Темой очередного семинара стали «Проблемы и перспективы российской модернизации – реформы реальные и мнимые». День слушателя ШГЛ составлен так, что он успевает ознакомиться с 4-мя экспертными мнениями по заданной тематике, задать вопросы и обсудить их с коллегами.
В качестве приглашенных экспертов выступили: специалист в области видеоинфографики и YouTube маркетинга Алексей Ермолин; депутат муниципального Собрания московского района Щукино от партии «Яблоко», глава Фонда «Городские проекты», ранее профессиональный игрок в покер и основатель-совладелец бекингового фонда Максим Кац; президент Фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров; научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин.
Особенно близка махачкалинцам оказалась тема оптимизации системы городского общественного транспорта. Как рассказал сам о себе Максим Кац, он жил долго за границей, много путешествовал и в процессе понял, что по ощущениям в одних городах приятно находиться, хочется погулять, почитать на скамейке, а в других – по минимуму пребывать в городе, перемещаясь лишь из пункта «А» в пункт «Б». Причем комфорт города не связан напрямую с экономическим уровнем.
«Для Европы изначально характерна плотная застройка, где города были рассчитаны на пешеходов и перемещение со скоростью
Максим подготовился к лекции и прилетел в Махачкалу на день раньше, чтобы лично походить по скверам и паркам, покататься на троллейбусе. Специалиста по комфорту городов не смутили полицейские сводки и недоумевающие друзья, которые только и ахали, узнав, что друг направляется в Махачкалу, шансы вернуться из которой 50/50. Максима больше удивило, что дагестанцы, настолько активные в Интернете, не делают более активных попыток развенчать этот миф. На что Кац обратил особенное внимание? Первое – точечная застройка: «С самостроем здесь много интересного. Дом принято «тыкать» везде, куда он физически влезает».
Обращаясь к аудитории, Кац задал вопрос: каким категориям горожан должно быть комфортно в первую очередь? Ответ очевиден – люди пожилого возраста, женщины с детьми и люди с ограниченными возможностями. Соответственно, транспортная инфраструктура должна соответствовать их потребностям в первую очередь: «Несоразмерность инфраструктуры человеческому серьезно влияет на облик городов. Очень важны общественные пространства, много обычных людей, которые читают газету, сидят с ноутбуком. И ещё: отношение к пешеходам никак не связано с менталитетом. Если пешеходный переход – штука отсутствующая, тем самым водителям сигнализируют, что они главные.
В Махачкале дороги кое-где разбиты, чуть похуже, чем в центре. Если оценивать по шкале от 1 до 10, здесь примерно 4. Люди с детскими колясками и маленькими детьми у вас страдают, и есть ощущение, что в мэрии о них совсем никто не думает. Перейти улицу с ребенком – это, как я уже говорил, превращается в бег с препятствиями и опасностями.
Про маршрутки – это самая большая проблема города. Я стоял на одном перекрестке (пересечение улиц Советской и Дзержинского. – Прим. авт.) и за 5 минут насчитал 52 маршрутки и 2 троллейбуса. У вас есть инфраструктура для них, но опять же с точки зрения пожилых людей и тех, кто с колясками, – просто невозможно перемещаться из одного района города в другой. Никак. Только на автомобиле. У вас троллейбус как вспомогательный вид транспорта, дань истории. В основном транспортное обслуживание осуществляется с помощью маршруток. Их очень много, из-за них очень много пробок. Когда я делал исследование в Омске, выяснилось, что 50% выбросов из-за маршруток. Я, например, определяю по своим волосам: в Омске хочется вымыть голову через 3 часа, в Махачкале они пачкаются через 8 часов».
Далее эксперт ответил на вопросы слушателей, в частности о маршрутках: «Маршрутки – это проблема, которую люди не осознают. Кажется, что это удобно – их много и можно доехать, куда угодно. Несомненно, можно их заменить автобусами, соответствующими пассажиропотоку. На общественный вопрос, я думаю, отреагируют городские власти. Конечно, у водителей маршруток может быть лобби, ведь они генерируют большое количество наличности. Общественный запрос надо продвигать через общественные организации. Всё равно мнение населения влияет на политику мэрии, необязательно в привычных форматах. Можно и через публикации. В Москве это работает.
Если посмотреть на улицу, уже видно, что качество вашего города сильно страдает. При этом с личными автомобилями ничего нельзя сделать, а вот с маршрутками – другое дело. Если есть транспортная задача сделать так, чтобы один человек возил 200 человек, то вы не меняете её на неэффективную транспортную систему, когда 10 человек возит 200 человек, потому что нужно обеспечить людей рабочими местами. Так дойдёт до того, что у вас велорикши будут. Это неправильное целеполагание. Транспортная система нужна не для того, чтобы обеспечить людей работой, а чтобы перевозить людей по городу, дать им перемещаться».
Отвечая на вопрос о взаимодействии с муниципальными властями, проблемах, возникающих при реализации любого хорошего проекта, Максим Кац заметил, что все могут столкнуться с теми или иными чиновниками – в городской, областной, федеральной власти – которые не проявляют заинтересованности в этих проектах, однако целенаправленного противодействия он еще не встречал.
P.S. Более подробно со взглядом Максима Каца на Махачкалу вы можете ознакомиться в его блоке в ЖЖ http://maxkatz.livejournal.com/255555.html