ШАМИЛЬ АЛИЕВ: «НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ХОЗЯИНОМ КОСМОСА»
В конце марта в структуре Российской ассоциации содействия науке (РАСН) создана комиссия «Корабельное вооружение и морские интеллектуальные системы», во главе которой за выдающийся вклад в развитие идеологии подводного оружия утвержден генеральный конструктор САПР завода «Дагдизель» академик Шамиль Алиев.
На этой неделе в интервью «МИ», приуроченном ко Дню космонавтики, выдающийся российский ученый-кораблестроитель, разработчик ракетного оружия и космических технологий, признанный бренд российской военной кораблестроительной науки и мировой просветительской мысли, академик Алиев рассуждает о метафизике Вселенной, науке и религии, добре и агрессии, техническом прогрессе, ценности мирового духа, вере в предопределенность… и задается главным вопросом: зачем человечество стремится в космос?
МЕСТО, В КОТОРОМ НАС НЕ ЖДУТ
– Космическая тема мне не очень нравится, потому что… агрессия идет на всю катушку. Когда мир столкнулся с главными проблемами: доброта, красота и точность, точность забрала себе наука, красоту забрало искусство, а доброта осталась висеть в воздухе. И потихоньку у меня стала формироваться точка зрения, и сейчас я ее готов отстаивать (не шуметь, а отстаивать внутри себя и рядом с совестливыми людьми) – кто не понял науки добра, все остальные науки ему во вред. Все остальные ее формы приводят к форсированной агрессии. А человечество становится лучше или агрессивнее? Становится агрессивным. Но оно станет добрым. Почему? Потому что выхода у него нет. Не потому, что оно доброе, а потому что у него нет выхода не быть добрым.
В чем суть? Маска науки. В науке вообще чудовищные маски. Наверное, это нужно формулировать как внешнее оправдание и внутренняя красота. Внешнее оправдание – это то, за чем гонится мир. На это нужно тратить очень много денег и сил, но оно все равно бесперспективно. А внутреннее совершенство… Если оно есть, то внешнее оправдание приходит без оглядки. Не очень важно, путаетесь вы или нет. Важно, как вы исправляете ошибки.
В День космонавтики я думаю: нас там ждут или нет?
– В космосе?
– Да. Я никогда нигде об этом не говорил. Но вот оно во мне зреет. Нас там ждут или нет? Мы хотели покорить Луну – не смогли. И американцы не смогли. Хотели Марс – не получилось. Поговаривают сейчас о научной, технической, этической, биологической и психологической формах покорения космоса. Мы понимаем все в символах, а сами символы не понимаем. Почему? Не достойны этого. Кажется, поэтому нас там не принимают. Не сядешь там. Нил Армстронг ((1930 – 2012) астронавт НАСА, первый человек, ступивший на Луну 20 июля 1969 года. – Прим. «МИ») говорил, будто он там молитву слышал. Один вопрос, который внутри меня сидит: кто тебя пустит? Мало ли, что ты хочешь? Ты не знаешь, как это влияет. Мне ясно, что очередная глобальная задача человечества: как мы понимаем. И даже если принять во внимание всякие мистические варианты, которые отслеживают и наши, и американские космонавты. У них что-то не выходит, что-то не получается. Нам будто оттуда говорят: то, что вы там, на Земле, делаете, – этого хватит. Еще не хватало сюда вас пустить.
Поэтому, конечно, в моем представлении День космоса выглядит классно с точки зрения того, что все равно необходимость уйти отсюда есть. Космос вообще означает в хорошем смысле более пропорционально, более правильно устроенные нравственные принципы. Что дает космос? Я уверен, что древние привычки, которые были у человека, – любоваться костром, звездным небом… – это первая ступень очищения, связанная с некоторыми признаками доброты, бесконкурсности. Ты участвуешь в конкурсе, но не требуешь себе привилегий. Это фары, погруженные внутрь себя. Главная физика неба – незаметно учить людей тому, как мудра Вселенная. Я вообще на сто процентов уверен – когда говорят, что человек все испохабил и испортил, – ничего подобного. Вселенная украшает себя законами сохранения, охраняющими эту жизнь. Поэтому такой идиот, как фюрер, никак не может пустить под откос всю Вселенную. Он может делать только то, что может: загрязнение, катастрофы… Но есть вещи неподвластные одному человеку. Я сторонник предопределенности. В этом смысле моя позиция совпадает с позицией Корана.
ДВЕ СТОРОНЫ МИРОПОРЯДКА
– Почему люди, которые в состоянии покорить космос и летают туда, не могут прекратить войны здесь, на Земле? Прийти к какому-то политическому соглашению…
– В моем представлении причины агрессии заключаются в следующем. Первая – человек очень слаб и в нем есть жажда компенсировать свою слабость агрессией. Можно даже сформулировать так: долго ходил с ошейником, поэтому у него звериные качества.
Вторая – человек настолько самодостаточен и в тупом смысле представляет себя нечто большим, чем он есть. С одной стороны, нам кажется, что, чем дольше человек ходил с ошейником, тем зверинее его взгляды, а с другой – человек состоявшийся не может в себе что-то не подчинять.
Проблемы людей и власти – из этих качеств.
Я тоже про себя думаю, вот ты вроде мирный мужик. Зачем ты оружие делаешь? Вначале я думал, что это вообще интересно, задачку какую-нибудь решить. Мы считаем x+y – и так ведет себя ракета из глубины
Мне кажется, когда-нибудь обязательно планета придет к тому, что станет одним государством. Не потому, что все поумнеют, а потому что просто другого выхода нет.
Я делал такую картотеку. Мир состоит из чего? Пагоды Японии, базилики Италии, Эрмитаж, Лувр, Кааба, святилища, гробницы… – положительная информационная система, которая облагораживает нас. А с другой стороны – Лэнгли (невключенная территория в округе Фэрфакс в штате Виргиния (США), где находится штаб-квартира ЦРУ. – Прим. «МИ»), наша Петровка (Петровка, 38. – здание ГУВД Москвы. – Прим. «МИ»), Моссад (служба внешней разведки Израиля. – Прим. «МИ»)… Как-будто зловещие организации с точки зрения высшего гуманизма. Есть эти две разные стороны. А какой выбор мы сделаем? В какую сторону? Если говорить с точки зрения сегодняшнего выбора…
Выбор в моем представлении – это акт воли. Выбор как акт воли и способность противостоять внутренним усилиям, которые ты должен потратить, чтобы противостоять власти испытываемых тобою желаний. Ты оказался способным противостоять всему этому, и потом ты получаешь удовольствие не от того, что ты сделал, а от того, что не сделал.
Вера, воля, выбор – это главные качества субъективного деятельного духа человека. Мировой дух, он не деятельный. Он такой неисчерпаемый, сверхстабильный. Поэтому, мне кажется, что все начинания, как правило, неверны. И любое начало является мерой его личных заблуждений. Только в конце пути понимаешь, как надо было начать.
Глобальная ценность – это ценность мирового духа, в котором мы ориентированы. Мы живем, как мне кажется, в достаточно недружественном мире. И в нем трудно найти роман со своей душой. Почему религия в моем представлении не противоречит науке? Религия – это в каком-то смысле наука о доброте. Наука о доброте доделывает человека до человека.
О ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ, ИЛИ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ «С БАНТИКОМ»
– Почему, изобретая космическую технику, Вы не любите космос? Только потому, что считаете, что человека там никто не ждет?
– Космос я обожаю. Я всегда в него смотрю и восторгаюсь Вселенной. Мне не нравится стиль освоения космоса. Поскольку космическая страсть всех стран мира направлена на то, чтобы там хозяйничать. Нельзя быть хозяином цветов, нельзя быть хозяином музыки, и нельзя быть хозяином космоса.
Мне не нравится скорость, с которой развивается не только космическая техника, но и техника вообще. Она в несколько раз выше, чем скорость, с которой мы понимаем, зачем это делаем. Это, на мой взгляд, ведет к сильной агрессии.
– То есть человечество может допустить ошибку в использовании?
– Не может, а постоянно допускает. Если бы мы это исследовали… Но никто никому не хочет подчиниться.
Мне не нравится, когда прогресс техники идет форсированно. Он не делает нас добрыми. Я сам создаю технику и сам против нее. Вот такая двойственность мне кажется даже естественной.
Есть люди – профессионалы большого калибра. Они не ревнуют ни к кому, в них нет агрессии, лишь некоторое легкое соперничество. Но агрессии уж точно нет. Все должно быть «с бантиком». Обязательно. Но какой мясник может понять силу «бантика», если он с рождения мясник…
КАК БЕСКОНЕЧНОСТЬ БЕЗ ЕДИНИЦЫ…
– Как бы Вы определили отношения между Россией и США в «космическом вопросе»? Тоже есть зависть?
– Конечно. Бурно, явно выраженная. Они говорят одно, делают свое. Мы тоже говорим одно, делаем свое. И цель какая? Человечество вообще способно придумывать себе мировую проблему и потом решать ее.
Конечно, и антагонизм есть, и диверсии. Сейчас ведь очень изощренные возможности влияния на другого человека. Какие? Сегодня не ставится задача убить. Сегодня цель – довести тебя, создать внутри тебя чувство преследования, сделать так, чтобы у тебя внутри возникло чувство неполноценности, натравить на тебя какие-то информационные службы… Это и есть жестокость мира. Мир до такой степени сверхагрессивен, что очень хорошим людям кажется, что мир уже сошел с рельсов. Детские органы прививают взрослым: глаза, уши, сердце, селезенку… Что это за мир, в котором идет такая торговля, бизнес? Мы сейчас торгуем органами детей, родители торгуют детьми… Мы развиваемся большими скоростями. Это недопустимо.
А наука причем? Наука делает человека свободным от избытка и недостатка. Высшее совершенство – это иметь не то, что может тебе пригодиться, а то, без чего ты не можешь жить. Наука должна делать человека добрее. Но одна она добрее не делает. А делают наука и религия вместе. Делают? Не очень масштабно, но делают. И даже если доброта стала достоянием одного человека, в этом проявляется сила науки.
Про себя я думаю, хорошо, если ты даже ничего хорошего не сделал, если и плохого ничего не сделал.
Есть конкретная наука – делать автомобили или колеса, а есть фундаментальная, которая постоянно уводит тебя от прочной бетонной опоры туда, к небу. Концентрация мысли внутри человека, если они апробированы, – это то же самое, что концентрация звезд на небе. Тебя не должно смущать, что оно такое глобальное, а ты такой не глобальный. Оно не может существовать без тебя так же, как и бесконечность без единицы.
Бэла БОЯРОВА