Тема, поднятая в нем, заслуживала пристального внимания, но так как мне было уже немного душно, а на улице стояла прекрасная погода, я решил выехать в город и немного развеяться. Очень хотелось отвлечься от утомительной рутинной работы и вдохнуть сладкий вкус свободы передвижения, приятной прогулки, которая всегда окрыляет. Я люблю иногда после длительного пребывания дома пройтись по улицам Махачкалы и почувствовать особую атмосферу города, в который я приехал будучи маленьким ребенком, знакомую многим горожанам. Тонкие запахи дорогих женских духов вперемешку с запахами сигарет и автомобильной гари сопровождают тебя, когда, шагая легкой походкой жизнелюба и романтика, ты любуешься витринами брендовых магазинов, супермаркетов и салонов. По пути можно зайти в простое кафе и недорого, но вкусно поесть, а потом направиться в салон, где продают диски и купить один из последних сериалов, по какой-то причине пропущенных мною в программе по телевидению.
И в тот раз, совершая свой обычный вояж, я шел по городу, предвкушая приятное проведение времени. День стоял теплый и солнечный. Радуясь этому и созерцая городской пейзаж, я не заметил, как подошел к центральному парку, примыкающему к правительственной площади, являющемуся, на мой взгляд, лучшим местом отдыха жителей и гостей города, местом, где по дорожкам и тропинкам прохаживаются влюбленные пары или, сидя на скамейках, ведут свои тайные беседы под сладкоголосое пение птиц. Это еще и место, где всегда можно встретить букинистов, любителей и ценителей книг, купить сочинения литературных гениев – от Достоевского до Салтыкова-Щедрина, от Вольтера до Беранже. Можно также просто побродить по аллеям парка под сводами его высоких и старых деревьев. Погружаясь в такое лоно, ты забываешь о житейской суете, и в этом состоянии, окутанном сладкими ощущениями красоты, думается только о хорошем.
Прогуливаясь и витая в своем воображении, я не заметил, как день стал клониться к вечеру. Выйдя из парка, я зашел на рынок, чтобы купить кое-что из продуктов и направиться домой. И когда я уже возвращался на остановку, собираясь ехать домой, то вдруг стал свидетелем одной шокирующей сцены, сильно меня поразившей. Недалеко от входа на рынок просил милостыню калека. Он выглядел измученным и изможденным. С протянутой рукой он смотрел на людей и искал сочувствия. Редкие прохожие бросали ему мелкие монеты, но большинство проходили мимо, стараясь не замечать его. У этого человека не было обеих ног и одной руки.
Сидя в своей инвалидной коляске, он как-то неловко повернулся в сторону одного из прохожих и, не удержав равновесия, упал на асфальт. Калека попытался подняться, но у него не было даже упора, чтобы сделать это. А люди торопливо проходили мимо. Инвалид, видя, что ему не удается подняться на кресло-каталку, протягивая одну-единственную руку, продолжал вымаливать подаяние. И тут случилось то, чего я совсем не ожидал. Одна толстая торговка, презрительно глядя на него, крикнула: «Вы посмотрите, как он старается, как вымогает деньги, видно, он большой любитель разбогатеть за чужой счет!» И она стала громко смеяться. Некоторые продавщицы, торговавшие рядом, в знак согласия поддержали ее холодным смешком.
Циничные слова толстой торговки резали слух своей несправедливостью. Я тут же поспешил к инвалиду, чтобы помочь ему. Но в эту минуту какой-то внимательный и сердобальный человек уже поднимал его и, как сумел, посадил в кресло. Меня удивило и возмутило то, как люди упрощенно смотрят на вещи, считая всех, кто просит деньги, жуликами и аферистами. Обобщают то, что обобщать недопустимо. И я тут же представил себя на месте этого калеки, и это меня так ужаснуло, что я старался уже не думать об этом, сознавая, как жестока и груба наша действительность. Мир показался мне не таким прекрасным, каким был всего полчаса назад. Так уж бывает в нашей повседневности, что нередко встречаются ситуации, полностью выбивающие из колеи. К счастью, они бывают нечасто, но если происходят, то оставляют в душе неприятный осадок.
Потрясенный увиденным, я сел в маршрутку и поехал домой. За окном сгущались сумерки. От моего былого жизнерадостного настроения не осталось и следа. Я ехал и думал о том, как мы все слабо защищены на этой земле, как бываем неосторожны и немилосердны к себе подобным, забывая, что когда-нибудь все вернется к нам бумерангом. Как важно не опускаться до низкого уровня, когда ты лишен права нести высокое звание человека.