Простые дагестанцы, уставшие от бесконечных обещаний и призывов верить в наше светлое туристическое будущее, ведут разговоры из серии «кто ж к нам приедет?» А чиновники… тратят годы в погоне за мечтой привлечь инвестиции в туристический кластер республики.
И одна такая попытка (самая масштабная) чуть было не увенчалась успехом. Благодаря усилиям нашего земляка Ахмеда Билалова была создана госкорпорация «Курорты Северного Кавказа» с уставным фондом в 60 млрд рублей, в 2011 году Народным Собранием РД была принята Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. Одни искренне поверили в возможность реализации этих проектов и уже представляли, как мы заживем. Другие называли это безумием.
ТУРИЗМ – НЕ ТАРЕЛКА ХИНКАЛА
Начальник Управления развития производственного комплекса Министерства экономики и территориального развития РД, доктор географических наук, профессор Шахмардан Мудуев в интервью «МИ», говоря о важности развития туризма в республике, отмечал: утверждение о том, что «туризм – не дагестанское дело» – стереотип, и дагестанцам лучше поменять свой менталитет, чем отказаться от этой идеи.
– Туризм может дать хороший импульс для развития экономики нашей республики, подчеркивал экономист, потому что, несмотря на то, что мы говорим о своем большом потенциале, у нас и земля скудная, и горное хозяйство очень слабое, т.к. в горах хозяйственную деятельность можно вести три, максимум четыре месяца. Но – сферу услуг в республике нужно выводить на новый уровень, ведь гостеприимство (как одна из основных составляющих успешного развития сферы туризма) заключается не только в том, что ты поставил перед гостем большую тарелку хинкала с мясом. Это индустрия. И мировой опыт показывает, что на высоком уровне она там, где в ней работают профессионалы. А в Дагестане отношение к сфере услуг, как к «прислужничеству»: – Необходимо перейти на другой уровень понимания вещей и отношения к ним. (…) Надо менять нрав. Постиндустриальное развитие как раз связано именно с развитием сферы услуг, т.е. сервиса, – считает экономист (№44 от 9.11.2012).
МАХАЧКАЛА. ТРУДНОСТИ ТУРИЗМА
Всем известно, чем закончились эти крупномасштабные идеи, и нам остается лишь снова устремить свои взоры на Махачкалу.
Но, казалось бы, рутина, называемая конференциями и туристскими форумами, идет, а туриста (в желаемых цифрах) все нет и нет.
Скептики утверждают: туристического будущего у Махачкалы нет. В городе практически отсутствует исторический центр, есть море, но и вечно грязный пляж с табличкой Роспотребнадзора, что купание запрещено. Нет набережной, смотровой площадки…
На последней «прямой линии» Глава республики Рамазан Абдулатипов поручил движению «Я помощник президента», Открытому молодежному правительству, министру молодежи и Уполномоченному по защите прав предпринимателей в РД Баширу Магомедову привести смотровую площадку в порядок. И Гайдарбеку Гайдарбекову. На случай, как сказал глава, если надо будет «поставить на место кого надо».
Как оказалось, «ставить на место» никого не нужно. Нужно лишь найти 100 миллионов рублей. Руководитель движения «ЯПП» Магомед Магомедов рассказал «МИ», что совместно с Открытым молодежным правительством подготовили проект по благоустройству смотровой площадки стоимостью 300-400 тысяч рублей, миллион, два миллиона… не больше. Башир Магомедов нашел инвесторов – дагестанских предпринимателей – готовых вложить в «дело».
Но оказалось, что проект по благоустройству смотровой площадки уже существует. И подготовлен он был еще при бывшем мэре Махачкалы Саиде Амирове в середине 2000-х. Стоимость проекта еще тогда составляла 100 млн рублей. Помимо прочего, проект предусматривал установку памятника Расулу Гамзатову «Белые журавли» и ресторанный комплекс. Новый проект пока не могут принять, потому что на старый проект уже были потрачены большие деньги, и он еще не списан.
«ВАМ ПРЯМО СКАЗАТЬ?»
Заместитель директора созданного в этом году Городского центра туризма г. Махачкалы Эльдар Магомедов отмечает, что основной приоритет – создание благоприятных условий для развития въездного туризма в Махачкале. Разработаны туристические маршруты. Их несколько: «Первые улицы Махачкалы», «Боевая слава Махачкалы», «Махачкала спортивная», «Народные промыслы Дагестана». Есть буклеты. На регулярной основе проводятся экскурсии.
– Что касается того, что у Махачкалы нет туристического будущего, – продолжает тему зам. директора ГЦТ, – в какой-то мере это верно. На наш вопрос: – Что нужно сделать, чтобы это будущее появилось? – наш собеседник отвечает: – Вам прямо сказать или дипломатично? – Как считаете нужным… – Изменить политику руководства республики в отношении города и туризма.
– Основным направлением мы выбрали работу по улучшению имиджа города Махачкалы, – отмечает заместитель председателя Комитета по спорту, туризму и делам молодежи Махачкалы Тимур Гайдалов, – и привлечение туристов в Махачкалу как в логистический центр. Чтобы Махачкала была задействована в начале туристического пути по республике.
– Все же упирается в деньги, понимаете? У нас идей очень много. Но мы – муниципальное ведомство, и действовать мы можем только по разнарядке. А без финансирования идеи так и остаются идеями, – подчеркивает Гайдалов.
Республика и Комитет по туризму РД должны обращать больше внимания на Махачкалу, считает он.
Стоит отметить, что бывший председатель Комитета по туризму РД Магомед Исаев переведен на должность заместителя Председателя Правительства РД. В настоящее время должность председателя комитета вакантна.
ЦИФРА АБСОЛЮТНО НЕРЕАЛЬНАЯ
Если переходить к конкретным подсчетам, возникает другая проблема – таких данных просто нет.
– Смотря, что вы понимаете под туристами, – отмечает Эльдар Магомедов. – Вот, например, на Коллегии Комитета по туризму РД за 2013 год они озвучили цифру – 38 тысяч иностранных туристов, приехавших в республику. А значит в Махачкалу. Потому что те, кто приезжает в республику, приезжают сначала в Махачкалу.
Эта цифра абсолютно нереальная, считает Магомедов. Реальная – не больше тысячи человек. Потому что в цифру 38 тысяч туристов они включают всех, и даже гастарбайтеров: вьетнамцев, работающих на стройках, азербайджанцев, торгующих на рынке…
Если говорить о внутреннем туризме и гражданах России, в течение года в Махачкалу приезжает реально очень много туристов, отмечает наш собеседник. И их число постоянно увеличивается. Приезжающих только из Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края – очень много.
Как считает Магомедов, есть немаловажный фактор, который может затормозить развитие туризма в Дагестане и в частности в Махачкале – исламизация. Пока у Дагестана нет имиджа радикальной исламской республики: приезжих пока никто не трогает, не дергает, не заставляет что-то делать или не делать. Туристы, попадая на пляж, видят, что женщина может купаться в бикини, в платье, в хиджабе… Но допускает, что: «наши религиозные руководители поднимут этот вопрос, чтобы как-то влиять на туристов. Они иногда любят вмешиваться в светские дела».
В этом вопросе, считает специалист, Дагестану нужно взять пример с Египта, Турции и арабских Эмиратов, в которых разграничивают обязанность следовать местным традициям для местных жителей и туристов.
Как подчеркивает Магомедов, на развитие въездного туризма деньги выделять не нужно. Это турист должен оставлять у нас деньги. Но чтобы это происходило, нужно создать хотя бы элементарную инфраструктуру. А Махачкала на сегодняшний день – единственный город в мире, который с аэропортом вообще никак не связан общественным транспортом. Все потому, что любой общественный транспорт – дотационная вещь.
По словам эксперта, в Махачкале фактически только один санаторий – Талги. Остальные могут санаториями только называться. Как, например, санаторий Тарнаир. Зато гостиницы, рестораны – у нас хорошие. Правда, практически все отели города спроектированы и организованы неправильно с точки зрения международных стандартов. А вот кафе и рестораны… все отмечают их высокий уровень. – Лично я считаю, что в ресторанном бизнесе только Москва впереди нас. И обслуживание, и интерьер, и оформление ресторанов и качество, и разнообразие – это самый большой плюс для туризма, который есть в Махачкале, – отмечает Магомедов.
P.S. Мечтать о туризме всегда приятно. Говорить о нем – тоже. Можно еще создавать его на бумаге и тратить годы в погоне за инвесторами. Еще можно построить «потемкинскую деревню», и чтоб она обязательно находилась недалеко от главной площади… Зачем пугать туриста видами Сепараторного поселка, переполненными маршрутками и мусорными контейнерами на городских проспектах с надписями: «Махачкала – чистый город. Не поджигай»? Легче свозить туриста в Гуниб или Дербент, показать ему Нарын-калу и быстро спровадить домой, желательно закрыв ему глаза по дороге в аэропорт… Чтобы он не увидел, как у нас по-настоящему. А по-настоящему у нас так…
Пользователи соцсетей, вероятно, помнят приезд в Махачкалу балерины Анастасии Волочковой в апреле 2013 года. Наверно, организаторы решили показать известной балерине город. «Привет из Махачкалы» от Волочковой не заставил долго себя ждать. На личной страничке балерины в Twitter появились снимки Волочковой, позирующей сначала на фоне мусора у Дома дружбы, потом – на фоне разбросанных бутылок на смотровой площадке.
Многочисленные подписчики, как вы понимаете, не оставили это незамеченным.
Приедут ли к нам после такого «пиара» туристы?