ЕДИНСТВО ВЕРОУЧЕНИЯ – ЕДИНСТВО ВЕРЫ
Всевышний Аллах сделал единство в вероучении обязанностью, а расхождения по поводу его основ запретил и даже провозгласил их разновидностью неверия. Шариатских текстов на эту тему очень много. Достаточно сказать, что ислам как религия, основанная на единстве вероучения, провозглашает также единство уммы.
Это религия слова «единство» и единства слова. Более того, ислам, требуя поклонения единому Аллаху, требует единства и от тех, кто Ему поклоняется. Ибо Всевышний сказал: «Поистине, этот ваш народ – народ единый, и Я – Господь ваш, поклоняйтесь же Мне!» («Пророки»: 92). Поэтому Он сделал едиными их киблу, их столпы веры с ее источниками (Писанием и Сунной), и повелел им держаться верви Всевышнего Аллаха, сказав: «Держитесь за вервь Аллаха все и не разделяйтесь» («Семейство Имрана»: 103).
Более того, Всевышний Аллах назвал разделение одной из разновидностей неверия. Когда некоторые иудеи попытались разжечь тянувшуюся со времен джахилийи распрю между племенами аус и хазрадж, были ниспосланы слова Всевышнего Аллаха: «О вы, которые уверовали! Если вы будете повиноваться партии из тех, кому даровано писание, они обратят вас, после того как вы уверовали, опять в неверных. Как же вы не веруете, когда вам читаются знамения Аллаха и среди вас есть Его посланник? А кто держится за Аллаха, тот выведен уже на прямой путь» («Семейство Имрана»: 100-101).
Так же и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал разделение неверием, сказав в проповеди во время прощального хаджа: «Не становитесь же после меня снова неверными, которые рубят головы друг другу» (Ат-Тирмизи).
Большинство проблем возникает из-за того, что мы отказываемся признавать друг друга в случае разногласий, что ведет к взаимному отторжению и разобщению. Между тем мы должны признавать друг друга, уважая законный плюрализм мнений. Наша исламская цивилизация допускает плюрализм в идеях и даже в некоторых областях вероучения. Она также вполне допускает различия в фикхе и многообразие школ. И то, что одна из школ фикха считает совершенно законным, другая школа считает безоговорочно запретным и неправильным. Что же мешает нам признавать политический и идейный плюрализм под сенью утвержденных незыблемых устоев?
Сегодня исламской умме необходимо искать то общее, что ее объединяет, а таких вещей множество. Так, все исламские мазхабы и общины имеют общие основы вероучения. Это вера и ее основные столпы: вера в Аллаха, в ангелов Его, в Писания Его, в посланников Его, в Последний день, в то, что все хорошее и плохое в судьбе предопределено Всевышним Аллахом. Это пять столпов ислама: обе шахады, молитва, очистительное пожертвование, пост и хадж. Это единая кибла и обращение всех без исключения к единому, не знающему разночтений тексту Корана.
Разве мало всех этих общих черт у мусульман? Разве не объединяют их беды, опасности и многочисленные враги, набросившиеся на эту умму, словно едоки на лакомое блюдо?
Доктор Али Мухиддин аль-Карадаги
(Из проповеди, прочитанной 7 марта 2014 года в Центральной Джума-мечети Махачкалы в рамках визита в Дагестан)