ШАМИЛЬ АЛИЕВ: «ТЫ РАВЕН ТОМУ, КОГО ПОНИМАЕШЬ»
8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки. Празднику уже 292 года: именно в этот день 1724 года Петр I подписал Указ об основании Академии Наук и Художеств. Памятный день для всех, кто всерьез занимается наукой.
Ну а те, кто мечтает со временем стать ученым, собрались в этот день в Национальной библиотеке имени Расула Гамзатова в Махачкале.
На встречу к школьникам, преподавателям вузов, поэтам и писателям пришел Почетный академик Российской академии космонавтики Шамиль Алиев.
ТРИАДА ДЛЯ УЧЕНОГО
Открытость, парадоксальность мышления, неожиданные выводы и заключения – манера выступления Шамиля Гимбатовича держит в напряжении аудиторию, заставляя каждого думать над его словами и не пропустить ничего из сказанного. Два часа встречи пролетели незаметно.
– Я хочу посвятить встречу ученым, писателям, поэтам – людям разных специальностей, у которых нет известности, – так начал свое выступление Шамиль Алиев, – точно установлен факт, что прогресс цивилизации в неменьшей степени зависит от того человека, которого вообще не знали.
А кого знают? Знают людей, близких к власти. Существуют такие понятия: «придворный ученый», «придворный поэт». Это не означает, что придворность плохо, просто непридворность – тоже качественно, как и придворность.
Ученый считает, что только внутреннее совершенство делает человека главным в науке. Появляется желание закрыться работой в своем мире, в котором тепло, уютно и… трудно. А когда становится трудно, появляется стимул преодолеть трудности, бороться, пробуждается вера в свои силы.
В фундаментальной науке принято считать, что мировой дух держится на вере, воле и выборе.
Эта триада ставит такие проблемы, которые позволяют уверенно и прочно стоять на бетонной опоре и уходить в заоблачные высоты.
Наука – это информационное состояние одного человека. Но одна и та же проблема может быть понятна разным людям, только в разной степени, в зависимости от образования, жизненного опыта и ряда других условий.
– Ты равен тому, кого понимаешь, – таков вывод Шамиля Гимбатовича.
ЗДОРОВОЕ НЕУВАЖЕНИЕ К АВТОРИТЕТАМ
В любой аудитории, в любом классе среди студентов и школьников всегда имеется три группы. Первая та, где они с ходу все понимают, вторая, где на понимание чего-то требуется время на обдумывание, ну а в третьей находятся те, кто не понимает ничего.
Шамиль Алиев делает парадоксальный вывод: вот эти, третьи, и двигают нашу цивилизацию. Удивительно. Это не значит, что если до нас ничего не доходит, то это самое важное. Нет. Нужно иметь здоровое неуважение к авторитетам, идти в науке собственной дорогой.
У всех разные задачи: поэты могут писать стихи, а физики и математики хотят измерить ощущения, которые эти стихи производят на человека.
Зачем? Чтобы знать, как подавать их, с какой частотой и в какое время дня.
Знать все – музыку, поэзию, математику, физику невозможно, но совершенно не важно, сколько проблем ты понимаешь, главное – с какой страстью ты это делаешь.
Ученый дает определение науке: точность, красота и доброта. Точность и красота в наличии имеются, а вот где доброта? Почему наука не делает человека добрым? Что с нами стало? Ничего не стало. Нет единения людей.
Много людей рядом, но где та душа, которая сопричастна к твоей? Если нет этого, нет и всего остального. Потому мы отличаемся определенной агрессией.
Наука – это не отдельная категория, конечно, она состоит из разных областей и направлений, физика, математика, химия. По-другому, наука – переживания человека, его главное достижение.
Обратившись к залу, Шамиль Гимбатович сказал: – У меня была задача поделиться с вами своим переживаниями. И пошутил: – Если это не удалось, то приведу одно из проклятий, которые я собираю на аварском языке: «Чтобы тебя не так поняли люди, к которым ты пришел за делом».
Пришедшие его послушать все правильно поняли, а потому на ученого посыпались вопросы из зала.
ДЕТИ ИНДИГО
Первый вопрос касался детей индиго, чем они отличаются от других? На эту тему у Шамиля Гимбатовича имеется свое мнение. Он считает, что не нужно делить детей на одаренных и не очень. Все дети одинаково способны, только их таланты по-разному пробуждаются. Все зависит от тех, кто находится рядом, они должны разглядеть таланты ребенка.
Несколько вопросов касались сложности взаимоотношений между людьми: как понять другого человека, если себя самого до конца не понимаешь?
Женскую аудиторию интересовал вопрос, есть ли разница между мужским и женским умом? Оказывается есть. У женщины ум проявляется тогда, когда есть рядом мужчина, способный ее понять. Задача женщины – радоваться, видеть красоту окружающего мира и понимать ее.
Многие вопросы зала касались того, что особенно всех нас волнует: неоднократно звучала тема религии, веры, ситуации в республике. Наука и религия не противостоят друг другу, а дополняют и объясняют многие явления в мире и природе.
На все вопросы Шамиль Гимбатович дал аргументированные ответы. Судя по реакции аудитории, встреча с академиком оправдала все ожидания.
Наталья БУЧЕНКО