Если раньше путевой лист обходился водителям в 4500 рублей, то теперь он стоит 5500 руб. Такое неожиданное решение начальства возмутило водителей. Они требовали оставить стоимость путевки прежней, но конфликт между местным руководством и водителями в митинг не перетек. В тот же день им все-таки пришлось выйти на линии. Итогом водительского возмущения стало лишь коллективное письмо в адрес Главы республики Рамазана Абдулатипова.
Как пояснил начальник отдела автомобильного транспорта Агентства по транспорту и дорожному хозяйству РД Ибрагим Гашимов, из-за того, что городской (г. Махачкала) и междугородний проезд (Каспийск – Махачкала) установлен в пределах минимальной цены – 10 рублей, Правительство РД вынуждено переплачивать на 50-100 рублей в день за зарплату сотрудникам, заправку топлива, расходные материалы и пр. К тому же транспорт часто ломается. И пока действовал гарантийный срок, автобусы ремонтировались бесплатно. Сейчас придется добавить и эту статью расхода.
По сведениям Агентства по транспорту РД, за день новые автобусы возят примерно 650-700 пассажиров, при этом около 20% из них – «зайцы», т.е. пассажиры, которые выходят, не оплатив проезд (через вторую дверь автобуса. – Прим. «МИ»). Даже если нанять кондуктора, по подсчетам ведомства, заработная плата 88 кондукторам (на 44 автобусов, работают через сутки. – Прим. авт.) превзойдет потерянные 20% денег за проезд. Потому их нанимать нецелесообразно, считают чиновники.
Однако пока цены за проезд прежние. А водителям при той же ценовой шкале с новым путевым листом приходится нелегко. Как сообщил Гашимов, сегодня водители НЕФАЗов/МАЗов встают в 4 утра. В 5 часов они выходят из дома, чтобы в 5.30 быть в гараже. Там они проходят тех-, медосмотр, чтобы в полседьмого выйти на линию. В 22.00 ч. у них заканчивается рабочий день, они отправляются на заправку, где один автобус заправляется 20 минут (из-за технологических особенностей заправки газомоторным топливом). В городе для этих автобусов предусмотрено всего 4 точки заправки. Пока 44 автобуса заправятся, водители попадают домой в 1-2 часа ночи. И это все при средней заработной плате – 18 тысяч рублей.
«У нас нет вахты, чтобы нас возили по домам и забирали на работу в позднее и раннее время соответственно. Нам приходится вызывать такси за свой счет, чтобы доехать до работы в указанное время и домой в конце рабочего дня. В автопарке нет шиномонтажа и вулканизации. Водителям приходится самим везти колеса на шиномонтаж и платить из своего кармана по 700 рублей, а потом бегать и просить, чтобы возместили эти средства по накладной. Зачастую этих денег водителям так и не возвращают. Также непонятно, почему газа, заправляемого на АГЗС, хватает на меньший пробег. Его расход намного увеличен и очень часто выходит из строя газовая система автобуса», – жалуются в коллективном письме, адресованном Главе Республики Рамазану Абдулатипову, махачкалинские водители.
Это все знают в кабинетах власти. Поэтому, скорее всего, с поднятием стоимости путевого листа в НЕФАЗах и МАЗах поднимется цена за проезд маршрута Махачкала–Каспийск. Предполагаемая цена – 15 рублей. Но, по сути, и это недорого, если учитывать, что за проезд в маршрутках по этому же маршруту пассажиры отдают 30 рублей.
Кстати, некоторые эксперты прогнозировали продажу данных автобусов в связи с разорением транспортной компании. Однако в Агентстве по транспорту РД опровергли эту информацию. Если верить Гашимову, в этом году объявлен тендер на закупку еще 5 МАЗов, адаптированных для инвалидов-колясочников, на сумму 30 млн рублей. Средства выделяет Министерство труда и социального развития РД в рамках Федеральной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы. К тому же, по словам Гашимова, программу планируется продлить вплоть до 2018 года.
По этой же программе выделены 13 млн на закупку амбулаторного лифта также для инвалидов-колясочников для аэропорта Махачкалы и ровно 1 млн рублей выделен на адаптацию под инвалидов-колясочников автостанции в Дербенте (250 000 рублей) и Каспийской автостанции (750 000 рублей). «Также выделено 500 тыс. на оснащение светофорных объектов звуковыми маячками в Махачкале. Они сегодня на некоторых светофорах есть и предназначены для незрячих граждан, чтобы они могли по звуку определить, когда горит красный или зеленый свет», – добавил Гашимов.
На реализацию этой программы уйдет в итоге 45 млн рублей, (95% этой суммы – это деньги федерального бюджета, 5% – республиканского).