Единая дежурно-диспетчерская служба города Махачкалы была создана в 2007 году. ЕДДС изначально создавалась при УЖКХ города и фиксировала все обращения, которые поступали в адрес Управления, и принимала по ним меры. В 2010 году вышел Указ Президента РФ «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации». На основе этого Указа в 2014 году было создано МКУ ЕДДС (муниципальное казенное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба», которое стало подсистемой Российской системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
ЕДДС ВАМ В ПОМОЩЬ…
– Мы координируем работу оперативных и диспетчерских служб всех организаций города. Для этих целей разработана программа на сайте администрации города, которая установлена во всех Управляющих компаниях и ресурсоснабжающих организациях. С помощью этой программы все обращения жителей регистрируются в электронном варианте и тут же указываются сроки исполнения в зависимости от вида заявки. Далее эти заявки направляются или в УК, или в ресурсоснабжающую организацию. После того как проблема решена, они присылают отписку, что заявка выполнена. У нас есть специальный диспетчер, который выезжает на место и с приглашением заявителя проверяет факт исполнения. К сожалению, есть такие службы, которые обманывают. Все случаи, конечно, проверить мы не можем, но процентов 60% проверяем, – рассказывает руководитель МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба» Тельман Сулейманов.
К ЕДДС относится и раздел «Фотофакт» на сайте городской администрации, куда люди могут присылать «проблемные» фотографии. Так же, как и с заявками, к каждой фотографии указываются сроки исполнения. После выполнения соответствующих работ по ликвидации проблемы, выкладывают уже новую фотографию. Как рассказывает Сулейманов, по закону ответить на заявку можно в течение месяца, но в зависимости от проблемы служба старается установить минимальные сроки.
– Чтобы мусор убрать со двора, не надо целый месяц ждать. В таких случаях мы даем всего пару дней ответственным организациям. Если они игнорируют наши обращения, мы доводим проблему до курирующих замов и самого главы города. Муса Асхабалиевич (Мусаев. – Прим. авт.) постоянно держит такие вопросы на контроле. Чуть ли не на каждом оперативном совещании он поднимает вопрос о том, какие меры принимаются по обращениям жителей города. Я представляю информацию, сколько поступило заявлений, что сделано. Поэтому надо отметить, что поддержка и понимание со стороны главы города у нас есть, и это самое главное, – отмечает Сулейманов.
ТВОРЯТ, ЧТО ХОТЯТ…
Одной из основных проблем руководитель ЕДДС назвал отсутствие рычага воздействия на ресурсоснабжающие организации, которые являются акционерными обществами и не принадлежат городу.
– Ни одной акции этих предприятий на сегодняшний день у горадминистрации нет. Сейчас мэр с новой командой принимает меры, чтобы хоть какую-то часть контрольного пакета вернуть городу. По идее эти организации должны хоть какую-то часть своих доходов тратить на развитие и модернизацию коммунальных сетей, но этого практически никто не делает. Например, к трансформатору, рассчитанному на 50-60 домов, присоединены более 100 домов. Конечно, будут проблемы. Нет также никакого влияния на нерадивых руководителей этих предприятий, которые своевременно не исполняют заявки жителей. Неоднократно были случаи, когда целые микрорайоны сутками оставались без воды, электричества, газа. Это вообще ни в какие рамки не укладывается. А все претензии поступают в адрес городской администрации. Да, мы звоним поставщикам, порой стыдим, говорим, что так нельзя, но по-другому никак не можем повлиять. Единственная мера, которая может быть принята в отношении ресурсоснабжающих организаций, – это представление прокуратуры, – заявил Сулейманов, добавив, что ЕДДС заключила 35 соглашений со всеми службами города об информационном обмене и совместных действиях при ЧС.
Единая дежурно-диспетчерская служба города работает в круглосуточном режиме. В одну смену (сутки) сидят по два диспетчера, днем работает и старший диспетчер с оператором. По словам Сулейманова, когда случаются какие-то чрезвычайные ситуации, к ним может поступать более 2 тысяч звонков за смену. В обычные дни – от 100 и выше. За прошлый год в адрес ЕДДС поступило более 58 тысяч обращений, причем не только на горячую линию и сайт городской администрации (в раздел «Фотофакт»), но и на электронную почту службы.
НИКАКИХ ГРУБОСТЕЙ!
Рассказывая о своих работниках, Сулейманов с гордостью отмечает, что все диспетчеры с высшим образованием, и, кроме того, они прошли подготовку в учебном центре Главного Управления МЧС России по РД. Кроме того, они периодически проходят и аттестацию, где председателем выступает замглавы города Махачкалы Сергей Цветков. Так, по результатам недавней аттестации трое работников были уволены, на замену им пришли опытные люди из резерва МЧС. Кроме того, по словам Сулейманова, решается вопрос и о создании на базе Дагестанского государственного технического университета обучающих курсов для работников дежурно-диспетчерской службы по линии ЖКХ.
– Работа очень ответственная, но диспетчеры знают, как оперативно реагировать на все заявки. Со всеми нужно поговорить и дать исчерпывающий ответ. Ни одно обращение мы не оставляем без внимания. Часто бывает так, что люди не могут дозвониться до ресурсоснабжающих организаций и потом на наших диспетчеров выносят весь негатив… Не было такого случая, чтобы к нам не могли дозвониться. К сожалению, встречаются бескультурные горожане, которые и матом оскорбить могут. Но еще одна задача диспетчеров – быть сдержанными, никаких грубостей в ответ не должно быть. Все работники предупреждены, что они выступают от имени главы города, и подобные случаи исключены. Если что-то подобное произойдет, то этот диспетчер у нас не будет работать, – уверенно заявил Сулейманов.
Позвонить в ЕДДС города можно по трем номерам: 67-21-23, 67-21-53 и 112. Как объяснил Сулейманов, номер 112 пока работает в пилотном режиме, только с городского номера звонок попадает в ЕДДС, а с мобильного автоответчик повторяет: «Если нужно в пожарную, наберите 01, в полицию – 02» и т.д.
– Станция сейчас только строится, потом к нам автоматически будут поступать все звонки. Не будет никаких 01, 02, 03. Вся работа будет координироваться через нас. Вся имеющаяся техника, рабочий персонал этих структурных подразделений через систему ГЛОНАСС будут привязаны и контролироваться нашими диспетчерами. Это все в перспективе. Реализовать эти цели нам не позволяет наше помещение. Главой города нам выделена земля, мы получили соответствующие документы на строительство, разработан проект. Здание будет построено на
ВСЕГДА ГОТОВ…
Корреспонденту «МИ» удалось пообщаться и с диспетчерами. Муса Омаров работает в ЕДДС уже три года. Ему 49 лет. 20 лет своей жизни он проработал в этой сфере. Ранее работал оперативным дежурным в махачкалинском городском Управлении ГО и ЧС, а с 2014 года перешел в ЕДДС диспетчером. Окончил Дагестанский политехнический техникум по специальности «Радиоаппаратостроение». Омаров говорит, что работа диспетчера не сложная, если она тебе по душе.
– Мы стараемся по максимуму решить проблему человека, который к нам обратился, потому что на их месте можем оказаться и мы. Допустим, пришел домой, а электричества нет. Куда человеку еще обращаться? Да, бывает иногда, что эмоции граждан выходят через край, но у нас и в мыслях не бывает как-то грубо им ответить, – рассказывает Муса Омаров.
Другой диспетчер, 31-летний Марсель Атаев, работает в ЕДДС только три месяца и тоже уверенно заявляет, что работа интересна именно тем, что помогаешь людям.
Атаев попал в ЕДДС из совершенно другой сферы, до этого он работал кредитным экспертом в банке. Окончил Институт финансов и права, экономический факультет
– Я узнал, что есть свободная вакансия, пришел сюда, прошел собеседование. Хоть это было совершенно новое для меня, но я быстро освоился, и работа понравилась мне именно тем, что мы помогаем людям, – говорит он.
По словам диспетчеров, отвлекаться от работы у них не бывает времени. Утром и вечером на связь с диспетчерами выходит Главное управление МЧС РФ по РД, которому нужно доложить ситуацию: какие были чрезвычайные ситуации, отключения воды, газа, электричества, сколько заявок поступило за сутки.
– Иногда задают вопросы, какие меры мы будем принимать в тех или иных случаях, куда должны сообщить. Бывают и такие вопросы: как зовут главу города, руководителя Главного управления МЧС и т.д. Раз в месяц мы отчитываемся и перед Главным управлением МЧС России. Если возникнут какие-то чрезвычайные ситуации, то они могут внепланово выйти на связь. Поэтому мы всегда должны быть наготове. Кроме того, мы сами четыре раза в сутки обзваниваем все службы города и спрашиваем, есть какие-то ЧС или нет. Утром, приступая к работе, мы запрашиваем информацию у всех оперативных служб, сколько сил и средств у них в наличии, чтобы в случае ЧС мы знали об этом заранее, – рассказал Муса Омаров.
Диспетчеры ЕДДС рассказывают, что часто люди заблуждаются, думая, что ЕДДС является «ремонтирующим» органом, и требуют немедленного решения проблемы.
– В таких случаях нам приходится объяснять, что мы только координируем работу и контролируем исполнение. Точно так же, как и заявители, бывает, что и мы не можем дозвониться до тех или иных служб. Для этих целей мы всегда держим у себя номера мобильных телефонов руководителей или диспетчеров ресурсоснабжающих организаций и УК, чтобы быть постоянно на связи. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы сделать все, зависящее от нас. А если мы ничем не можем помочь, то подключаем нашего директора, который уже по своим каналам решает проблемы, – говорит Атаев.
Директор ЕДДС Тельман Сулейманов добавил, что сейчас ресурсопоставляющие службы заранее сообщают, если собираются проводить какие-то работы. После этого информация передается в Управление информационной политики и пресс-службы города Махачкалы, далее по ТВ и в соцсети.
– Также моментально информируем и Управляющие компании, и социально важные учреждения. Поэтому, прежде чем позвонить нам, жильцы могут обратиться в свою УК и запросить информацию. Если там ее не предоставляют, то обращайтесь к нам и в пределах нашей компетенции мы решим любой вопрос, – подчеркнул Сулейманов.
Айбала АЛИЕВА