ПАЛЬТАР МУРАДА ХАЛИЛОВА
Девятая персональная выставка известного художника Мурада Халилова под интригующим названием «Пальтар» открылась 26 апреля в Музее истории города Махачкалы.
Пальтар – это историческое лицо, воин кубачинского мужского «Союза неженатых», существовавшего вплоть до первой трети XX века. Он одет в кольчугу и войлочную маску, вооружен кремниевым ружьем и кинжалом. Маска Пальтара из темного войлока закрывала всю голову воина, часть спины и груди. Со всех сторон она раскрашивалась широкими белыми линиями. Таким образом, человек под маской не должен был быть узнанным. Так и Халилов, подобно древнему воину, не предстал перед журналистами, хотя и находился в зале.
Всего на выставке представлено 50 работ автора, написанных в жанрах живописи, графики, инсталляции, перформанса. Особый интерес вызывают два видео-арта, которые сняты в Кубачи – родном ауле мастера. На одном из них – кубачинский воин Пальтар бежит по сельской местности, на другом – уже сидит на траве, а художник, находящийся рядом с ним, пытается воссоздать его образ на холсте. Место для Пальтара нашлось и в картинах художника – «Пальтар Желтый» и «Пальтар Красный».
По всему периметру зала – картины, на первый взгляд похожие друг на друга. Мазки ярких красок создают мозаику Кубачи в представлении Халилова – динамичный пейзаж, в котором нет темных, мрачных тонов. Здесь и скульптуры, и устрашающие войлочные маски. Не зря критики отмечают, что данная выставка – признание в любви родному аулу. Традиции и обычаи, а также события, происходящие в родном селе Кубачи, изображены на картинах «Кубачи. Нижний квартал», «Кубачинская свадьба» и многих других.
Открывая выставку, куратор проекта и директор музея Зарема Дадаева отметила, что Мурад Халилов – это культовая персона на дагестанской художественной сцене. Кроме того, он является единственным профессиональным художником из аула Кубачи. «На пике своего творчества он обращается к прародине – аулу Кубачи, потому что до этого были проекты «Ангелы с грязными лицами», «Сад», «Ха», «99», и вот сегодня мы видим здесь некое признание любви к своему селу. Стиль Мурада безошибочно узнаваем. Он работает ярким, открытым и чистым цветом. Может показаться, что это такая детская живопись. Но это то, чего многие художники добиваются и не могут добиться, а у Мурада Халилова это есть изначально. У него нет страха перед чистым холстом, потому что ему жизненно необходимо рисовать», – поделилась своими впечатлениями о выставке Зарема Дадаева.
Многие из гостей отмечали уникальный и узнаваемый стиль автора, говорили о том, что каждая его выставка – это, в первую очередь, проект. Проект, который Халилов изучает досконально, и предлагает зрителю отправиться вместе с ним в удивительное исследование Дагестана и человеческой души. Эта выставка – некий рубеж для автора. Он на художественной сцене республики уже 20 лет и, кажется, не намерен сдавать свои позиции.
Шуана МАГОМЕДОВА