«Опасная езда»

 «ОПАСНАЯ ЕЗДА»

 

Как известно, лифт – устройство весьма капризное. Малейшее нарушение в его эксплуатации – и человек уже застрял между этажами и зовет на помощь аварийную службу. Не редки случаи, когда неисправность лифта может стоить человеческой жизни. Так, в январе 2016 года в Москве погибла молодая женщина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина, упав с высоты 7-го этажа, когда под ее ногами обрушился пол кабины лифта. Не исключено, что в скором времени подобные аварии будут происходить и в Махачкале. Причина таких неутешительных прогнозов, по словам специалистов, – более 80% лифтов столицы нуждаются в скорейшей замене и модернизации. Однако средств на содержание лифтового хозяйства не хватает.

 

Средняя продолжительность «жизни» лифта составляет 25 лет, а в Махачкале их большая часть была введена в эксплуатацию в 70-80-х годах, так что они давно отработали свой нормативный срок.

С недавних пор ответственность за содержание лифтового хозяйства переложена на самих жильцов, не имеющих возможности приобрести новый лифт, стоимость которого сегодня составляет больше 1 млн рублей. Специальной государственной программы по замене лифтового хозяйства на сегодняшний день так же нет.

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ – ЭТО НЕ ВЫХОД

Директор Управляющей компании №13 ( г. Махачкала) Ризван Халиков также посетовал, что состояние более 80% лифтов домоуправления просто катастрофическое. Хоть сроки эксплуатации прошли, лифты все еще продолжают работать.

Один лифт стоит в среднем 1,5 млн рублей, не считая установки. Заменить старые лифты на новые у нас сегодня нет возможности. Сами жильцы тоже никогда такие деньги не соберут. За обслуживание лифтов мы собираем 4,34 руб. с кв. м. Все собранные деньги идут на зарплату техническим работникам, на оплату электроэнергии, покупку мелких деталей, – рассказывает директор домоуправления.

Он сообщил, что после совместной проверки прокуратуры республики и Ростехнадзора было решено провести диагностику всех старых лифтов. Для этого будут приглашены специализированные организации из других регионов страны со всем необходимым оборудованием.

По результатам диагностики, специалисты дадут заключение: либо модернизировать лифт, либо полностью его остановить, – пояснил наш собеседник и добавил, что за «обновление» лифтового хозяйства жильцы должны будут платить дополнительно.

Руководитель домоуправления все же считает, что модернизация – это не выход из положения. Старые лифты, сколько им ни заменяй детали, так и останутся старыми. По его словам, у жильцов только один выход – вносить плату за капитальный ремонт и «получить» новый лифт.

 

КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ?

Как рассказал «МИ» руководитель Государственной жилищной инспекции РД Али Джабраилов, сегодня в республике 1518 лифтов, в Махачкале – 1104, из них с истекшим сроком эксплуатации – 564 (в Махачкале).

По поручению Главного жилищного инспектора страны Андрея Чибиса нами в этом году были обследованы все лифты в Дагестане. В ходе проверки было установлено, что большинство лифтов находится в плачевном состоянии. В связи с этим управляющим компаниям были выданы предписания, составлены протоколы и даже есть административные дела, которые доведены до суда, – сообщил Джабраилов.

Как отметил собеседник «МИ», согласно ГОСТу Р 55964-2014 «Об общих требованиях безопасности при эксплуатации лифтов», со дня введения в эксплуатацию лифта каждый год нужно получать освидетельствование. Для этого специализированная компания изучает состояние лифтов, насколько они безопасны, и если все нормально, выдают соответствующий документ. А если есть какие-то неисправности, – выдают заключение об их устранении. Если же лифтом категорически нельзя пользоваться, то его останавливают.

Управляющие организации должны были заключать договоры со специализированной лицензированной организацией, у которой есть все необходимое оборудование для обследования лифтов. До сих пор договоры заключались чисто для галочки и никакие работы не проводились. А в это время жильцы как платили за обслуживание лифтов, так и продолжают. А куда уходят эти деньги? Лифтерам, которые только вытаскивают тебя из лифта, если застрял? Но лифт всегда должен быть исправным, на то мы и даем деньги, – говорит главный жилищный инспектор республики.

Джабраилов также сообщил, что по инициативе Госжилинспекции республики в Махачкалу приехали представители регионального учебно-инженерного центра Краснодарского края «Лифтгрузмаш», который планирует в скором будущем открыть в республике свой филиал.

Чтобы не было монополизации, мы планируем пригласить и другие организации из Москвы, Новочеркасска. Руководители управляющих компаний сами могут выбрать, с кем им лучше заключить договор, но сделать это нужно будет в обязательном порядке,– отметил Джабраилов.

 Говоря о новостройках, собеседник «МИ» пояснил, что если дом выше 5 этажей, то лифт обязательно должен быть предусмотрен. Но если застройщик подготовил проект, к примеру, 9-этажного дома без лифта, и муниципалитет утвердил его, то никаких вопросов при вводе в эксплуатацию не должно возникать. Так же и владельцы квартир, если, изначально зная, что в доме не будет лифта, все же приобрели жилплощадь, то в дальнейшем не могут предъявлять претензий.

 

ПОЧЕМ НЫНЧЕ ЛИФТ?

Директор ООО «Ростовская лифтовая компания» Рамин Мурадов рассказал, что компания занимается поставкой и монтажом лифтового оборудования. На территории Дагестана Ростлифтком осуществляет свою деятельность с 2014 года.

– Наша компания уже смонтировала более 40 лифтов в новостройках. Мы везем в основном греческое и российское оборудование, до введения санкций ввозили и турецкое. Компания делает большой акцент на качестве оборудования, мы также даем предусмотренные законом 12 месяцев гарантии. При условии, если нам доверяют обслуживание лифтового хозяйства, то гарантии продлеваем до трех лет, – рассказывает Мурадов. Он добавил, что в среднем один лифт стоит 1 млн 700 тыс. рублей, российский – 1 млн 200 тыс.руб. Монтаж одного лифта в среднем обходится в 170 тысяч рублей.

 

ЛИФТЫ БУДУЩЕГО

Собеседник «МИ» также рассказал, что на свои смонтированные лифты компания планирует за свой счет вводить карточную систему. Пользоваться лифтом смогут только те, кто заплатил. В лифты будут установлены электронные считыватели. Каждому члену семьи выдается карточка с личным идентификационным номером. На одну семью предполагается один номер. В конце месяца к ним приходит уведомление о необходимости оплаты. Если она не производится, то карточка автоматически блокируется.

Это будет контроль с нашей стороны, чтобы лифты не испортили. Мы отвечаем за них и должны быть уверены, что с лифтом ничего не случится. Когда даешь три года гарантии – это достаточно большой риск. За это время может выйти из строя какая-то деталь за несколько тысяч евро, покупку которой мы не сможем в дальнейшем оправдать, – рассказал Мурадов.

В лифтах, смонтированных компанией, встроена и система автодоводки, т.е. в случае отключения света человек не застрянет в лифте и в течение нескольких секунд лифт опустится до ближайшего этажа, и человек сможет выйти. Стоимость «проезда» на таком лифте будет варьироваться от 50 до 90 рублей в месяц. Как пояснил Мурадов, по выбору самих жильцов цену можно будет установить исходя из количества членов семьи или площади квартиры.

 

«ПОКА ДЕНЬГИ СОБИРАЮТ УК, ПОРЯДКА НЕ БУДЕТ»

Генеральный директор ООО «Лифт-Сервис+» (бывшее «Махачкалалифт») Арсен Мусаев считает, что было бы правильно, если бы жильцы отдельной строкой платили за обслуживание лифтов специализированным организациям. Тогда и деньги шли бы по назначению, и лифты были бы в нормальном состоянии.

Управляющая компания только с одного подъезда собирает в среднем 10 тыс. рублей в месяц на обслуживание лифтов. Из них 1500 рублей выплачивает нам по договору за обслуживание лифтов. Какие-то мелочи получают лифтеры, а больше 5 тысяч с одного лифта чистыми у управляющей компании остаются. По идее эти деньги должны копиться, и в случае необходимости замены какой-то детали, можно было бы их потратить. Но на самом деле эти деньги просто идут в чьи-то карманы. Если бы мы напрямую получали эти деньги, то могли бы поочередно отремонтировать все лифты, – уверенно заявил Мусаев.

Наш собеседник неоднократно обращался в администрацию города с просьбой передать управление лифтами специализированным организациям, но ответ мэрии был отрицательным.

Мусаев также отмечает, что за диагностику и освидетельствование жильцы не должны дополнительно собирать деньги: управляющая компания заранее должна рассчитать на эти цели средства.

Мы обслуживаем около 300 лифтов по городу, из них почти 90% в катастрофическом состоянии. Мы не раз обращались в Ростехнадзор с просьбой остановить эти лифты, но они могут только штрафовать. Есть закон, есть правила: если лифты отработали свое, надо их остановить и сделать диагностику, – считает Мусаев. По его словам, диагностика лифтов производится до начала ввода в эксплуатацию и по окончании срока эксплуатации. Стоит эта процедура более 23 тысяч рублей. Освидетельствование проводится каждый год и стоит от 5 до 7 тысяч рублей.

По словам директора «Лифт-Сервис+», при замене лифтов нужно делать акцент на отечественного производителя. Они отличаются и качеством, и простотой в эксплуатации.

Сейчас начали устанавливать турецкие, китайские лифты. Это нежелательно делать. Вот, например, с турками что случилось? Санкции ввели, а запчасти теперь откуда будем покупать? Я категорически был против этого. Там лифты просто дешевле, их привозят сюда и делают бизнес. Кроме того, недавно был случай: в жилом доме упало три лифта турецкого производства. Поэтому надо ставить российские лифты. У нас есть Карачаровский завод по изготовлению лифтов, есть еще другие заводы, нет никакой необходимости привозить их из-за рубежа, – заявил Арсен Мусаев.

«МИ» отправили запрос на получение информации на имя руководителя Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Гелани Мержуева, почему не приостанавливается работа аварийных лифтов.

Пришел ответ, что Ростехнадзор не наделен полномочиями на приостановку работы лифта. Ответственность в случае нанесения вреда здоровью граждан при эксплуатации лифта несет их владелец. Как отмечает руководитель ведомства, владельцем может быть застройщик, управляющая компания, ТСЖ, жилищный кооператив или же специализированная компания, с которой заключен договор на техническое обслуживание, капитальный ремонт и модернизацию лифтов.

 

Айбала АЛИЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Дагестане вынесли приговор инспектору ДПС за избиение водителя девятилетней давности

8 сентября 2016 года за превышение скорости подсудимым был остановлен автомобиль «Инфинити». Сотрудники ДПС приняли решение доставить водителя в...

В Махачкале снесут незаконно возведённый 12-этажный каркас многоквартирного дома

Суд первой инстанции постановил снести незаконно возведённый 12-этажный каркас одного из многоквартирных домов в Махачкале. По иску столичной администрации, постройку...

Участники СВО займут управленческие посты в Дагестане

Темирлан Абуталимов и Табир Маликов, участвовавшие в зоне СВО займут управленческие посты в республике Дагестан, заявил глава региона Сергей...

Цифровые двойники и промпты для видеоисторий, аэротакси и игровые движки, анпакинг и анбоксинг российских гаджетов: подведены федеральные итоги конкурса «Вместе в цифровое будущее»

«Ростелеком» подвел итоги 14-го конкурса региональных журналистов и блогеров «Вместе в цифровое будущее». Главная тема — инновационные разработки и...
spot_imgspot_img

Ветер, солнце и кино: июльские премьеры Wink.ru зовут в отпуск

Июль — то самое время, когда все думают об отпуске: одни уже вернулись из него, другие только собираются. Онлайн-кинотеатр...

Комфорт-класс с национальным колоритом: флагманский проект федерального девелопера «Унистрой» в Махачкале

На проспекте Насрутдинова в Махачкале стартовало строительство нового жилого комплекса комфорт-класса Grand Bereg. Проект реализует федеральный девелопер «Унистрой». Рынок недвижимости...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам