Эфир, ставший уже традиционным для самого Главы государства и граждан, на этот раз набрал рекордное количество звонков, SMS, MMS и видеообращений. По приблизительных данным, около 2,5 миллиона обращений.
Ведущая «Прямой линии» Мария Ситтель, открывая эфир, отметила: – Этот год стал годом серьезных испытаний для России. Санкции, падение цен на нефть, атмосфера «холодной войны»… Это год осмысления нами великой трагедии нашего братского народа. Год, когда перед нашей страной встало много вызовов. Но вместе с тем наше общество стало более консолидированным. У россиян выросла самооценка и, как говорят социологи, «индекс счастья» не снизился, хотя можно было бы ожидать. Как мы будем отвечать на вызовы и куда будем двигаться дальше? Об этом сегодня пойдет речь.
Задавая первый вопрос Владимиру Путину о подведении итогов за истекший год, телеведущая отметила: – В этом году вам многое приходилось брать на себя. Это был год, если хотите, ваших персональных решений. Их нужно было принимать быстро и четко. Никто, кроме вас, это не смог бы сделать. Санкции, антисанкции, дипломатический марафон в Минске, ну, и, конечно же, Крым. Непростая экономическая ситуация. Она требовала ваших персональных решений. Каковы итоги года?
Президент страны, прежде чем перейти к ответам на вопросы, зачитал доклад об основных экономических показателях прошедшего года. Так, несмотря на «вызовы», с которыми столкнулась Россия, Путин отметил положительную динамику в экономике страны: – Мы столкнулись с определенными внешними ограничениями. Это так или иначе сказалось на темпах роста, на нашем развитии. Но в целом сейчас мы видим: и рубль укрепляется, и фондовые рынки растут. Нам удалось не допустить «раскрутки спирали». По итогам прошлого года реальный ВВП России вырос на 0,6%. Это небольшой, но все-таки рост. Чуть больше выросло промышленное производство – на 1,7%. А обрабатывающая промышленность – на 2,1%. Обновлен рекорд добычи нефти – самый большой за всю новейшую историю России – 525 млн тонн. Собран один из самых богатых и высоких урожаев зерновых также за новейшую историю страны – 105,3 млн тонн. А в целом сельское хозяйство дало очень хороший результат – 3,7% роста. Это не может не радовать.
Несмотря на это, Глава государства отметил и минусы. Это рост инфляции (11,4% ) и сокращение доходов населения.
Однако с учетом того, что раньше рост заработной платы в России превышал рост производительности труда, подобное понижение можно назвать коррекцией и даже оздоровлением экономики.
Соведущий Марии Ситтель Кирилл Клейменов спросил о санкциях: – Понятно, что они не навечно. Но … долго ли нам терпеть?
Путин ответил: – Вряд ли сейчас стоит ожидать снятия санкций. Потому что это вопросы чисто политического характера. Стратегического, я думаю, для некоторых наших партнеров во взаимодействии с Россией и сдерживании нашего развития. Кстати говоря, мне кажется, это напрямую уже не относится к событиям на Украине.
Но дело не только в этих санкциях. Дело в том, что нам самим внутри страны надо выходить на более совершенные способы управления этими процессами. И здесь, конечно, от нас самих очень многое зависит.
Дело не в том, чтобы терпеть. Надо использовать ситуацию себе на пользу.
После ответа Президента страны Ситтель в качестве ремарки и продолжения ответа Владимира Путина зачитала одно из поступивших сообщений: «Россия – сильная нация, и мы потерпим…».
Путин ответил и на критику антикризисного плана правительства («Если честно, не видно, как этот план работает. Создается впечатление, что их главная стратегия заключается в ожидании отскока нефтяных цен»): – Это избыточно критическая оценка деятельности правительства. Ну, конечно, правительство всегда надо критиковать, и президента надо критиковать. Или губернаторов надо критиковать. Вообще всех надо критиковать. Когда критика есть, она заставляет взглянуть на окружающую действительность свежим взглядом. Это полезно. Но все-таки принять план по стабилизации социально-экономической ситуации в стране в целом в таких условиях – это не простая и очень высокопрофессиональная задача. Таких вещей нельзя делать с кондачка. Нельзя разбрасываться деньгами, полагая, что у нас их немерено.
На вопрос владельца и главного редактора «Независимой газеты» Константина Ремчукова о связи патриотизма с ксенофобией и «похолоданием» отношений с Западом
В. Путин ответил: – Вы поставили на одну доску патриотизм и ксенофобию. Это совершенно разные вещи. Патриотизм – это любовь к Родине, а ксенофобия – ненависть к другим нациям и народам. Абсолютно разные вещи. И я бы не путал Божий дар с яичницей. Что касается радикального национализма, то мы с ним всегда боролись и будем бороться. Я всегда говорил о том, что национализм – это очень вредное, разрушительное явление для целостности российского государства.
И, наконец, условия, при которых мы могли бы нормализовать отношения с Западом. Не мы их портили. И мы всегда выступаем за нормальные отношения со всеми государствами, как на Востоке, так и на Западе. Самое главное условие восстановления нормальных отношений – это уважение к России и к ее интересам.
Я уже говорил на одной из «линий». Некоторым крупным державам, супердержавам, которые претендуют на свою исключительность и считают себя единым центром силы в мире, союзники не нужны. Им вассалы нужны. Имею в виду США. Россия в такой системе отношений существовать не может. Не только не может поддерживать такие отношения, даже существовать не может. И это все должны понимать. А мы всегда открыты для сотрудничества. Мы его и не прерываем никогда.
Попытки санкционным способом нанести нам ущерб предпринимаются. Но это не очень эффективно. Давить на Россию с помощью каких-то мер бесполезно и бессмысленно.
На вопрос ветерана, кто наши союзники, Путин ответил цитатой: «У нас только два союзника. Армия и военно-морской флот. Нашей огромности все боятся». А на вопрос Марии Ситтель: «А враги наши кто?», глава государства ответил: «Быть нашими врагами и друзьями одинаково почетно. Но мы никого врагами не считаем. И не рекомендуем кому-то нас таковыми считать».
В ходе «Прямой линии» прозвучали вопросы экономических перспектив России, сельского хозяйства, санкций, российского эмбарго на ввоз сельхозпродукции с Запада, покупки французских «Мистралей», поставки Ирану российского зенитного комплекса С-300, перевооружения армии, будущего Новороссии, помощи пострадавшим от пожара в Хакасии и множество других вопросов. Писатель, общественник Ирина Хакамада и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов поинтересовались у главы государства ходом расследования убийства политика Бориса Немцова. Были, однако, и юмористические обращения. Такие, как, к примеру, приглашение главы государства на чай и просьба жены военнослужащего уговорить ее мужа купить ей собаку.