Постепенно увеличивалось количество машин, в следующем году был открыт маршрут № 2, затем маршрут № 3.
Расцвет электротранспорта в Махачкале пришелся на 80-е годы: 125 троллейбусов, 672 человека в коллективе. На линию выходили 75-80 машин, работавшие по 11 маршрутам.
Сегодня в толпе разномастных иномарок и юрких маршруток редко когда увидишь величавый спокойный троллейбус. Куда делся столь любимый махачкалинцами бесшумный экологичный транспорт? Что нужно для его возрождения? Об этом наш разговор с главным инженером МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» Фузуллу Фузуллаевым.
Ф. Фузуллаев в системе управления работает 41 год. Прошел все ступеньки карьерной лестницы от водителя до главного инженера. Заслуженный работник транспорта РД, награжден Почетной грамотой Министерства транспорта России.
– В 90-е годы нас постепенно перестали финансировать, так получилось, что из системы Министерства ЖКХ РД нас перевели в Министерство транспорта, а затем в систему администрации города Махачкалы.
Раньше мы получали троллейбусы по разнарядке через Главное управление Москвы, которое распределяло машины по всей России. В 90-е годы мы не получили ни одного троллейбуса, выживали за счет списания старых машин, детали которых использовали при ремонте. Но продержались, не дали развалить предприятие.
В то же время началась реконструкция центральных улиц города: Ленина, Советская. Пришлось снять движение с самого ходового маршрута № 2. Потом начались работы на улицах им. 26 Бакинских комиссаров, М. Гаджиева, Акушинского… Старые связи были потеряны, люди, привыкшие к нашим троллейбусам, постепенно о них забыли и пересели на маршрутки.
– Как и почему ваше предприятие вошло в городскую систему, стало МУПом?
– В начале 2000-х годов вышел Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому весь городской пассажирский транспорт должен находиться в ведении муниципалитетов. Если раньше мы финансировались из республиканского бюджета, то теперь из городского.
Регулярно составляется целевая программа стабилизации и развития городского пассажирского электрического транспорта в городе Махачкале. В ее обязательства входит такой пункт, как приобретение новых троллейбусов. Но в последний и единственный раз мы приобрели 20 машин в 2009 году.
– Насколько рентабелен такой вид транспорта, как троллейбус?
– Во всем мире, не только у нас, пассажирский транспорт планово-убыточный. Например, перевозка одного пассажира обходится нам более 20 рублей, а стоимость проезда сегодня 8 рублей. Пока эту цену мы увеличивать не собираемся.
Дотаций из городского бюджета не хватает. Мы понимаем, что у городских властей проблем достаточно: не хватает детских садов, школ, нуждаются в реконструкции системы жизнеобеспечения и т.д.
Стараемся зарабатывать сами, как можем: сдаем в аренду пустующие площади, размещаем на машинах рекламу. Но все равно нам нужна помощь.
Посмотрите, что творится сегодня на улицах города! Маршрутки заполнили все транспортное пространство. Наши троллейбусы не могут подъехать к остановке из-за того, что те буквально «забиты» маршрутками и другими легковыми и грузовыми автомобилями.
Троллейбусы сегодня фактически выброшены на обочину…
– Сегодня много говорится, что город в скором времени приобретет автобусы. Как, на Ваш взгляд, это скажется на общей транспортной ситуации в столице?
– Я считаю, что все виды транспорта должны быть представлены, но в разумном количестве и пропорциях. Сегодня невозможно обойтись без маршруток, но их количество буквально зашкаливает.
Автобусы нужны, скорее всего, как загородный транспорт – они мобильные, подвижные, вместительные. Но вместе с тем выхлопные газы отравляют воздух, вредят здоровью горожан.
Троллейбусы – бесшумные, экологически чистые, просторные. Они должны работать в центре города. Кстати, один троллейбус вмещает пассажиров столько, сколько 9 маршруток.
– Вы говорили о нехватке троллейбусов, а как обстоят дела с водителями?
– Сегодня у нас 42 троллейбуса на которых работают 58 водителей по 5 маршрутам. Среди водителей 27 женщин. Они аккуратны, добросовестны, исполнительны.
– Говорят, что вы принимаете на работу женщин, вернувшихся из мест заключений. Это правда?
– Нет, таких у нас нет. Но в принципе, если человек оступился, заплатил за это годами свободы, почему мы должны ему отказывать? Мы готовы их принять.
Водителей у нас не хватает. Дело в том, что наши водители востребованы, и многие уезжают работать в Москву.
Конечно, не от хорошей жизни. У нас они получают зарплату 15-17 тысяч рублей, в Москве 50-60 тысяч. Там им предоставляют общежитие, куда многие перебираются целыми семьями. За последние 4-5 месяцев в Москву уехали уже 23 водителя.
Труд водителя очень тяжелый. Нужно вставать в 4 часа утра, чтобы к 6-ти быть на работе. Первый троллейбус выезжает из парка в 6.15 утра, в 21.15 возвращается назад. За рулем водитель проводит более 12 часов.
– Какой же выход Вы находите из создавшегося положения?
– Мы сами набираем и обучаем водителей, у нас имеется лицензия на проведение курсов.
Обучение длится 6 месяцев, затем водитель должен у нас отработать хотя бы 2 года. Но весь процесс происходит очень тяжело. Планировали набрать класс и начать обучение с 1 марта. Однако из 17 желающих пришли только 4 человека.
При острой нехватке средств мы даже хотели выделить ученикам стипендию, но, повторюсь, желающих получить профессию очень мало.
Из-за нехватки водителей и подвижного состава мы теряем своих пассажиров. Между тем наша производственная база рассчитана на 120 машин, есть все условия для их обслуживания: цеха, помещения, обслуживающий персонал.
– А как с безопасностью на транспорте? У всех на памяти страшные теракты в троллейбусах в Волгограде. Есть ли возможность установить камеры видеонаблюдения?
– Камеры видеонаблюдения – дорогое удовольствие для нас. Но мы делаем все возможное, чтобы избежать волгоградских трагедий.
Каждое утро, после санитарной обработки троллейбуса, его тщательно осматривают мастер и водитель. Это же делает водитель на конечной остановке и по прибытии в парк. Есть специальные инструкции, которым мы все следуем.
Последнее время троллейбусы укомплектовываются спутниковой навигацией. Установили мониторы, и диспетчер будет знать, где находится каждый троллейбус. Пока устанавливаем эту систему в долг.
– Назовите самое важное, что необходимо сделать в ближайшее время?
– Нужно завершить линию Махачкала – Каспийск. При достаточном финансировании мы завершили бы эту линию за 2-3 месяца. Нужна линия, соединяющая 5-й поселок с Редукторным, 3 тягловые подстанции, новый подвижной состав. А за нами дело не станет. Мы поднимем культуру обслуживания пассажиров, создадим для них все удобства. У нас все есть для этого: специалисты, работоспособный коллектив, желание работать. И все у нас получится.
– Мы планировали запустить троллейбусный маршрут Махачкала – Каспийск по нижней (старой) трассе. Реконструкцию этой дороги передали Дагавтодору. Осталось реконструировать небольшой участок этой трассы: навесить опоры и протянуть троллейбусные линии. Если это будет сделано в текущем году, то маршрут заработает.
Планировалось также закольцевать линию через поселок Семендер, но пока этот проект приостановлен из-за отсутствия средств.
Есть и приятная новость: троллейбусному управлению из республиканского бюджета выделено 15 млн рублей на приобретение двух троллейбусов.