Ни один из видов единоборств, содержащих ударную технику, не может обойтись без техники классического бокса. Детско-юношеская спортивная школа по ул. Батырая, 4 не раз меняла подробности своего наименования, а в прошлом году она поменяла свою ведомственную принадлежность с Министерства образования РД на Министерство физкультуры и спорта РД. Именуется она теперь ДЮСШ им. Джамала Касумова и главенствующее положение в ней теперь занимают муай-тай, кикбоксинг и прочие смешанные единоборства.
В советское время в спортшколе работали секции бокса, борьбы (временами), баскетбола и фехтования. Баскетбол и фехтование уже исключены – не в почете они у нашей молодёжи на фоне бурно растущей популярности смешанных единоборств, дающих по их представлению большие возможности для самоутверждения в обществе. Но бокса такие перемены не коснулись – слишком сильны его позиции как базовой системы в подготовке единоборцев. Кстати, нынешний директор ДЮСШ им. Д. Касумова, З. Зайналбеков, сам в прошлом известный боксер и долгое время тренировал боксеров, а впоследствии стал известным тренером по муай-тай и кикбоксингу.
В штате тренеров по боксу работают: тренеры-ветераны – Фарид Ахмедов, Абдурагим Байрамов, Микдар Аркалаев; тренеры среднего поколения – Ильяс (Игорь) Пономарев, Шамиль Пирнаев, Магомед Хирамагомедов, Дада Шугаев; тренеры младшего поколения – Алимагомед Пирнаев (младший брат Шамиля), Расим Гасангусейнов, Атахан Аликулизаде, Ширван Гаджимуталимов, Хаджимурад Газиев, Эльдар Билалов, Руслан и Арслан Мирзоевы (однофамильцы) и др..
Не всех я знаю близко как по профессиональному уровню, так и по характеру, а из тех, с кем знаком поближе, каждый имеет определенные достоинства и характерные недостатки, более или мене мне известные.
Очень методично и четко организованы тренировки Ильяса Пономарева, его хорошо знают не только в дагестанском боксе, но и в верхних эшелонах российского бокса. Правда, научная направленность проводимого им тренинга временами отклоняется от практической ориентации.
Есть из младшего поколения такие, амбиции которых стремятся к уровню таких тренеров-титанов, как Фредди Роуч или Тедди Атлас. Изумляет своей самоуверенностью тренер-самозванец, обладающий единственным боксерским приёмом – «колотушкой» справа (по его же терминологии), а взялся проводить индивидуальное обучение боксу по полной программе. Нетрудно предположить, чему может обучить такой горе-тренер, которого чаще увидишь с сигаретой в зубах или за чаепитием.
Возможно, о каждом из достойных тренеров удастся когда-нибудь написать отдельную статью, а в этой я отвожу место Шамилю Пирнаеву.
Давно уже присматриваюсь к этому парню. Начинали тренерскую работу мы почти одновременно, но мне перевалило к тому времени за 44 года, ему же всего 20 лет. Именно по причине его юности я воспринимал с недоумением скороспелые успехи его воспитанников – у меня было твердое убеждение, что такой эффективный старт обусловлен не умением, а везением в сочетании с ловкачеством в подтасовке умелого тренерства. Но, как говорится, время показывает, что к чему. То, что раньше казалось ловкачеством, оказалось на деле способностью распознавать наличие или отсутствие перспектив своих учеников выйти на большой ринг и плодотворной работой по продвижению к вершинам спортивных успехов в меру их таланта.
В базовой подготовке придерживается четко определенного стиля боксирования и соответствующего этому стилю набора технических элементов. В этом направлении опирается на личную боевую практику, не распыляясь на разнообразие рекомендуемых научными разработками тренировочных методик. В технико-тактическом плане его подопечных характеризует работа преимущественно на дальней дистанции, малоамплитудный «челнок» на ногах, раздергивание соперника легкими и быстрыми выбросами передней руки (для правши – левой, для левши – правой), готовность в случае необходимости оттянуться назад отскоком или отклоном, или совмещая то и другое, с последующей контратакой, встречные, останавливающие удары, сайдстеп или полусайдстеп в сторону передней ноги с прямым или боковым ударом передней рукой, серии не более, чем из 3-х ударов, как в атаке, так и в контратаке. В общем, у его учеников закладывается надежный фундамент для последующего освоения и совершенствования высшей техники бокса.
Если и не было у него до сей поры звездных воспитанников высшей пробы, то только вследствие известной истины: достижение высоких результатов зависит в большей степени от таланта и трудолюбия спортсмена и лишь малая толика от профессионализма и творчества тренера. Был, правда, в начале его тренерства перспективный ученик, Шамиль Ярметов, который через два года занятий боксом прорвался в финал первенства России 1994 года среди старших юношей. Парень, помимо спортивной одаренности, выделялся среди сверстников развитым интеллектом, но по каким-то причинам в год своего высшего спортивного результата прекратил занятия боксом. Возможно, посчитал, что его умственные способности заслуживали применения на другом поприще.
В настоящее время успешно выступает на ринге один из его воспитанников Рабадан Исмаилов (первый тренер Дада Шугаев), завоевавший в прошлом году серебряную медаль в весе до 64 кг на первенстве России среди юниоров 19-22 лет в Элисте и подающий большие надежды на дальнейшие успехи в спорте.
Тренировки, проводимые Шамилем, характеризуются оптимальной физической энергоёмкостью (без перегрузок), но с большей работой ума и воображения. Работа такого характера более плодотворна в обучении искусному боксированию и результативна в создании позитивного психологического настроя. Любит, по его же признанию, работать с малышами, а ведь не каждому квалифицированному тренеру это удается. К малолетним требуется иной подход, чем к подросткам и юношам. Шамиль умеет найти удачные образные сравнения, легко воспринимаемые детским сознанием и способствующие более четкому пониманию разучиваемых элементов боксерской техники.
На отработках техники применяются связки перемещений, ударов и защит, отрабатываются как бы фрагменты реального боя. К примеру: атака под два шага прямым левой в голову и туловище одним партнером, защита отходом на два шага и ответный удар справа с шагом вперед с последующим отходом другим партнером. Такие расширенные комбинации лучше вырабатывают рефлексы, необходимые в вольном бою.
В большей мере руководствуется опытом, приобретённым живыми наблюдениями и личной практикой, нежели заимствованием нововведений, рекомендуемых светилами спортивной науки. Не стремится поразить воображение окружающих изобилием разнообразных новоявленных упражнений, повышающих уровень общей и специальной физической подготовки. Для пояснения позволю себе немножко отвлечься от темы. На тренировке с упором на специальную физическую подготовку некоторые тренеры включают упражнение, выполняя которое, боксеры спрыгивают с метровой высоты, для амортизации прыжка глубоко приседают и после подъёма имитируют прямой удар справа (для правши). При таком исполнении упражнения смысл его был не понятен. Со временем выясняется, что упражнение предназначено для выработки удара взрывной силы и необходимо спрыгивать с небольшой высоты, когда для амортизации достаточно незначительного сгибания ног в коленях, тогда возникающая сила упругости слегка подбрасывает боксера. Этот подскок служит стартовым зарядом, который необходимо вовремя вложить в удар. Именно выработка слаженности всех составляющих ударного движения с подскоком и есть цель данного упражнения. Многократное его выполнение тренирует «взрывной» удар. Спрыгивание с большой высоты заканчивается глубоким приседом, так придавливающим «пружину» в ногах, что упругий подскок уже невозможен и упражнение теряет свой смысл. Поэтому прежде, чем уверенно внедрять новые упражнения в тренировочный процесс, следует до конца разобраться в деталях его выполнения. Шамиль, проводя тренировки, избегает таких неопределенностей и применяет упражнения, предельно ясные по смыслу и исполнению.
В силу вышеизложенного есть немалая надежда, что разумно организованная работа Шамиля Пирнаева увенчается высокими достижениями его воспитанников на большом ринге.