Историческая правда и мифологическая кривда

Если кто желает получить более или менее исчерпывающее представление об историческом или культурном развитии Дагестана на примере отдельно взятого этноса или вольного общества, то ему следует обращаться к этой книге.

Барзек не превозносит и не ниспровергает никого и ничего, он как автор-составитель этого великолепного издания сам уходит в тень, давая слово другим авторитетным людям, как это, например, делает председательствующий на общественном форуме или научном конгрессе. Тем не менее сразу видна роль писателя, который очень талантливо выступает сразу в нескольких ипостасях: инициатора, организатора, ведущего и даже духовного спонсора этого виртуального, но в то же время вполне реального «мероприятия» по призыву современников возвращаться к духовным ценностям прежних поколений.

В объемистой книге «Путешествие к предкам» сосредоточен огромный познавательный материал историко-философского, социально-экономического, религиозно-духовного содержания, причем Барзек, как говорится, называет вещи своими именами, независимо от того, какие конкретно ассоциации они могут вызвать у читателя.

Чтобы доказать правоту своих слов, я хотел подкрепить их различными цитатами из книги, но пришлось отказаться от этого замысла, потому что, во-первых, цитирование заняло бы слишком много места, а во-вторых, это все равно не охватило бы основной содержательный смысл произведения. В похожей ситуации я оказался, когда, работая над одним из своих сочинений, решил использовать выдержки из книги пророка Сулеймана (притчи Соломона). «Нужными цитатами» оказались почти все притчи, и цитирование теряло смысл. По этой понятной причине вместо приведения отрывков из книги Барзека ограничусь рекомендацией читателю прочесть всю книгу.

В этом месте в «бочку меда» похвалы в адрес данного сборника во имя объективности считаю возможным добавить и «ложку дегтя».

На обложке этого шикарного издания почему-то красуется изображение «пещерного человека» совершенно непривлекательной внешности, который вряд ли может быть представлен как собирательный образ «предков» или в качестве художественного эпиграфа к произведению. Потрет этого «годеканца» в жалком одеянии нарисован известным художником Лансере, для которого он, по всей вероятности, представлял экзотическую натуру, но это не значит, что данный образ годится в качестве исторического символа Дагестана.

Несколько лет тому назад в домашней библиотеке Барзека я видел книгу об исламе, на обложке которой помещен этюд «Голова раба» известного фламандского художника. Сморщенное, искривленное, измученное лицо исхудалого смуглокожего раба никак не может служить художественным олицетворением небесной религии, одной из идеологических доктрин которой является как раз освобождение от рабства. Не забудем еще, что светлым идеалам исламского вероучения следуют более миллиарда верующих во всем мире.

Вот почему вместо жалкой фигуры бедного горца на обложке данной книги было бы более уместным изображение вооруженного всадника в черкеске с кинжалом или ученого алима в чалме с Кораном.

Для контраста с исторической правдой, представленной в своем сборнике Барзеком, хочу привести примеры, когда вместо такой правды заинтересованные лица рекомендуют нам мифологическую кривду, которая в жаргоне именуется «лапшой на уши».

Речь, в частности, пойдет о неких якобы религиозных «реликвиях», которые вряд ли имеют какое-либо отношение к духовности или истории.

В свое время великий мыслитель и писатель Лев Николаевич Толстой называл «зацикленность» некоторых людей на каких-то реликвиях и атрибутах, обрядах и традициях «религиозным гипнозом».

Если кто-то когда-то придал «статус святости» той или иной вещи или тексту, личности или обряду, то этот статус продолжает иметь силу в течение продолжительного времени. Мало кто задается вопросом о смысле искомого, потому что рискует оказаться в рядах еретиков, как это случилось с Толстым. «Религиозный гипноз» порою оказывается сильнее здравого смысла и имеет свойство распространяться среди людей, в том числе и среди тех, кого именуют государственными чиновниками или церковными иерархами.

То, что некогда было насущным, вполне может потерять свое значение в том или ином качестве с течением времени. Идеи и доктрины, которые когда-то зародились, спустя годы и века могут исчезнуть. Некоторые мифологизмы в этом плане оказываются вполне живучими, поскольку внедрены в сознание поколений на генетическом уровне. Вот почему влияние «религиозного гипноза» сохраняется веками. Приведем некоторые примеры.

Несколько месяцев назад в ряде российских СМИ появилась информация о демонстрации в некоторых городах страны «священных реликвий» в виде пояса Богородицы, платка Вероники и креста Андрея Первозванного.

В мире имеется огромное количество подобных артефактов, к которым относятся голгофский крест Христа, туринская Плащаница, святой Грааль, копье Судьбы, а также многие другие.

Для непосвященных поясню следующее. Некогда Дева Мария подарила одной из многочисленных паломниц свой пояс, который позже получил название «пояс Богородицы», а благочестивая женщина Вероника своим платком вытерла пот с лица Иисуса Христа, когда он нес крест на гору Голгофу, где римляне и иудеи, согласно христианским источникам, казнили его. Копьем Судьбы называют наконечник копья, которым легионер Лонгин поранил бок распятого Христа. Туринской Плащаницей принято именовать кусок ткани, в который было завернуто тело Иисуса. Святой Грааль – чаша, которой пользовался Христос на тайной вечере накануне казни и в которую Иосиф Арифмейский собрал кровь Иисуса на Голгофе. Этот ряд святых реликвий можно продолжить крестом с нижним расположением поперечника, на котором был распят апостол Петр, а также Х-образным крестом-распятием Андрея Первозванного.

Исследователи установили, что, если собрать хранящиеся в разных церквях и музеях куски крестов, на которых якобы были распяты Христос и апостолы Андрей и Петр, то из них можно соорудить около тысячи крестов, в то время, когда их может быть только три. Каждый из многочисленных владельцев «священных крестовых древков» доказывает, что именно его артефакт является исключительно подлинным, а все остальные представляют собой всего лишь подделки. То же самое относится к поясу Богородицы и платку Вероники, которых могло быть только по одному экземпляру, а в наше время их насчитывается более сотни.

Что же касается копья Судьбы, то оно числится в количестве всего лишь четырех штук, которые хранятся в Риме, Кракове, Вене и армянском городе Эчмиадзине. Первые три были подвергнуты экспертизе и однозначно признаны средневековыми подделками. Армянские же церковники не позволили провести подобную экспертизу, видимо, не без оснований опасаясь аналогичных результатов. Проведенная специалистами экспертиза также показала, что ткань туринской Плащаницы произведена в Европе несколько столетий тому назад, а не в Палестине времен Христа. Результаты данных экспертных исследований никто не оспаривает, они существуют как бы отдельно от демонстрируемых сомнительных артефактов, которые, по всей видимости, являются инструментом массового психического явления, названного Львом Толстым «религиозным гипнозом».

Нечто подобное происходит также с «раритетами» позднего периода. Например, в апреле 1917 года Ленин выступал в Петрограде на митинге рабочих, используя в качестве трибуны бронеавтомобиль. Спустя несколько десятилетий «ленинских броневиков» оказалось… аж пять штук, хранившихся как «революционная святыня» в разных городах СССР. Известна историческая фотография того же Ильича, на которой он запечатлен несущим вместе с несколькими рабочими бревно во время субботника. Впоследствии оказалось, что совместно с вождем мирового пролетариата «бревно несли», по их собственному признанию, более четырехсот человек.

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года в Потсдаме представитель верховного главнокомандования гитлеровских войск генерал-фельдмаршал Кейтель подписал Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. В Советском Союзе у разных лиц, в числе которых был и известный писатель и фронтовой журналист Константин Симонов, хранились 11 ручек, которыми Кейтель якобы «подписал» исторический документ.

Вот такая вот получается странная история, в которой, согласно известному библейскому выражению, «зерна от плевел» не отличишь. Вероятно, подобную ситуацию имел в виду известный английский литератор позапрошлого века Самюэль Батлер, когда писал: «Бог не может изменить историю, а историк – может». Видимо, такую роль берут на себя не только некоторые историки, но и все те, кто, руководствуясь разными мотивами, стремится подменить мифологической кривдой историческую правду.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам