Троллейбус на обочине

Постепенно увеличивалось количество машин, в следующем году был открыт маршрут № 2, затем маршрут № 3.

Расцвет электротранспорта в Махачкале пришелся на 80-е годы: 125 троллейбусов, 672 человека в коллективе. На линию выходили 75-80 машин, работавшие по 11 маршрутам.

Сегодня в толпе разномастных иномарок и юрких маршруток редко когда увидишь величавый спокойный троллейбус. Куда делся столь любимый махачкалинцами бесшумный экологичный транспорт? Что нужно для его возрождения? Об этом наш разговор с главным инженером МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» Фузуллу Фузуллаевым.

Ф. Фузуллаев в системе управления работает 41 год. Прошел все ступеньки карьерной лестницы от водителя до главного инженера. Заслуженный работник транспорта РД, награжден Почетной грамотой Министерства транспорта России.

– В 90-е годы нас постепенно перестали финансировать, так получилось, что из системы Министерства ЖКХ РД нас перевели в Министерство транспорта, а затем в систему администрации города Махачкалы.

Раньше мы получали троллейбусы по разнарядке через Главное управление Москвы, которое распределяло машины по всей России. В 90-е годы мы не получили ни одного троллейбуса, выживали за счет списания старых машин, детали которых использовали при ремонте. Но продержались, не дали развалить предприятие.

В то же время началась реконструкция центральных улиц города: Ленина, Советская. Пришлось снять движение с самого ходового маршрута № 2. Потом начались работы на улицах им. 26 Бакинских комиссаров, М. Гаджиева, Акушинского… Старые связи были потеряны, люди, привыкшие к нашим троллейбусам, постепенно о них забыли и пересели на маршрутки.

– Как и почему ваше предприятие вошло в городскую систему, стало МУПом?

– В начале 2000-х годов вышел Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому весь городской пассажирский транспорт должен находиться в ведении муниципалитетов. Если раньше мы финансировались из республиканского бюджета, то теперь из городского.

Регулярно составляется целевая программа стабилизации и развития городского пассажирского электрического транспорта в городе Махачкале. В ее обязательства входит такой пункт, как приобретение новых троллейбусов. Но в последний и единственный раз мы приобрели 20 машин в 2009 году.

– Насколько рентабелен такой вид транспорта, как троллейбус?

– Во всем мире, не только у нас, пассажирский транспорт планово-убыточный. Например, перевозка одного пассажира обходится нам более 20 рублей, а стоимость проезда сегодня 8 рублей. Пока эту цену мы увеличивать не собираемся.

Дотаций из городского бюджета не хватает. Мы понимаем, что у городских властей проблем достаточно: не хватает детских садов, школ, нуждаются в реконструкции системы жизнеобеспечения и т.д.

Стараемся зарабатывать сами, как можем: сдаем в аренду пустующие площади, размещаем на машинах рекламу. Но все равно нам нужна помощь.

Посмотрите, что творится сегодня на улицах города! Маршрутки заполнили все транспортное пространство. Наши троллейбусы не могут подъехать к остановке из-за того, что те буквально «забиты» маршрутками и другими легковыми и грузовыми автомобилями.

Троллейбусы сегодня фактически выброшены на обочину…

– Сегодня много говорится, что город в скором времени приобретет автобусы. Как, на Ваш взгляд, это скажется на общей транспортной ситуации в столице?

– Я считаю, что все виды транспорта должны быть представлены, но в разумном количестве и пропорциях. Сегодня невозможно обойтись без маршруток, но их количество буквально зашкаливает.

Автобусы нужны, скорее всего, как загородный транспорт – они мобильные, подвижные, вместительные. Но вместе с тем выхлопные газы отравляют воздух, вредят здоровью горожан.

Троллейбусы – бесшумные, экологически чистые, просторные. Они должны работать в центре города. Кстати, один троллейбус вмещает пассажиров столько, сколько 9 маршруток.

– Вы говорили о нехватке троллейбусов, а как обстоят дела с водителями?

– Сегодня у нас 42 троллейбуса на которых работают 58 водителей по 5 маршрутам. Среди водителей 27 женщин. Они аккуратны, добросовестны, исполнительны.

– Говорят, что вы принимаете на работу женщин, вернувшихся из мест заключений. Это правда?

– Нет, таких у нас нет. Но в принципе, если человек оступился, заплатил за это годами свободы, почему мы должны ему отказывать? Мы готовы их принять.

Водителей у нас не хватает. Дело в том, что наши водители востребованы, и многие уезжают работать в Москву.

Конечно, не от хорошей жизни. У нас они получают зарплату 15-17 тысяч рублей, в Москве 50-60 тысяч. Там им предоставляют общежитие, куда многие перебираются целыми семьями. За последние 4-5 месяцев в Москву уехали уже 23 водителя.

Труд водителя очень тяжелый. Нужно вставать в 4 часа утра, чтобы к 6-ти быть на работе. Первый троллейбус выезжает из парка в 6.15 утра, в 21.15 возвращается назад. За рулем водитель проводит более 12 часов.

– Какой же выход Вы находите из создавшегося положения?

– Мы сами набираем и обучаем водителей, у нас имеется лицензия на проведение курсов.

Обучение длится 6 месяцев, затем водитель должен у нас отработать хотя бы 2 года. Но весь процесс происходит очень тяжело. Планировали набрать класс и начать обучение с 1 марта. Однако из 17 желающих пришли только 4 человека.

При острой нехватке средств мы даже хотели выделить ученикам стипендию, но, повторюсь, желающих получить профессию очень мало.

Из-за нехватки водителей и подвижного состава мы теряем своих пассажиров. Между тем наша производственная база рассчитана на 120 машин, есть все условия для их обслуживания: цеха, помещения, обслуживающий персонал.

– А как с безопасностью на транспорте? У всех на памяти страшные теракты в троллейбусах в Волгограде. Есть ли возможность установить камеры видеонаблюдения?

– Камеры видеонаблюдения – дорогое удовольствие для нас. Но мы делаем все возможное, чтобы избежать волгоградских трагедий.

Каждое утро, после санитарной обработки троллейбуса, его тщательно осматривают мастер и водитель. Это же делает водитель на конечной остановке и по прибытии в парк. Есть специальные инструкции, которым мы все следуем.

Последнее время троллейбусы укомплектовываются спутниковой навигацией. Установили мониторы, и диспетчер будет знать, где находится каждый троллейбус. Пока устанавливаем эту систему в долг.

– Назовите самое важное, что необходимо сделать в ближайшее время?

– Нужно завершить линию Махачкала – Каспийск. При достаточном финансировании мы завершили бы эту линию за 2-3 месяца. Нужна линия, соединяющая 5-й поселок с Редукторным, 3 тягловые подстанции, новый подвижной состав. А за нами дело не станет. Мы поднимем культуру обслуживания пассажиров, создадим для них все удобства. У нас все есть для этого: специалисты, работоспособный коллектив, желание работать. И все у нас получится.

 

 От редакции. Мы попросили прокомментировать ситуацию с электрическим пассажирским транспортом заместителя главы администрации города Махачкалы Абусупьяна Гасанова, курирующего эти вопросы.

– Мы планировали запустить троллейбусный маршрут Махачкала – Каспийск по нижней (старой) трассе. Реконструкцию этой дороги передали Дагавтодору. Осталось реконструировать небольшой участок этой трассы: навесить опоры и протянуть троллейбусные линии. Если это будет сделано в текущем году, то маршрут заработает.

Планировалось также закольцевать линию через поселок Семендер, но пока этот проект приостановлен из-за отсутствия средств.

Есть и приятная новость: троллейбусному управлению из республиканского бюджета выделено 15 млн рублей на приобретение двух троллейбусов.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы обсудил деятельность местного отделения Партии «Единая Россия»

11 июня под руководством Главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло заседание местного политсовета Махачкалинского местного отделения Всероссийской политической Партии...

Сергей Меликов вручил мэру Махачкалы государственную награду

11 июня в преддверии праздника – Дня России Глава РД Сергей Меликов отметил государственными наградами дагестанцев, которые проявили патриотизм...

В мэрии Махачкалы обсудили послание Сергея Меликова Народному Собранию РД

Сегодня в стенах мэрии столицы Дагестана состоялось обсуждение Послания Главы республики Сергея Меликова Народному Собранию РД. Об этом сообщили...

В июне самым доступным городом для аренды жилья оказалась Махачкала

Согласно данным сервиса "Авито Путешествия", столица Дагестана вошла в топ-20 популярных городов России, куда туристы планируют поездки на День...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы провел выездное совещание в парке имени Сулеймана Стальского

Вчера, при участии руководителей структурных подразделений мэрии, ресурсоснабжающей компании и подрядной организации Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов провёл выездное...

Арендодатели имущества обязаны декларировать доходы

Управление ФНС России по Республике Дагестан напоминает, что доходы, полученные гражданами от сдачи в аренду имущества, подлежат налогообложению (ст....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам