Муртазали Рабаданов: «В 2016 году ДГУ примет 1 438 абитуриентов»
Сегодня, 13 июля, в редакции газеты «Молодежь Дагестана» ректор Дагестанского государственного университета Муртазали Рабаданов дал пресс-конференцию, в ходе которой рассказал о приемной кампании на 2016 год, деятельности образовательного учреждения, борьбе с коррупцией и многом другом.
Открывая пресс-конференцию, Рабаданов рассказал собравшимся о истории вуза и отметил, что в этом году ДГУ исполняется 85 лет.
«За все время существования Дагестанского государственного университета было выпущено 120 000 тысяч специалистов по всем направлениям классического университетского образования. В настоящее время у нас идет подготовка по семи областям из девяти: у нас нет военного и медицинского образования. В этом году мы выпустили 4 246 специалистов, из них 380 получили красные дипломы, то есть примерно десять процентов от общего числа выпускников, а это отличный показатель», – сказал ректор.
Рабаданов также отметил, что в последние годы университет резко уменьшил количество абитуриентов по гуманитарным наукам. Так, по словам ректора ДГУ, удовлетворяет только 33% от потребности республики в экономистах и юристах.
«В народе бытует мнение, что мы готовим только экономистов и юристов, но мониторинг Минобра РФ говорит об обратном. Мы идем по пути уменьшения доли гуманитарных направлений. Если несколько лет назад мы имели 300 учебных мест для юристов, то в этом году принимаем уже 110, в следующем будет 80. Такая же ситуация с экономистами: за последние несколько лет прием по экономическим специальностям уменьшился в шесть раз», – рассказал Рабаданов.
Руководитель ДГУ также отметил, что доля вуза в подготовке специалистов по естественным наукам преобладает по сравнению с другими учебными заведениями республики: «В этом году на очную форму обучения мы принимаем 1 438 студентов (для сравнения: во втором по этому показателю вузе – ДГПУ – количество первокурсников составит 742 человека. – Прим. «МИ»). Студенты ДГУ, обучающиеся по направлению математики, физики и естественных наук, составляют 87,6 % от общего числа студентов в Дагестане. Практически такая же ситуация и с гуманитарными науками: 78,9% – студенты ДГУ, а в области искусства и культуры – 48 %. Но нельзя не отметить, что наш вуз в прямом смысле тянет эти направления, потому что в цивилизованном обществе должны изучать математику, химию и физику».
Муртазали Рабаданов затронул также проблему отсутствия академической мобильности: «Все наши вузы варятся в собственном соку, так как у нас доля студентов из других регионов России составляет мизерные 1,5%, да и те – этнические дагестанцы. В то же время Воронежский государственный университет довел этот показатель до 40 %.
Но мы за собственные, внебюджетные средства работаем над усовершенствованием академической мобильности. Лучшие наши студенты выезжают в другие ведущие вузы и научные центры страны. Кроме того, мы приглашаем специалистов из других стран, которые читают лекции нашим студентам.
К сожалению, академическая мобильность не запущена в полной мере во всей России. Хотя по правилам Болонского процесса один семестр студент должен обучиться в другом вузе. В этом плане мы активно сотрудничаем с турецкими и египетскими университетами. Прямо сейчас у нас находится делегация из Асьютского университета (Египет). Цель одна – студенты должны видеть, как идет образовательный процесс в других регионах и странах», – сказал руководитель ДГУ
Говоря о правилах поступления для иностранных студентов, Рабаданов отметил, что в основном иностранные студенты идут в вуз по межправительственному соглашению через Министерство образования и науки РФ. С 1979 года в ДГУ работает Центр международной и довузовской подготовки, который в прошлом году был преобразован в факультет. За годы работы, по словам ректора, там накоплен огромный опыт по обучению иностранных студентов и русскому языку, и предметам с нуля.
«В этом году университет окончили 68 иностранцев. Наши методики позволяют за год студентов довести до такого уровня, что они могут пойти на обычный факультет. Достаточно большое количество студентов у нас учится и из Азербайджана, как на бюджетном отделении, так и на платной основе», – сказал ректор.
«МИ» поинтересовались у Муртазали Рабаданова, как обстоят дела с объединением ДГУНХ и ДГУ. Ректор рассказал, что причиной заморозки процесса слияния стало решение Минобра РФ не объединять федеральные вузы с региональными: «Минобр РФ объявил конкурс о создании опорных вузов. Это специальная программа, согласно которой объединяющиеся вузы получат дополнительную финансовую поддержку. Мы решили участвовать в этом. Инициатором объединения с нами был именно университет народного хозяйства. Это очень выгодно, потому что министерство образования обещало выделить на каждый объединяющийся вуз по 100 миллионов рублей в год. То есть мы могли получить дополнительно 600 миллионов на усовершенствование материально-технической базы. Но проблема в том, что ДГУНХ – региональный университет. И в самый последний момент было принято решение, что на первом этапе будут рассматриваться заявки только об объединении федеральных вузов. Думаю, это решение связано с кризисом. Если региональный вуз присоединить к федеральному, увеличатся расходы из бюджета России. На первом этапе хотели отобрать 15 учебных заведений, а отобралось только 11. И если изначально предполагалось, что будет создано около 100 опорных вузов, то сейчас звучат предложения отложить создание таких заведений в каждом регионе», – сказал Рабаданов
Не обошли во время пресс-конференции и тему противодействия коррупции. Рабаданов рассказал о методах борьбы со взяточничеством в стенах ДГУ: «Наши опросы среди студентов показывают, что коррупционная составляющая в ДГУ с каждым годом уменьшается. Я исхожу из принципа, что нельзя контролировать, нужно просто убрать. У нас теперь нет «недопусков», все допускаются к экзамену. И если студент не учился, то он пойдет и получит заслуженную двойку. Также была запущена система «Деканат», позволяющая отслеживать успеваемость каждого студента. Любой родитель, знающий номер зачетной книжки своего сына или дочери, может посмотреть оценки за текущий семестр. Точно так же могу и я. Например, если на протяжении всего семестра студент получал двойки, а в конце у него пять, мы выясняем, с чем это связано. И каждый семестр я провожу случайную выборку, проверяю успеваемость.
Кроме того, каждый год проводится анонимное анкетирование. В первых семи вопросах анкеты студент по пятибалльной шкале оценивает эффективность преподавателя. Отмечу, что наши студенты оценивают педагогов в среднем на 4,2 балла и это отличный показатель. Если больше пятидесяти процентов студентов отзываются о преподавателе отрицательно, он автоматически попадает в черный список, и контракт с ним больше не продлевается. Отвечая на три оставшихся вопроса, студенты могут сообщить о том, сдавали ли они экзамены с помощью денег: 8 процентов студентов отвечают утвердительно. Это хороший показатель, гораздо ниже, чем по РФ. У нас есть 17 факультетов, и жалобы на коррупцию поступают только от нескольких», – отметил Рабаданов.
В завершение ректор классического университета рассказал о стипендиальном фонде ДГУ. По словам руководителя классического университета, стипендия студента, обучающегося в вузе, может достигать 20 тысяч рублей: «У нас есть стипендиальный фонд, который пополняется исходя из количества обучающихся студентов. Естественно, он достаточно большой, потому что у нас обучается 7 654 студентов. Для обучающихся существуют повышенные академические и социальные стипендии за успехи в научной, культурной или спортивной деятельности. При этом сумма растет каждый год на 10 процентов. В общем, стипендия некоторых студентов может доходить до 20 тысяч рублей», – сказал Рабаданов.
Нурмагомед АСТАРХАНОВ