ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ?
Кто мешает заводу «Авиаагрегат» реализовать крупнейшие проекты
Завод «Авиаагрегат» станет участником кооперационных поставок для изготовления нового российского учебно-боевого самолета СР-10. В Махачкале будут изготавливаться стойки шасси и гидравлическая арматура для самолета.
По информации веб-ресурса «АвиаПорт», Министерство обороны России сочло целесообразным продолжение работ по созданию легкого реактивного учебно-тренировочного самолета СР-10. Начало выпуска лайнера ожидается с 2018 года с привлечением поставок комплектующих узлов и деталей с ряда российских предприятий. Махачкалинский завод «Авиаагрегат», по данным портала, возьмет на себя изготовление стоек шасси и гидравлической арматуры.
Казалось бы, столь небольшой заказ не внушает особого повода для оптимизма. Однако следует учесть, что «Авиаагрегат» – практически единственное сохранившееся крупное предприятие города, которое добилось участия в масштабной программе «оборонки».
Ранее перспективы выглядели более радужными – на махачкалинском предприятии предполагалось производить практически полную сборку самолетов СР-10. Однако после изучения различных вариантов размещения серийного производства самолета, выбор пал на Смоленский авиационный завод – предприятие, входящее в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
«Авиаагрегат» имел все шансы перехватить крупный оборонный заказ. Предприятие более 30 лет успешно продвигает продукцию на российском рынке. Инженеры завода в свое время участвовали в программе «Буран», разработали по заказу Волжского автомобильного завода электроусилитель рулевого управления. Предприятие является крупным производителем аэродромного оборудования и спасательных средств. По данным официального сайта завода, его продукция поставляется в 40 стран.
Потенциал дагестанского предприятия высоко оценил министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, который вместе с Главой РД Рамазаном Абдулатиповым в июне прошлого года посетил «Авиаагрегат».
Генеральный директор завода Гаирбек Гамзатов рассказал об утвержденном министром обороны РФ Сергеем Шойгу решении о порядке разработки, организации серийного производства и обеспечении поставок учебно-тренировочных комплексов СР-10.
«Это означает, что предприятие может приступить к производству опытных образцов самолетов для передачи их на испытания в ВВС. В соответствии с проектом в текущем году намечено выпустить 15 серийных образцов самолета; рост объемов производства предприятия составит 640 млн рублей», – пояснил Гамзатов, чьи слова приводит официальный сайт Главы Дагестана.
Поводом к тому, что крупный заказ ушел в Смоленск, а не в Дагестан, послужили, скорее всего, события, развернувшиеся вокруг предприятия в последний год.
В конце апреля при странных обстоятельствах был задержан генеральный директор предприятия Гаирбек Гамзатов (подробнее об этом «Махачкалинские известия» писали в №18 от 6.05.2016. – Прим. «МИ»), которому предъявили обвинение по статье «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». По версии следствия, речь шла о хищении бюджетных средств. На акцию в защиту директора вышел весь коллектив завода. Впоследствии мера пресечения гендиректору была изменена.
По словам председателя совета директоров завода Сайпулы Пирилова, предприятие за последние десять лет не получало никаких бюджетных денег. Государственной поддержки, в том числе в рамках реализуемых инвестпроектов, предприятию не оказывалось, поэтому говорить о растрате бюджетных средств не имеет смысла.
«За последние минимум 10 лет наше предприятие не получало никаких бюджетных средств, никаких преференций со стороны государства. Хотя были многократные обещания в лице федеральных министров и Главы республики. Кроме того, наше предприятие не участвовало ни в каких тендерах, которые проводятся для выполнения строительно-монтажных и прочих работ в муниципальных образованиях. Мы не входили в состав генеральных подрядчиков или субподрядчиков», – рассказал «МИ» Пирилов.
ГАРАНТИЙ НЕ ДАЕМ
Тем временем свернут еще один крупный инвестиционный проект, который мог бы дать толчок бизнесу как в Махачкале, так и во всей республике. Речь идет о производстве на «Авиаагрегате» китайских малогабаритных грузовых автомобилей фирмы «Донг Фенг».
Договоренность об этом была достигнута несколько лет назад в ходе визита делегации китайской автомобильной корпорации в Дагестан. Планировалось наладить выпуск пассажирских, грузовых, грузопассажирских и «семейных» машин — всего около 30 тысяч автомобилей в год. Гости из Поднебесной планировали вложить в проект 400 миллионов долларов. В свою очередь, Правительство РД должно было предоставить в качестве госгарантий 500 миллионов рублей. Именно отсутствие гарантий и послужило причиной замораживания проекта.
«Для выделения банком денег под проект должна быть гарантия республиканских властей. Мы слышим только обещания, ничего конкретного не сделано. Ждем уже в течение трех лет», – рассказал «МИ» заместитель генерального директора завода Аким Кулиев.
В отделе машиностроения и инноваций Министерства промышленности и торговли РД комментировать ситуацию с предоставлением гарантий заводу «Авиаагрегат» отказались, сославшись на то, что для предоставления информации СМИ необходимо разрешение руководства.
На сайте Минпрома республики удалось обнаружить «План мероприятий по реализации приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Новая индустриализация» на 2015 год. В числе других – проект «Организация сборочного производства малогабаритных коммерческих автомобилей на площадке ОАО «Авиаагрегат». Здесь же указано, что подготовка инфраструктуры, производственных площадей, решение вопроса финансирования проекта, монтаж оборудования и запуск автосборочного производства на предприятии должны завершиться в июне 2015 года. Однако этого не произошло до сих пор.
ИГРА НЕ ПО ПРАВИЛАМ
Чем же вызвано желание вставлять палки в колеса самому успешному промышленному предприятию Махачкалы? Одна из возможных причин – попытка рейдерского захвата завода с целью дальнейшего банкротства и продажи территории под застройку.
Завод «Авиаагрегат» располагается на улице Ирчи Казака, в непосредственной близости от рынков «Дагэлектромаш» и «Восточный». Это лакомый кусок для тех, кто планирует прибрать к рукам и продать землю под строительство очередных рынков или многоэтажных домов. Подобные прецеденты имеются в городе в достаточном количестве. Можно вспомнить про территории завода им. Гаджиева, «Дагэлектромаш», фабрики им. III Интернационала.
В прошлом номере (№28 от 15.07.2016. – Прим. «МИ») мы рассказывали о проблемах, которые возникают с переносом за город оптово-розничных рынков, в частности, речь шла о рынке «Дагэлектромаш», расположенном на той же улице Ирчи Казака.
«Некоторые акционеры завода уверены, что кое-кто положил глаз на землю, которая закреплена за предприятием. Это лакомый кусок в центре города – более
Похоже, что кое-кому не хочется видеть Махачкалу цивилизованным городом, где наряду с успешно работающими промышленными предприятиями вместо хаотичной базарной торговли в стиле 90-х развивается цивилизованный бизнес. Как процветающие заводы, так и построенные по современным нормам торговые центры – это, в первую очередь, налоговые поступления в городской и республиканский бюджеты, отдача горожанам в виде социальных услуг и создания комфортной среды обитания. Но игра по правилам, видимо, устраивает еще не всех…
Тимур АЛИЕВ