РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГА НЕОБХОДИМО
Одной из особенностей транспортного налога является то, что уплачивать его должны не те, кто пользуется автомобилем, а те, на кого автомобиль зарегистрирован. При этом даже если машина находится в ремонте, разобрана на части или же вовсе не подлежит восстановлению после ДТП, но при этом состоит на учете, транспортный налог все равно уплачивается. Также имеют место быть случаи, когда при продаже своего авто по генеральной доверенности, спустя некоторое время, совершенно неожиданно для себя автовладельцы получали уведомление о необходимости уплаты транспортного налога.
Размер налога определяется исходя из налоговой базы. Для транспортного налога такой базой являются характеристики автомобиля, то есть мощность двигателя, которая исчисляется лошадиными силами. Также ставки транспортного налога не зависят от года выпуска автомобиля. Различия имеются в транспортном налоге на грузовые и легковые авто.
В начале мая текущего года депутат Госдумы, руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов выступил с инициативой об отмене транспортного налога с 2016 года («МИ», №18 от 07.05.2015). Еще в ноябре 2012 года президент страны Владимир Путин также высказался о необходимости замены транспортного налога акцизами на бензин. Но в настоящее время они взимаются параллельно: главы регионов опасаются, что казна оскудеет за неимением отчислений от налоговых поступлений. По мнению депутатов «Справедливой России», реформирование налога все же необходимо. Уровень собираемости транспортного налога не превышает 50%, а сбор поступлений от акцизов на бензин легче будет администрировать. Данная мера, как считают инициаторы, пойдет на пользу самим регионам, то есть облегчится пополнение их дорожных фондов.
Также напомним, что с 1 января 2014 года Федеральным законом введен повышенный транспортный налог или так называемый «налог на роскошь», который распространяется на легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн рублей. Повышенный транспортный налог рассчитывается умножением ставки транспортного налога на коэффициент роскоши.
Для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., возраст которых от 2 до 3 лет, повышающий коэффициент составит 1,1. Если с момента выпуска таких автомобилей прошло от 1 года до 2 лет, применяется коэффициент 1,3. Если же возраст автомобиля не более 1 года – к нему применяется коэффициент 1,5. Таким образом, чем новее автомобиль, тем больше за него придется платить.
С автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, будет взиматься транспортный налог с коэффициентом 2.
С автомобилей средней стоимостью 10-15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также с легковых автомобилей средней стоимостью свыше 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет, транспортный налог будет взиматься с коэффициентом 3. Если же возраст приобретенного автомобиля, который теоретически подпадает под налог на роскошь, превышает указанный в законе, то соответственно при исчислении суммы налога повышающий коэффициент не будет учитываться.
ЗАКОН ВЫГОДЕН АВТОВЛАДЕЛЬЦАМ
Член Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» Руслан Расулов отметил, что если останется только акциз на бензин – это будет выгодно, в первую очередь, самим автовладельцам. Кто будет ездить на машине, будет платить, а кто нет, хоть за ним и числится машина, этого делать не будет.
– Транспортный налог изначально был создан для обслуживания и ремонта дорог. Но нам достаточно посмотреть хотя бы на проспект Шамиля в Махачкале и убедиться, что средства, поступающие от транспортного налога, используются не по назначению. Если бы они использовались по назначению, у нас были бы идеальные дороги, потому что это достаточно приличные суммы. Деньги идут на содержание министерств, выдачу зарплат их сотрудникам, но только не на дороги. У нас дороги в плохом состоянии. Почему органы ГАИ молчат, хотя они должны на каждой сессии Народного Собрания «кричать» об этом, вносить свои предложения по улучшению дорожной сети. Вы хоть раз видели, чтобы начальника ГАИ за плохое состояние дорог уволили. Нет! – заявил Расулов.
Со слов Расулова, на сегодняшний день минимальный транспортный налог установлен в Чеченской Республике. А Дагестан по размерам ставки налога среди других регионов России и СКФО находится где-то в середине.
– Поэтому автовладельцы стараются регистрироваться там, чтобы не платить у нас по завышенной ставке. Если сказать по правде, у нас даже инвалиды не освобождены от транспортного налога. Хотя они подпадают под категорию граждан, на которых не распространяется этот вид налогообложения, – говорит Расулов.
О том, что средства, поступающие от транспортного налога, не доходят до конечного пункта, говорит и главный госинспектор территориального отдела государственного автодорожного надзора по РД Раджаб Магомедов.
– Если на государственном уровне примут закон об акцизе на бензин, уже будет понятно, что конкретная организация, в данном случае автозаправка, продала сколько-то литров бензина, и оттуда какой-то процент нужно выделить на дороги. И от этого никуда не денешься. Поэтому я считаю, что этот закон на сегодняшний день крайне необходим. Все индивидуальные предприниматели имеют хорошую прибыль от продажи бензина. При этом не платить налог было бы несправедливо. Но за этим должен быть установлен строгий контроль. В свое время Ространснадзор вел контроль за продажей, лицензированием заправочной деятельности. На сегодняшний день спрашивать не с кого. Полномочия переданы неизвестно кому. В Москве, Московской области деятельность заправочных станций до сих пор контролируется Ространснадзором. Обязательно должен быть контроль, сколько-то литров продали, выплатите налог и так далее, – уверен Магомедов.
БЕНЗИН ПРОПАХ АКЦИЗАМИ
Заместитель начальника отдела надзора УГИБДД МВД по РД Руслан Гаджибагомедов заявил, что, даже если введут акциз на бензин, собираемость налогов не будет достаточно эффективной. – Продажей бензина у нас занимаются частные лица. А там всегда находится возможность для злоупотреблений. Но этот закон будет выгоден самим автовладельцам, которые будут платить только в том случае, если будут покупать бензин и ездить.
Гаджибагомедов рассказал, что в 90-х годах сотрудники ГАИ, когда проводили технический осмотр транспорта, проверяли наличие у автовладельцев квитанции об уплате дорожного налога, в то время он так назывался. После того как началась реформа, органы ГАИ были отстранены от этого дела.
– С начала 2000 года мы перестали проверять наличие квитанций, с 2012 года не проводится и техосмотр. Сбором транспортного налога занимается налоговая инспекция. Мы отправляем информацию в налоговый орган о том, что такая-то машина стоит на учете. И на основании нашей информации налоговая служба отправляет извещение автовладельцу о том, что нужно уплатить налог, исходя из мощности двигателя автомобиля, – пояснил Гаджибагомедов.
Он также добавил, что для Дагестана был бы полезен опыт некоторых зарубежных стран, где транспортный налог на старые автомобили выше, чем на новые.
– В нашей республике самый старый автопарк по России. Некоторым машинам более 30-35 лет. Если увеличить налог для этой категории машин, то у автовладельцев появится стимул приобрести новую машину. Таким способом обновится и сам автопарк республики.
Уполномоченный по правам предпринимателей в РД Башир Магомедов представил корреспонденту «МИ» свое видение этого вопроса.
– На сегодняшний день, в соответствии с Законом РД №39 от 26 ноября 2002 года «О транспортном налоге», организации, наряду с физическими лицами, платят налог в среднем от 8 до 50 рублей с одной лошадиной силы в год. В среднем получается около 3 000 рублей в год с одного транспортного средства. При этом акциз на бензин составляет 7300 рублей за 1 тонну, который, в связи с включением этой суммы в стоимость бензина, фактически уплачивается потребителями. Исходя из этого, считаем, что отмена транспортного налога позволит избежать двойного налогообложения и снимет нагрузку с автовладельцев. Только эта отмена не должна сопровождаться сильным увеличением акциза на бензин. В среднем по подсчетам, добавление одного рубля акциза на литр бензина заменяет транспортный налог и нагрузка остается та же самая. Поэтому увеличение акциза приемлемо лишь на 20-30 копеек на литр бензина. В таком случае возможно сохранение автозаправочными станциями расценок на бензин и снимется нагрузка с автовладельцев. Надо заметить, что серьезным минусом отмены транспортного налога является то, что он уплачивается в региональный бюджет, а сумма акциза поступает в федеральный. Соответственно нужно выработать схему компенсации республиканских расходов на содержание дорог, без этого принятие закона будет иметь отрицательный эффект для бюджета регионов.
Сегодня в Дагестане транспортный налог в среднем составляет 720 рублей, в России в целом более 2 тысяч рублей. Новые размеры ставок приняты Народным Собранием республики в конце 2013 года и начали действовать с января 2014 года. До этого последний раз изменениям они подвергались лишь в 2010 году.
За легковые автомобили с мощностью до 100 лошадиных сил владельцы оплачивают 8 рублей. От 100 до 150 лошадиных сил – 10 рублей. От 150 до 200 лошадиных сил – 35 рублей, в диапазоне от 200 до 250 лошадиных сил – 50, а свыше 250 – 105 рублей.