Сегодня в Дагестане, как и по всей стране, происходят глобальные перемены. Происходящие процессы часто носят нерегулируемый характер, так как отсутствует ясная позитивная государственная идеология, изменилась иерархия общественных ценностей, разрушились традиционные институты воспитания подрастающего поколения.
Изменения, происходящие в дагестанском обществе, определяют новые требования к знанию своего прошлого, своей истории.
История развития человеческой цивилизации свидетельствует о том, что проблема усвоения правил и норм человеческого общежития, принятых в обществе, – центральная проблема любого общества, переживающего кардинальные перемены на пути модернизации государства и изменений общественного уклада.
История дает возможность осмыслить информацию из разнообразных источников.
Несистемность преподавания истории Дагестана, сокращение часов на нее в пользу других непрерывно возникающих дисциплин ведет и к историческому нигилизму и просто к невежеству. В дагестанском обществе отсутствует понимание того, что происходит эрозия исторической памяти народа, осмеивается прошлое и чем это грозит в будущем. Упадок исторической грамотности в нашей республике очевиден. Реформирование высшей школы осуществляется без какого-либо консультирования с вузовскими коллективами. Введение двухуровневой системы подготовки специалистов также напрямую ведет к тому, что из учебных планов факультетов исчезают дисциплины, способствующие именно формированию высококультурной, гуманистически ориентированной личности, в том числе и истории Дагестана.
Лет двадцать тому назад, когда был объявлен конкурс по подготовке и изданию учебника истории Дагестана на альтернативной основе, мной был написан вариант учебника, который был обсужден в различных учебно-педагогических коллективах, а также в школах, вузах. Однако учебник для школ остался неизданным.
И теперь Министерство науки и образования РД не привлекает преподавателей вузов к написанию учебников.
Излишне доказывать, сколь необходимо сознательно базирующееся на подлинно научной основе знание истории Дагестана для каждого образованного человека. Ведь известно, что каждый культурный народ знает свою историю. Знают свою историю и дагестанские народы. Известны достижения дагестанской историографии. Однако вся беда в том, что мы до сих пор не сумели правильно поставить преподавание этого предмета в средней и высшей школе. В этом вина не только историков – преподавателей вузов, учителей школ, но и Министерства образования и науки РД. Как же иначе объяснить тот печальный факт, что и по сей день наша учащаяся молодежь не располагает достаточно совершенным учебником по истории Дагестана и не выяснено, в каких классах преподавать ее.
Как же быть? Ждать того счастливого дня, когда такой учебник наконец появится? Дожидаться счастливой поры, когда органы просвещения уделят должное внимание вопросу преподавания истории Дагестана в средней и высшей школе?
А за это время школу и вуз успеют окончить тысячи, десятки тысяч молодых людей, получивших неполноценное образование. Я говорю «неполноценное образование», так как невозможно представить гармонически развитую личность, человека образованного и не располагающего достаточным знанием истории того народа, к которому он принадлежит генетически и духовно.
На кафедре истории Дагестана Даггоспедуниверситета подготовлен учебник по дагестанской истории, который в какой то мере способен восполнить этот пробел.
Этот учебник подготовлен к изданию уже несколько лет тому назад, и мы неоднократно обращались в Министерство образования РД с просьбой об его издании.
Однако министерство под разными предлогами не сочло необходимым его издать. Министерство образования РД не волнует и вопрос о количестве часов, отводимых на преподавание истории Дагестана в школах и вузах республики.
Надо сказать, что эта дисциплина почти вытеснена из учебных планов некоторых школ и вузов. Отдельные члены экспертных комиссий необдуманно ставят вопрос о преподавании истории Дагестана только в 6-7-8-9-х кл. Непонятно, почему издательство «Дрофа» должно диктовать, в каких классах и в каком объеме преподавать историю Дагестана.
Считаем необходимым сохранение двухкомпонентного преподавания истории Дагестана в школах: в 8-9-х классах – первый и в 10-11-х – второй.
В свете изложенного важнейшей задачей органов образования следует считать сохранение в учебных планах истории Дагестана и создание необходимой учебно-методической базы для преподавания этой дисциплины в школах, средних специальных и высших учебных заведениях республики.
От редакции: подробнее о планах издания дагестанских учебников читайте в следующем номере.