Митурич – советский художник, народный художник РСФСР. Родился в Москве в семье художников Веры Хлебниковой и Петра Митурича. Кстати, интересный факт: выполняя просьбу отца, Май Митурич отыскал под Новгородом заброшенную могилу Велимира Хлебникова и перевез в Москву останки поэта. Лауреат Государственной премии РСФСР, действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Государственной премии РФ
Если переводить на доступный язык: нарыли клад. Митурич в Дагестане. Когда это было? Более полувека назад. И был он здесь в силу ряда – целого ряда обстоятельств. Всегда любопытно, когда обстоятельства доподлинно неизвестны (сейчас они уже известны). Можно представить, что забросила его неведомая сила в экспедицию. А оттуда он приехал с петрографикой. Это изображения на камнях домов, мечети. (Петрография – наука о горных породах, а петрографика – изображения на камнях). Вот с первого взгляда можно подумать: «Что это?» Но геометрическая выверенность дает право утвердиться во мнении, что это, скорее всего, такой тип мышления тех людей. Так видеть предметы – таким образом их преподносить миру подручными средствами на подручных материалах. А если поразмышлять о роли символов в жизни человека и его стремлении обобщать символами увиденное – все будет в точку. Круг – это солнце. Вот ромбик, а внутри цветок. Это уже ближе к натуральному воспроизведению. Фигурки людей – что-то вроде свастики, что-то из серии узоров на ковре. Вообще все это – показатель эстетического компонента в подсознании людей. Всевечного стремления людей к красоте и изображению этой красоты. Любимая тема. А что мешает красоте – бытовуха. Их в символах как-то по-своему обозначали. Нам только останется домысливать, за каким знаком прячется глубокий философский смысл, ключ к пониманию себя и Вселенной. А где просто схематичное черчение по камню. Так бывает, когда задумаешься и начинаешь что-то чертить по листу бумаги. Потом смотришь на лист и не понимаешь: что это выявилось на чистом листе на грани сознательного и бессознательного.
Петрографика, несмотря на внешнюю недоделанность, – послание из прошлого. Рисовали они – прежние художники, понятно, для себя. Но предполагали, что элементы орнаментов переживут века. И окажутся… Где-нибудь в выставочном зале. А зрители будут фотографироваться на их фоне и фотографировать сами узоры. И читать их. Трудно и просто одновременно. Для Мая Митурича – художника с именем это, наверное, всего лишь дагестанский период в жизни. Часть истории. Для нас это явление, которое должно было рано или поздно открыться. При условии скрупулезного исследования «запасников». Важно в каких-то смыслах, что это произошло сейчас. Кому искусство в «слабость» и жизненную потребность – это как осознание своей причастности к прекрасному и вечному. Село Хуштада (ныне Цумадинский район) – родина рисунков. А еще, что полная неожиданность для всех участников последствий той истории, дочь художника Вера Маевна передала в дар музею шесть работ Мая Митурича из дагестанского периода. Хранились они в семье художника, второй дом обрели в Дагестане.
Шестьдесят один лист, на котором детально воспроизведены все знаки хуштадинцев до зазубринки. Оказывается, прежде в экспедиции ездили не фотографы, а художники. Они-то и брали на себя важную миссию – увековечить изобразительный язык своих предшественников. Искусство ради искусства в историческом разрезе. И задаешься вопросом: чему больше радоваться. Что Митурич побывал в Дагестане или тому, что ему повезло прикоснуться к истории дагестанцев? Которую не каждому суждено бывает увидеть. Ведь пыль и ветра делают свое незамысловатое разрушительное дело. Уникально, что почти спустя столько лет его имя с подачи музея озвучено в Центре этнической культуры (в котором приквартирована выставка ДГОМ). Уникально, что сохранилось так много работ руки Митурича. И их можно будет передать на обозрение следующим поколениям. Хотя когда еще это событие произойдет? Не знаете? Я тоже. Поэтому лучше сейчас пойти и посмотреть.