САНКЦИИ… АНТИСАНКЦИИ…
Санкции, антисанкции, второй пакет санкций и готовящиеся ответные санкции. Не трудно запутаться в этой тавтологии. Почти каждый день эти темы обсуждаются на разных уровнях. Вообще политика и экономика тут тесно связаны, но хотелось бы, не углубляясь в политику, поделиться своими мыслями по поводу санкций на примере Дагестана.
Много мнений о том, к чему приведет эта «война санкций». Но их все можно свести к двум основным мнениям. Если упростить, – для одних это добро, для других, наоборот, зло. В чем же вред и польза этих санкций для Дагестана?
Экономика Дагестана уже давно находится в плачевном состоянии. Огромные хозяйства, которые были созданы в советское время, в большинстве своем развалились или сводят концы с концами. Целые отрасли дагестанского сельского хозяйства, такие как отгонное овцеводство, виноградарство, садоводство, находятся в упадке. Промышленность? Так та вообще находится в предсмертной агонии. Дагестан превратили в перевалочную базу товаров, идущих в Россию, о чем говорит тот факт, что самым прибыльным хозяйствующим субъектом в Дагестане является «Восточный рынок» Махачкалы. А ведь он не единственный. Возвращаясь к нашему сельскому хозяйству, хотел бы привести несколько примеров по Кизлярскому району, где я сейчас живу.
В 90-e годы в моем поселке были окончательно утеряны остатки советской роскоши: 400 гектаров фруктового сада и больше 1000 гектаров виноградников. В разы снизилось производство зерновых. Было утеряно поголовье племенного крупнорогатого скота, около 1000 голов. Сад находился в полузапущенном состоянии, но окончательно его уничтожило наводнение 2001 года. Тот, кому довелось тогда побывать в саду, мог наблюдать апокалиптическую картину: озеро, в котором растут деревья, и спелые абрикосы, плавающие в воде. Несколько лет единственным урожаем было лишь сено.
Лишь недавно нашлись предприимчивые люди, и началось восстановление сада. Пока все в зачаточном состоянии, и до былого великолепия далеко, но это уже небольшой просвет в унылой реальности.
Еще один важный момент. У нас не развита перерабатывающая промышленность. И даже из того, что было, единственный маслозавод остался на плаву. Да и тот подсел на дешевое пальмовое и кокосовое масло, привозимое из-за рубежа. Мы откатились назад лет на 50, если не больше. На наших рынках и в магазинах за эти годы появились дешевые, а зачастую некачественные продукты из Ирана, Турции, ряда стран Европы и даже США. А что же мы? Неужели дагестанский мужик разучился пахать и сеять? Работать мы не разучились, просто мы не в равных условиях с зарубежными производителями.
На мой взгляд, не безосновательно мнение, что запрет ввоза определенных товаров поможет стимулировать наше производство. Дагестан, как один из южных регионов, имеет большие шансы на развитие своего сельхозкомплекса. Мы могли бы стать одной из житниц страны. У нас для это есть и подходящие природно-климатические, и человеческие ресурсы, и главное – желание. Мы могли бы поставлять в другие регионы мясо-молочную продукцию, овощи, фрукты и многое другое, но проблема в том, что дагестанский производитель не видит долгосрочной перспективы. Принятые санкции – лишь временная мера, а конкурировать с европейскими, а тем более с американскими производителями, шагнувшими далеко вперед, сегодня мы не в состоянии.
ВЫБОРОЧНО ЗАТКНУВ ДЫРКИ…
Вводимые сейчас нашим государством ответные санкции – это все равно, что сделать один укол больному, которому требуется комплексное лечение.
В последние годы у нас вроде как пытаются поднимать сельское хозяйство (здесь и сельхозкредиты, и недавнее заявление премьера Дмитрия Медведева на заседании Правительства по развитию сельского хозяйства – государство выделит на поддержку отрасли 46 миллиардов рублей; средства пойдут на развитие растениеводства. И многое другое…
Дело хоть и сдвинулось с мертвой точки, но темпы развития очень и очень низкие.
К примеру, я сам был готов стать сельхозтоваропроизводителем. У меня были попытки организовать свой небольшой бизнес: заняться животноводством и тепличным хозяйством. Обе инициативы уперлись в сложности, связанные с сельскохозяйственным кредитом для развития дела и сложностью сбыта своей продукции в связи с нехваткой перерабатывающих предприятий и завалом рынков импортом.
Говоря о санкциях и открывающихся перспективах, настораживает и еще пара нюансов. Во-первых, введенное продовольственное эмбарго защитит нашего производителя лишь от Европы. В то время как другие страны, такие как Бразилия, Аргентина, Турция, Китай, начали наращивать темпы своего экспорта в Россию. Да и страны, попавшие под санкции, находят пути обхода, экспортируя свою продукцию через третьи страны, те же Турцию и Белоруссию. Нельзя удержать воду в дуршлаге, выборочно заткнув дырки. Наше сельское хозяйство требует больших инвестиций и для этого, на мой взгляд, временных антисанкций. Нужна более долгосрочная, продуманная политика со стороны государства. К примеру, виноградарство и садоводство – одна из приоритетных областей для нашей республики. Требуется не год и не два, и временных санкций тут явно не достаточно, и они не способствуют тут развитию.
Для развития сельского хозяйства нам нужно его модернизировать, чтобы оно стало конкурентоспособным. Нужна инфраструктура. Наш производитель должен быть уверен в завтрашнем дне, в том, что завтра рынок не захлестнет более дешевая импортная продукция, но только уже не из Евросоюза.