О том, что водители общественного транспорта хотят увеличить проезд, было объявлено еще в ноябре, во время их первой забастовки. Водители, ссылаясь на дороговизну ГСМ и запчастей, требовали поднять плату за проезд с 14 до 17 рублей. Но власти Махачкалы заявили, что пока тариф пересматриваться не будет. Несмотря на это, с 1 декабря в некоторых маршрутках города появились объявления, «Проезд – 17 рублей», из-за чего не раз между водителями маршруток и пассажирами возникали споры.
Маршрутники решили стоять на своем и в качестве протеста против старой цены «коллективно» не вышли на работу. В соцсетях появилась информация о том, что отказавшихся участвовать в акции протеста коллег маршрутники пугали тем, что будут разбивать стекла их машин. Имели место случаи, когда бастующие водители оказывали давление на своих коллег, не поддерживающих акцию. – Останавливают маршрутки, высаживают оттуда пассажиров и угрожают водителям за то, что те вышли на линию, иногда доходит и до потасовки и рукоприкладства, – рассказывают очевидцы происшествия.
Забастовкой воспользовались таксисты. Они «щедро» загибали цены – от 300 и более рублей (вместо положенных 100 по городу). Несмотря на отсутствие маршруток, пробок в городе также меньше не стало. Таксисты со всех уголков республики съехались в город «подзаработать». В эти же дни в городе наблюдалась подзабытая за давностью лет ностальгическая картина: битком забитые людьми троллейбусы (как в прежние советские времена) курсировали по городу.
В связи с этими событиями в городской мэрии была организована встреча с бастующими, в которой принял участие и.о. главы администрации города Махачкалы Магомед Сулейманов.
– Чтобы увеличить тариф, нужно основательно изучить проблему, «ювелирно» подойти к этому вопросу, – начал градоначальник. – Мы сами будем принимать решение, которое будет правильно и для вас и для пассажиров. Подождите еще 15-20 дней, в течение которых мы решим этот вопрос, – сказал Сулейманов.
– Что изменится за это время? Мы и так ждем с сентября… – прозвучали голоса из зала.
– Я дал поручение заместителям, чтобы они изучили ситуацию по другим городам. Несколько дней не сыграют здесь большой роли. Я понимаю, что из-за этих трех рублей вы миллионерами не станете, но все же надо немножко подождать.
В ходе встречи с водителями Магомед Сулейманов привел последние данные о ситуации с общественным транспортом в Махачкале. По его словам, на сегодняшний день в городе насчитывается 2 290 маршрутных такси, в то время как ранее количество маршруток приближалось к 5 тысячам. Он также пообещал, что до конца года в городе будут введены в эксплуатацию автобусы, что тоже сыграет свою роль в определении тарифов.
Маршрутники также высказали свою позицию:
– Сегодня у нас не получается работать, как прежде, за 14 рублей. Да, конечно, мы можем подождать еще немного. Но поймите и нас, мы работаем, чтобы как-то прокормить свою семью, я же должен хоть какую-то «копейку» домой принести. Я недавно был в Пятигорске, Нальчике, там намного выше цены, хотя жителей там гораздо меньше, чем в Махачкале. ГСМ у нас дороже, чем в других городах, не говоря уже о техническом обслуживании машин. Пожалуйста, разберитесь в этом вопросе. Некоторые говорят, что и 10 рублей нам много. Пусть тогда сами работают за 10 рублей. Умудряются даже неграми нас называть. Я вам скажу, среди нас много людей с высшим образованием, которые не от хорошей жизни вышли на эту работу, – заявил водитель маршрутного такси 13 «а» Руслан Магомедов.
Коллеги по цеху были солидарны с Магомедовым: водитель 30-й маршрутки Расул Мурзаев сообщил, что не намерен ждать до нового года. – Вы посмотрите, какие цены в магазинах. На что нам семью кормить? Один поход к врачу чего стоит, когда без денег тебя даже принимать не хотят.
Аскандер Телиев, водитель 61-й маршрутки: – Надо донести до народа, что все деньги, которые мы собираем, мы не несем домой, как люди думают. Полученную выручку мы используем на ремонт машин и ГСМ, чтобы завтра тоже выйти на линию. У народа появилась какая-то ненависть к маршрутникам. Сколько было маршрутников в городе, но сейчас больше половины уехали в другие города, потому что не выгодно здесь работать. Мы не успеваем знакомиться с водителями, потому что многие не задерживаются на этой работе. По 15-16 часов работать в сутки, слышать одни упреки и ничего домой не приносить – так работать мы больше не можем.
В заключение встречи Магомед Сулейманов еще раз призвал бастующих проявить терпение и отложить вопрос о повышении тарифов до 25 декабря. – Мы вас прекрасно понимаем. Как договорились, подождем до 25 декабря и потом уже придем к чему-то. Останавливать движение в городе нельзя.
– Понимать – одно, а сделать – другое, – не успокаивались водители.
Впрочем, в тот день к единому решению прийти так и не удалось. Бастующие со всей серьезностью заявили, что пока власти города не повысят тариф за проезд до 17 рублей, выходить на линию они не собираются. В качестве компенсации маршрутники заявили, что готовы ездить даже без введения «ночного тарифа» (20 рублей после 20.00. – Прим. авт.), о котором ранее говорилось.
Почти два дня маршрутники «держали слово», не выходя не линию. Одиночные «Газели», мелькавшие на дороге, были переполнены пассажирами. Однако ввиду отсутствия маршрутных такси ажиотажа среди населения в Махачкале на второй день не наблюдалось. Смирившись, горожане продолжали пользоваться услугами троллейбусов, своих знакомых и коллег по работе. А в соцсетях усилиями добровольцев появилась услуга «Подвезу за спасибо» и «Отвезу за твиттерски», чем также не преминули воспользоваться те, кто не является счастливым обладателем собственного авто.
Главный инженер МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» Фузула Фузулаев сообщил нам, что во время забастовки маршрутников были мобилизованы все работники троллейбусного управления. На линию вышли 29 троллейбусов, курсировавшие по 5 маршрутам. В настоящее время в парке троллейбусного управления имеется 42 троллейбуса, из них 22 новых. По словам Фузулаева, увеличение тарифа на проезд в троллейбусах не планируется.
Отметим, что на 10 декабря на улицах города было полностью восстановлено движение общественного транспорта. Причем цена осталась неизменной – 14 рублей.