Каспийск без воды тоже не мог бы расти и увеличиваться.
Канал и пришедшая с ним вода создали такой крупный мегаполис на берегу Каспия, как Махачкала, и о его строителях, об инженере Эмирове в первую очередь забывать нельзя. Надо отметить это историческое событие памятным сооружением в Махачкале.