Получать помощь многие женщины пришли со своими детьми. Свои подарки – одежду к школе и другие вещи – дети рассматривали прямо в университетской аудитории.
Про «благотворительную акцию на филфаке, которую проводит какая-то женщина» в Махачкале знают уже многие, но не все знают, кто эта женщина и что она занимается помощью детям уже 18 лет. Парханисай Магомедовна Шуайбова – мать известных бизнесменов братьев Магомедовых. Очень скромная. Не любит говорить о себе или кичиться успехом своих сыновей. Наоборот, всячески избегает разговоров на эту тему.
Как отметила Уполномоченный по правам человека в Дагестане Уммупазиль Омарова, Парханисай Магомедовна делает это искренне, от души: «Это не обязанность. Это порыв ее души. Это ее желание. Было бы хорошо, если бы таких людей, как она, было больше. Пусть то добро, та любовь к людям, которую она несет в своем сердце, оберегают ее от всех невзгод».
Надо отметить, что Парханисай Магомедовна долго не соглашалась на интервью, объяснив это тем, что не любит говорить ни о себе, ни о благотворительности, которой занимается, но нам удалось ее уговорить.
«Я ЭТО ДЕЛАЮ РАДИ ВСЕВЫШНЕГО»
– Парханисай Магомедовна, говорят, что Вы каждый год приезжаете в Дагестан именно в Рамадан. И в прошлом году Ваша благотворительная акция состоялась в священный месяц, и в этом. Это просто совпадение или Вы специально приезжаете именно в этот месяц?
– Нет, это не специально. Просто получается так. Каждый год я приезжаю в летние месяцы. Июнь, июль. Ну, и так совпало в этом году.
– Вы оказываете помощь нуждающимся семьям не только в Махачкале, но и в других городах и районах республики…
– Да. В этом году много обращались из Унцукуля, из других районов, городов. Отправляли помощь и туда. Не помню, скольким семьям там была оказана помощь, но было много. В семьях, обращающихся за помощью, оказывается по восемь, по двенадцать детей. Мы верим людям. Не отказываем.
– А Вы помогаете только детям из Дагестана?
– Мне разницы нет. И ребятам тоже. Ребята (сыновья Парханисай Магомедовны. – Прим. авт.), конечно, оказывают помощь деньгами. А мне интересно покупать одежду детям, кому что подходит, выбирать. Конечно, всем желающим мы не можем помочь, потому что постоянно проживаем в Москве. Но когда я приезжаю, столько людей приходит прямо домой. Не знаю даже, как они узнают адрес.
– Лет 8-9 назад Вы провели благотворительную акцию для глухонемых и слабослышащих детей – купили им слуховые аппараты. Вы отслеживаете судьбу этих детей?
– После этого я была в этом интернате два раза. Последний раз я была там в прошлом году. Тогда, лет 10 назад, они были еще маленькими детьми. Сейчас мне рассказывали, что парни и девушки общаются между собой, слышат друг друга. Некоторые девочки вышли замуж. Много браков заключается между воспитанниками интерната.
– Вы много лет занимаетесь благотворительностью, но об этом мало кто знает. Вы не любите афишировать это?
– Не люблю. Я это делаю ради Всевышнего. Мне кажется, желание помогать людям передается по крови. Мои родители всегда помогали людям. По возможности старались помочь. Наверное, мне это передалось от них. И ребятам тоже.
– Село Обода, откуда Вы родом, расскажите о нем, о своих родителях…
– Ну… это наше родовое село. Собираюсь туда поехать. Еще в молодости мы переехали в Махачкалу. Я окончила педучилище, потом университет. Муж работал врачом в Центральной больнице. Всегда помогал людям, как мог. Его родители тоже были такими же. Потом судьба забросила в Москву, с детьми, которые выросли и уехали туда учиться. 18 лет назад ко мне за помощью обратилась мать с глухонемым ребенком. С тех пор я занимаюсь благотворительной деятельностью. Я не очень люблю говорить об этом, как и мои сыновья. Они говорят: «Всевышний не любит, когда человек рассказывает, что сделал добро. Лучше это оставить при себе». Поэтому мы не хотим раздавать помощь тут, в своем доме. Решили делать это на нейтральной площадке. Уже четвертый год мы проводим это мероприятие на филологическом факультете ДГУ. Я и туда не хотела идти, но Уммупазиль Омарова настаивала, чтобы я сама лично там присутствовала.
– Вы часто проводите мероприятия совместно с Уполномоченным по правам человека в Дагестане. Почему именно с ней? Что вас связывает?
– Я не была знакома с ней. И я никогда не искала людей, чтобы они помогали мне в моем деле. Уммупазиль очень хорошая женщина. К ней обращаются люди за помощью. Она готовит списки нуждающихся. У нее есть помощницы. Они нам помогают. Так лучше – провести мероприятие за один день и раздать помощь всем сразу. Покупаем и раздаем людям то, что они просят. Раньше, когда у меня было больше сил и здоровья, я как-то сама справлялась, но сейчас я бы уже сама не смогла все это организовать.
– Сама Уммупазиль Авадзиевна во время благотворительного мероприятия в ДГУ отметила, что пригласила Вас, чтобы Вы лично присутствовали и видели, что помощь уходит по назначению.
– Я никогда не сомневалась, что помощь не дойдет до людей. Я никогда бы не подумала, что кто-то сможет забрать то, что предназначено для детей. Мне пишут много писем с просьбами. Недавно написали, что нужны деньги на операцию ребенка. Я сама, конечно, не в состоянии этим заниматься. Уммупазиль предложила свою помощь.
«Я НЕ ДУМАЮ О ТОМ, ЧТОБЫ ЧТО-ТО СЕБЕ КУПИТЬ»
– Женщины, которым Вы оказали помощь, подходили к Вам, благодарили, обнимали, говорили какие-то теплые слова в Ваш адрес, спрашивали, откуда Вы, кто Вы…
– Это, наверно, были те люди, которые впервые получали помощь.
– У меня сложилось такое впечатление, что люди, которым Вы помогаете, даже не знают, кто им помог… Вы не любите об этом рассказывать?
– Нет.
– Вы 18 лет занимаетесь благотворительной деятельностью на территории Дагестана. Республиканские органы власти оказывают какое-то содействие Вам, предлагают свою помощь? Или, может, как-то отмечают Ваши заслуги…
– Они ко мне не обращались. И я тоже. Я не хочу. Слышала, что меня наградили каким-то дипломом…
– Пойдете его забирать?
– Не пойду. Мне это не нужно. Я помогаю людям не ради дипломов.
– На мероприятии Вас поздравляли с прошедшим юбилеем. Мне показалось, что Вы как-то удивились этому. Не ожидали?
– Не ожидала. Да и для меня это не важно. Я не жду, что кто-то как-то будет отмечать мои заслуги или еще что-то. Я делаю это ради детей, ради себя и ради своих покойных мужа, родителей. Я делаю это от души.
– Вам исполнилось 75. Но Вам не дашь столько. Вы очень молодо выглядите…
– (Улыбается) А как приятно бывает слышать, когда так говорят.
– Может, у Вас есть какой-то секрет?
– Не знаю… Наверно, делать добро людям.
– Вы довольны своей судьбой?
– Очень. Мне после мероприятия уже несколько раз задавали этот вопрос: почему я начала заниматься благотворительностью, после чего… У меня самой на иждивении находятся двое инвалидов. Мне кажется, именно из-за этого мне пришла мысль заниматься благотворительностью, помогать людям. Я много об этом думаю. Раньше у младшего сына постоянно были проблемы со здоровьем. После того как я начала заниматься благотворительностью, с каждым годом, с каждым днем ему становится лучше. Я не думаю о том, что надо что-то себе купить, что-то иметь. Второй кусок хлеба я всегда откладываю и стараюсь помочь тем, кто в этом действительно нуждается.