Уразу-байрам в Дагестане всегда отмечали с размахом – накрытые столы, подарки, толпы детей, бегающих за сладостями… Однако в последнее время религиозный праздник в республике начал приобретать опасный синдром знаменитых дагестанских свадеб – сделать все не хуже, чем у соседа, покорить роскошеством стола и подарков всех и вся. Любыми доступными и недоступными средствами.
ЗАДАЧА ОДНА – ОТМЕТИТЬ С РАЗМАХОМ
«Что приготовить на сухур и ифтар?», «Где можно нормально «поифтарить» в Махачкале?», «Чем удивлять гостей на Уразу?» – сотни подобных вопросов во время Рамадана задаются в сети Интернет как минимум в последние два года. Инстаграм, любимый многими дагестанцами, пестрит разносольными столами и подписями «Сухуримся», «Ифтаримся», «Уразимся». Последний тренд – ходить на ифтар в кафе и сидеть там до самого сухура, попутно постя это все в социальных сетях. Рамадан завершился, и вся республика ринулась сметать с прилавков продукты питания, носки, майки, носовые платки…
Махачкалинский «второй» и «цумадинский» рынки в предпраздничные дни являли собой зрелище, которому подошел бы единственный слоган – «остаться в живых». Люди толпились, давили друг друга, вырывали из рук «легкую» капусту для голубцов, придирчиво осматривали купленные на раздачу детям сладости.
Отмечают Уразу-байрам в Дагестане с особым размахом, поэтому и цены на рынках подскочили в два, а то и в три раза. Видя потребительский спрос, продавцы подняли цену на мясо, фрукты, овощи, кондитерские изделия. На улице Белинского расположились палатки с готовыми ящиками носков, полотенец, чаев и коробок со сладостями.
ОТ РИСА ДО ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ
Продавцы говорят, что в последнее время приобретают популярность для «раздачи» гостям рис, растительное масло, макаронные изделия. Традиционное трио «носки – мыло – майка» по-прежнему пользуется спросом и особым статусом в республике.
Продавщица на втором рынке доходчиво объясняет: «Вот эти белорусские – хорошие, качественные носки. Их можно близким раздать. Есть еще корейские, бамбуковые – тоненькие, но можно знакомым дать. Украинские есть. Какой хочешь носки есть!» Женщина зазывает покупателей, как опытный циркач, на ходу жонглируя упакованными носками.
К слову, во время праздников одними носками дагестанцы не ограничиваются. В ход идет все – от пробников зубной пасты Colgate до посуды для разогрева в микроволновке или же салатниц, кружек, комплектов постельного белья, одеял. Кто на что горазд, и у кого на что хватает денег. Впрочем, дагестанцы стремятся к роскошеству, даже если средств на это не хватает. Причина тут одна: что скажут люди? Если стол не будет ломиться от изобилия, на нем не будет дорогой выпечки, всевозможных орехов кешью, экзотических фруктов и всевозможных мясных блюд – заклеймят.
ЧУПА-ЧУПСЫ НЕ ПРЕДЛАГАТЬ!
Отдельная тема – раздача сладостей детям. Особой популярностью в этом году у ребят пользовались чипсы «Lays», сникерсы, соки в маленьких упаковках.
Полученные от меня в подарок чупа-чупсы вызвали не просто разочарование, а какое-то презрение, читаемое в глазах детей.
«Чупа-чупс?!» – обреченно спросил мальчик лет шести, сжав губы. А потом, на улице раздавались крики: «У них чупа-чупсы!», что дословно означало: «Не ходи туда, там ничего интересного не раздают».
Поразили в этом году и незнакомые юноши лет 15-16, которые просто заходили во двор и молча стояли с раскрытыми пакетами. Как объяснили позже, ребята приходят за тем самым трио. В сети микроблогов «Твиттер», где шло бурное обсуждение раздаваемых сладостей детям, один из пользователей с возмущением описывал ситуацию, когда ребята выбросили на лестничную площадку подаренные кем-то вареные яйца.
Праздничные столы на Уразу-байрам – совершенно фантасмагоричная история, когда хозяйки устраивают конкурс на звание самой ловкой и умелой, самой продвинутой в последних кулинарных тенденциях. Так и напрашивается: «Ешь ананасы, рябчиков жуй!». На столах, помимо привычных плова и голубцов, появляются роллы и суши, жаркое из молодой телятины, покрытое карамельной глазурью, трехуровневые торты и пироги с самыми разными начинками. Тем же, кто не может позволить себе кулинарных роскошеств, приходится хоть как-то соответствовать заданной планке. Отсюда – нервы, долги, долги, долги…
ЗНАЙТЕ МЕРУ
Имам махачкалинской Центральной джума-мечети Магомедрасул Саадуев уверен, что главным в праздновании Уразы-байрам должно быть не снискание довольства людей, а довольство Всевышнего.
«Ислам – это религия меры. Все, что выходит за рамки этой меры, не является делом богоугодным. Не надо расходовать деньги ради показухи. В исламе принято радовать своих братьев и сестер по вере подарками, накрывать столы. Но пусть это будет вам по карману. Человек не должен что-то делать в ущерб себе самому. То же самое у нас в республике происходит и с похоронами. Люди превратили в обязательность раздачу подарков после похорон, сделали это адатом. В исламе этого нет, а страдают обычные люди», – подчеркивает имам.
Особое внимание уделяет имам и раздаче сладостей детям. «Раздавать можно и нужно. Однако в последнее время участились случаи, когда собирать подарки ходят цыгане и попрошайки. Получая конфеты и прочие сладости, они сдают их обратно в магазин, получая за это деньги.
Хочу обратиться и к родителям. Не надо отправлять своих совершеннолетних детей за подарками вместе с малышами. Совершеннолетний молодой человек не должен что-либо просить или «собирать», – отметил имам.
«ДАВАЙТЕ БОЯТЬСЯ АЛЛАГЬА…»
Согласен в этом вопросе с имамом джума-мечети и преподаватель Дагестанского гуманитарного института (бывший ИТИМО. – Прим. «МИ»), имам мечети имени Шейха Мухаммада Арифа в Махачкале Сиражуддин Ахмедов.
«И расточительством, и другими названиями мы бы не называли всё, что делают, готовясь к этому великому празднику, если бы всё не выходило за рамки шариата. Например, соперничество в мирском, зависть, обида, ссоры и упрёки. Дело в том, что в шариате крайне порицаются плохие новшества или адаты, обычаи и традиции, ведущие к плохому исходу. А мы знаем, что, когда всё делается под лозунгом: «А что люди скажут?!», то это не шариат, а нечто другое. Для нас не секрет, что люди боятся ходить друг к другу в гости, особенно женщины, если нет «подарков», боясь упрёков, и так же сами упрекают, если и их не отправят с пакетом уже другим. И зачастую бывает так, что подаренная вещь возвращается к своему хозяину, так как избавляются от дешёвого и некачественного. И происходит своего рода: «круговорот носков» в Байраме. Поэтому пора бороться с теми болезнями в обществе, которые ведут к не совсем мусульманской жизни. Давайте бояться Аллагьа, а не людей», – подчеркивает Ахмедов.
Во многих селах республики уже пропагандируется запрет на излишества во время празднования религиозных праздников. Имамы призывают мусульман обратить внимание на совершение благих поступков в месяц Рамадан, а не на соперничество и дорогие подарки. В некоторых населенных пунктах республики духовенство призвало свой джамаат отказаться от дарения подарков, вплоть до знаменитых носков. Но смогут ли дагестанцы побороть в себе привычку «блистать» перед людьми?