Рассказ о том, как маленькая кубачинская девочка когда-то увлеклась красотой ювелирного искусства и стала великим мастером. Его будет любопытно почитать тем, кто уверен, что талант и известность приходят к человеку только в силу его везучести. Но есть, наверное, фундамент, который одинаково подходит и под то, и под другое. Это Труд с большой буквы. Каждодневный, оттачивающий мастерство до высокой степени безупречности. А споры о том, мужское ли это дело «ювелирка» или нет, всегда ее сопровождали. Но никогда не задевали. Она пошутила как-то раз: я женщина, которая стучит молотком. Что правда, то правда. Ее рукам подчинялся металл, послушно принимая нужную форму, изгибаясь в узоры… Она знала как обращаться с ним и превращать лом в ценность. Так же легко она «бралась» за людей, поражая своей интеллигентностью, простотой, искренностью, прямолинейностью, самодостаточностью. Хрупкой женщине в этом мире было подвластно все. Наверное, потому что рожденная ею красота в произведениях ювелирного искусства не раз спасала этот мир. После смерти, как сказала замминистра печати и информации РД Миясат Муслимова, ее имя обрело новое рождение в исторической плоскости. Это начало проекта по сохранению наследия Магомедовой. Да и никто до нее из нашей республики не удостаивался выставки в Московском историческом музее.. и таких великолепных полнокровных книжных изданий. Кто-то ревновал ее к Грузии, но было бы неправильно говорить о Манабе, как только о дагестанском мастере. Все равно, что спорить на тему: Дагестан подарил Манабу Грузии или Грузия подарила Манабу Дагестану? Ее называли серебряной легендой Кавказа. А она разрывалась меж двумя родинами: Грузией и Дагестаном. И сложно сейчас рассудить, была бы Манаба Манабой, если б не соприкоснулась с разными культурами Кавказа. В день презентации о ней говорили близкие друзья: профессор Абдул-Загир Мусаев, галерист Вагидат Шамадаева, директор музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова, директор музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева. Для многих она была эталоном во всех отношениях. Кто-то назвал ее честью нации, кто-то глыбой.. кто-то просто человеком, которого любили все.
Дочь Манабы Магомедовой Лейла Изабакарова благодарно рассказывала, как «скинулись всем миром» – эта и та сторона помогли с изданием книг. (Если б не помогли, наверное, это было бы преступлением против культуры). Манаба, говорят, спешила, очень хотелось ей успеть к дню рождения закончить изделия… Увидели произведения уже без автора, да и так они рассказали, как к ним прикасались женские руки, создавая дивные красоты. Которые хочется заполучить всем женщинам мира. Ну если не получить, то хотя бы осязать. Прикоснуться к красоте, известное дело, тоже дорогого стоит.
Марина Ахмедова прочитала собственное стихотворение «Браслет Манабы».
Манаба. Как орнамент судьба.
Ты свои изумрудные горы
Так искусно вплетала в узоры
Всех изделий своих,
На которых золотая сияла резьба…
О крамольных вещах на презентации тоже говорилось. Как вам сказать. Они не крамольные, а справедливые по своей сути. Но не принято ж с трибуны говорить с горечью, что везде-везде в Дагестане ценятся не люди интеллигенции. Не те, кто имеет отношение к культуре, науке. А спортсмены. В почете мастера спорта по вольной борьбе. Они в политике. Они диктуют правила жизни, пользуются уважением. Они герои нашего времени. Наверное, это не совсем правильно, и мы дождемся того времени, когда все изменится. Директор Института языка и литературы Магомед Магомедов даже привел к мысли некрасовское четверостишие:
Когда ж придет то времечко,
приди-приди желанное,
когда народ не Мюллера
и не милорда глупого,
Белинского и Гоголя
с базара понесет.
Вот и Манаба Магомедова то ли по инерции, то ли в упрек любила повторять «у нас в Грузии». Ее удивлял такой момент, почему народы, живущие по ту и эту сторону хребта, так разнятся по своему отношению к судьбе, родине, культуре. Часто сокрушалась, насколько дагестанцы талантливы и насколько всего у нас есть, а мы это не любим и не ценим. Возможно, это даже и хорошо, что она творила за пределами Дагестана. И все же Манаба – человек, который составляет основу культуры, духовности нашей республики. И ее изделия и творения будут жить в веках.