Гостиница с женским лицом

 ГОСТИНИЦА С ЖЕНСКИМ ЛИЦОМ

 

Первая социальная гостиница для девушек-сирот и молодых мам, попавших в трудную жизненную ситуацию, открылась в Махачкале пять лет назад. За это время произошло многое: гостиница несколько раз меняла свое местоположение, менялись и сами постоялицы. Неизменным оставалась только родительская строгость и человеческое тепло Раисат Османовой – исполнительного директора ДРОД «Дагестан без сирот», основательницы гостиницы.

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

С Раисат Магомедовной мы откладывали встречу несколько раз – она постоянно занята то гостиницей, то новым фондом, то общественной работой. Условились, что я приду в социальную гостиницу после рабочего дня.

«Приходи! Посмотришь, как живут мои девочки. Там и поговорим», – сказала Раисат Магомедовна. В назначенное время я уже стояла у дверей квартиры в одном из многоэтажных домов на улице Дахадаева. Меня встречает миловидная девушка лет тридцати.

«Проходите, Раисат Магомедовна пока говорит по телефону. Даже вечером работает», – улыбаясь, говорит она. Пока Османова решает рабочие вопросы, мы сидим на кухне и пьем чай, говорим о жизни, о том, как часто молодые девушки и женщины оказываются в трудных ситуациях, и как хорошо, что есть те, кто может им помочь.

В дверном проеме появляется Раисат Османова и зовет меня в комнату – некое подобие небольшого, уютного кабинета. На шкафу висит небольшая растяжка: «Дагестан без сирот», на столе в углу – грамоты, сертификаты, дипломы. Чуть поодаль – ноутбук.

«Все началось с того, что ко мне начали обращаться сироты, которые никак не могли получить жилье, молодые девушки, которые окончили Дербентский или Избербашский детский дом, просили помощи. Обращений было много, и я начала думать, как помочь этим девочкам. Хотя признаюсь, моей мечтой всегда было открытие детского дома, но не получилось. Нужны были большие средства. За опытом в создании такой гостиницы поехала в Москву на конференцию, где совершенно случайно попала на нужную мне секцию. Именно там я познакомилась с Санкт-Петербургской благотворительной организацией «Пристань», к которым я впоследствии и отправилась, чтобы воочию увидеть весь механизм постинтернатской адаптации. Переделав полностью их программу, мне удалось создать учреждение, аналогов которому нет не только на Северном Кавказе, но и в России. Мы были седьмой гостиницей, открытой в нашей стране по такому типу, но все же во многом отличаемся от них», – рассказывает Османова.

 

УСЛОВИЯ СТРОГИЕ

За пять лет социальную адаптацию в этой гостинице прошли тридцать две девушки. Еще две находятся на стадии прохождения. Желающих попасть в подобное учреждение – множество. Но, во-первых, все они проходят отбор, а во-вторых, не все могут оставаться на предлагаемых условиях. Хотя, казалось бы, программа, по которой живут девушки, довольно лояльная.

«За эти пять лет было много разных девушек, молодых мам, выпускниц детских домов, студенток-сирот. И все с совершенно разными судьбами. Но ни одна из них не пожалела, что осталась у нас. С нашими воспитанницами мы составляем договор, где жестко прописаны все условия: курить и пить нельзя, подъем в определенное время, дома необходимо быть в 9 часов вечера, необходимо соблюдать чистоту и порядок, готовить еду согласно графику дежурства, посторонних людей в дом не приводить. Разрешается только раз в неделю и то, подруг или сестер. Мужскому полу здесь делать нечего. Кроме этого, мы ведь и учим девочек готовить, шить, оказывать первую медицинскую помощь. В общем, стараемся отпустить их в «большую жизнь» с опытом ведения домашнего хозяйства, потому что многие из них не были обучены этому из-за отсутствия родителей или других обстоятельств. Первые несколько дней девушки живут в моей гостинице, как гостьи. Я приглядываюсь к ним, а уже потом предлагаю подписать договор. Проживание у нас не бесплатное. Постояльцы должны платить ежемесячно три тысячи рублей за кров и питание, это небольшая сумма, но я за то, чтобы девочки искали себе работу, чего-то добивались в этой жизни, были самостоятельными. Конечно, были и те, кому такие условия не подходили. Некоторые считали, что могут платить за жилье и абсолютно ничего не делать. Меня такое положение дел не устраивает. Я предупреждаю три раза, а потом «прощаюсь». Хотя бывали случаи, когда девочки, осознав свои ошибки, возвращались», – рассказывает Османова.

Пребывание в такой гостинице – не вечное. Здесь есть определенный срок – полгода или год. В особых ситуациях – полтора года. С квартплатой Османова девушек не торопит.

 

БАБУШКИ ПРЕСТИЖНОГО ВОЗРАСТА

Новое направление, по которому работает создательница социальной гостиницы, – центр «Серебряная прядь», который призван оказывать помощь пожилым людям в адаптации в обществе и всестороннюю заботу.

16 марта в одном из ресторанов Махачкалы состоялось праздничное мероприятие для участниц центра.

Ведущая вечера Раисат Османова для каждой из приглашенных нашла слова поддержки.

«Нам не часто удается так собраться всем вместе. Поговорить за чашкой чая, послушать песни молодости, потанцевать. Наши встречи тем и дороги, что объединяют нас. Они помогают пережить трудности и поделиться радостью. Мы решили провести это мероприятие не только в честь 8 Марта, а просто потому что весна. Пусть наши друзья и родственники помнят, что нас можно поздравлять не только в этот день», – отметила Османова.

 Женщины престижного возраста (пожилые и зачастую одинокие бабушки) были явно польщены вниманием, участвовали в конкурсах и, несмотря на возраст, лихо отплясывали под современные песни. Каждой гостье вечера была вручена анкета. Вопросы стандартные: с кем проживаете, испытываете ли трудности в передвижении или самообслуживании, как часто встречаетесь с друзьями и родственниками, чем увлекаетесь, что привело на мероприятие и т.д. Раисат Магомедовна показывает большую стопку уже заполненных анкет. Просматриваю – женщины преклонного возраста (самой старшей из которых 88 лет) не просто хотят активной жизни, они готовы общаться, дружить, делиться своим опытом с молодежью. Увлекаются кто чем – решают сканворды, читают газету «ЗОЖ», вяжут, танцуют, выпускают книги. Практически в каждой анкете на вопрос: «С кем вы проживаете?» ответ: «Одна». Кто-то живет с сыном-инвалидом, кто-то – в приюте, но тем не менее все они не теряют надежду найти друзей.

«Как я уже говорила, в нашей гостинице за все время ее существования проживало тридцать две девушки. Некоторые из них неуважительно относились ко взрослым, не были готовы к самостоятельной жизни в бытовом плане. Сейчас таких мало, но все же есть… Я решила привлечь в эту гостиницу наших бабушек для того, чтобы они научили этих девочек жизни. От ошибок никто не застрахован, но надо учиться. Кроме этого, наши горянки престижного возраста, как я их называю, могут научить девушек приготовлению национальных блюд, каким-то адатам… То есть воспитанницам эта школа просто необходима, потому что им самим дальше строить свою жизнь, а тут такой шанс! И для самих бабушек это еще одна возможность найти общение, которого им так не хватает. Ведь у нас как бывает: дети выехали на заработки в другие регионы, а престарелая мать осталась в Дагестане и за ней некому присматривать. В этом плане мы берем на себя и социальную нагрузку», – говорит Раисат Османова.

 

РОДНОЙ ОЧАГ

Еще один перспективный проект Османовой – «Родной очаг» – пансионат для людей преклонного возраста и детей-сирот. Совсем недавно спонсоры подарили Раисат Магомедовне участок земли в поселке Красноармейское, где и будет в скором времени построен пансионат, дизайнерский макет которого уже готов.

«Здесь могут находиться и бабушки, и дедушки, и сироты, и инвалиды. На цокольном этаже мы разместим тренажерный зал, бассейн, мастерские по прикладному искусству Дагестана, швейную мастерскую. На втором этаже – столовая, стойка регистрации, на третьем – комнаты для пожилых мужчин и женщин. В пансионате могут оставаться и бабушки с дедушками, чьи дети уехали на некоторое время из республики. Здесь они получат хороший уход и постоянную медицинскую помощь. На четвертом этаже будут жить сироты-девушки и ребята сироты-инвалиды. Кто на постоянной основе, кто временно. Пятый этаж – два класса для занятий, игровая для детей, зимний сад. И я очень надеюсь, что мне удастся создать такой проект. Это моя мечта», – говорит женщина.

 

КАК МАМА

После нашей беседы Раисат Османова еще долго показывала комнаты, в которых живут девушки, говорила о дисциплине, порядке, делилась планами на будущее, благодарила спонсоров, которые постоянно помогают детям-сиротам (а таких немало), и каждый раз называла своих воспитанниц «мои девочки». И надо сказать, что девочки отвечают благодарностью и добавляют: «Раисат Магомедовна иногда строгая, но такая ласковая. Всегда поможет и делом, и советом. Она нам, как мама…»

 

Шуана МАГОМЕДОВА

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Дагестане определены победители регионального чемпионата «Абилимпикс»

Победители и призеры регионального чемпионата «Абилимпикс» определены в Дагестане. Соревнования по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными...

В столице Дагестана демонтировали очередную самовольную постройку

Администрация Махачкалы проводит планомерную работу по выявлению и сносу самовольных построек. Очередной такой объект городскими властями был установлен в...

Бывшую сотрудницу газовой службы Махачкалы будут судить за гибель двоих детей

В столице Дагестана завершено уголовное дело в отношении бывшей сотрудницы городской службы эксплуатации газового хозяйства, которую обвиняют в гибели...
spot_imgspot_img

Юсуп Умавов: «Бюджет Махачкалы в 2024 г. имел ярко выраженную социальную направленность»

Доклад главы г. Махачкалы Юсупа Умавова на заседании городского Собрания депутатов Уважаемый Марис Сиражутинович! Уважаемые депутаты городского Собрания! Уважаемые...

С праздником Весны и Труда!

Уважаемые жители города Махачкалы! От всей души поздравляю вас с Праздником Весны и Труда – 1 Мая! Этот знаменательный...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам