КУДА УХОДЯТ ЯСЛИ?
Судя по жалобам сегодняшних дагестанских родителей, актуальная проблема последних двадцати постперестроечных лет – «как устроить ребенка в детский сад» уступила первую строчку в списке жизненно важных вопросов другой проблеме – «где найти ясли для ребенка».
Как оказалось, нигде. Так называемые ясли или ясли-сады не медленно, но верно уходят в прошлое, становясь в сознании современников одним из элементов роскоши советской социалки.
ЯСЛИ НУЖНЫ, НО ИХ НЕТ
Тенденция вымирания яслей как одного из элементов государственной системы дошкольного образования, по всей видимости, являет собой тренд не только Махачкалы и Дагестана, но и всей страны. Между тем, мамы разных возрастов и профессий, которым по причинам недостаточной финансовой обеспеченности (могут быть и другие причины) после рождения ребенка просто необходимо выйти на работу, остаются наедине со своими проблемами.
На вопрос, есть ли в дагестанской столице сады-ясли, многие вспоминают только один – сад-ясли №1 на ул. Аскерханова, 10. Да и тот уже носит название детского сада без приставки «ясли». Никаких других вариантов махачкалинцы припомнить не могут. Это при том, что на сайте Управления образования Махачкалы в списке значатся 69 дошкольных образовательных учреждений.
«Я не понимаю, почему в городе, где есть работающие женщины, нет яслей? Я вышла в декрет. Долго засиживаться в отпуске не собиралась. Все-таки, сами знаете, какие у нас зарплаты и какие цены на все – на заработок одного мужа особо не разгуляешься, и, родив первенца, я первым делом встала в электронную очередь. Думала как можно быстрее выйти на работу. И теперь понимаю, что, оказывается, быстро не получится. Яслей в городе нет вообще. Хочешь – сиди с ребенком, хочешь – няню найми, это твои проблемы. Как мне быть? Если оплачивать услуги няни, то нет смысла даже выходить на работу, потому что в этом случае я буду работать только на оплату ее услуг. А сидеть дома с ребенком три года для нашей семьи, бюджет которой составляет 20 тысяч ежемесячного заработка мужа… сами понимаете, непозволительная роскошь. А еще нужно съемную квартиру оплачивать, чем-то питаться, одеваться, лекарства покупать… Что делать мне и таким, как я? Почему государство о нас не думает? Мы не чувствуем себя социально защищенными, не чувствуем заинтересованности этой страны в нашем труде и наших детях», – рассказывает свою историю жительница Махачкалы Зария Идрисова.
Аналогичная картина сложилась, к примеру, и в Москве.
«Муниципальные ясли или сады-ясли в Москве отсутствуют. В детский сад детей берут только строго с 3-х лет, не раньше! Да и не факт, что даже в три года сможете туда попасть. Очередь может и не дойти. Нанимать няню – влетит, что называется, в копеечку. Самая «дешевая» – 200 рублей в час. В частных детских садах есть ясельные группы, но их услуги стоят от 25 тысяч рублей. Итого: зарабатываешь 30-35 тысяч и при этом отдавать за няню или частный детский сад не резонно – останешься попросту без денег», – говорит дагестанка, проживающая в настоящее время в Москве, Рита Азизханова.
И таких молодых мам, до которых государственная рука помощи попросту не дотянулась, только в Дагестане наверняка сотни тысяч.
Из опроса, проведенного «МИ» среди пользовательниц сети микроблогов Twitter, очевидно, что многие мамы нуждаются в подобной услуге от государственной системы дошкольного образования и отдали бы туда своего ребенка. Да только некуда…
«Ясли очень нужны. Меня тоже волнует этот вопрос. Было бы очень хорошо, если бы они были. Я бы отдала туда ребенка. Но в списке, из которого сегодня можно что-то выбрать, только частные садики», – резюмирует, отвечая на наш вопрос в социальной сети, одна из махачкалинских мам.
ДОЛЖНЫ ПРИНИМАТЬ, НО НЕ МОГУТ
За разъяснением ситуации «МИ» обратились в Министерство образования и науки РД. Комментарий консультанта республиканского Минобрнауки Хадижат Алиевой подтвердил опасения родителей – яслей в Дагестане фактически не осталось, и ждать их появления в ближайшее время было бы неоправданным оптимизмом.
По словам представителя Минобра РД, таких понятий, как «ясли» и «сад-ясли», а также самих дошкольных образовательных учреждений с таким названием сегодня просто нет. Есть лишь группы детей раннего возраста в структуре муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ), да и те сегодня – большая редкость.
«В Министерство образования и науки РД поступает очень много жалоб от граждан на руководителей дошкольных образовательных организаций в связи с отказами приема детей до двух лет. Минобрнауки проанализировало устав этих дошкольных образовательных организаций и выяснилось, что почти во всех ДОО республики прием детей осуществлялся в соответствии с их уставами – по достижении детьми двухлетнего возраста. То есть они ограничивали этот возраст, прописав этот момент у себя в уставах, – рассказывает специалист. – В связи с этим, так как детские сады подведомственны муниципальным образованиям, еще в октябре 2014 года Министерство образования направило письмо главам администраций муниципальных районов и городских округов РД, где рекомендовало им в соответствии с приказами федерального Министерства образования и науки «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» и «Об утверждении стандартов дошкольного образования», являющимися основными нормативно-правовыми актами, регулирующими этот вопрос, возраст детей, которых надо охватить дошкольным образованием в соответствии с государственным образовательным стандартом – от 2-х месяцев и до 8 лет.
Так как в ДОО не создаются группы раннего возраста, эти дети остаются не охваченными в нашей республике. И нет такого специального указа, что они должны быть охвачены.
Есть Указ Президента России №199 о том, что дошкольным образованием необходимо охватить всех детей в возрасте от 3-х до 7 лет. В погоне за достижением этих показателей муниципальные образования – несмотря на то, что мы на всех наших совещаниях неоднократно предупреждали и напоминали, что это должно быть сделано не за счет детей раннего возраста – чтобы охватить дошкольным образованием детей от 3-х до 7 лет на 100%, на места, которые имелись в детских садах, принимали детей от трех лет – даже увеличили возраст приема.
Нам удалось это частично пресечь – сохранить возрастной показатель детей, принимаемых в ДОО, хотя бы от двух лет. Если ребенок стоял в электронной очереди, руководители дошкольных образовательных организаций не имели права отказать родителям в приеме их ребенка только потому, что он еще не достиг 3-летнего возраста. Были инциденты, но после реакции на это ДОО перестали это делать».
ОХВАЧЕНО ВСЕГО 4,5% ДЕТЕЙ
По словам Хадижат Алиевой, на сегодняшний день по всей республике численность детей, охваченных дошкольным образованием, составляет 89 тысяч 665 детей. Из них в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет (состоящих в группах раннего возраста) охвачено всего 4 тыс. 46 детей, что составляет лишь 4,5% от всех детей раннего возраста. «Это мизерный процент – цифры говорят сами за себя», – резюмирует консультант Минобрнауки Дагестана.
Так как среди сегодняшних ДОУ нет учреждений с названием «ясли» и «сад-ясли», а есть лишь ясельные группы в некоторых из них, то посчитать, в скольких детских садах республики есть эти группы, довольно-таки сложно. «Проследить это нелегко», – отмечает Алиева.
Несмотря на все это, Министерство образования и науки Дагестана рекомендует муниципальным ДОУ охватывать дошкольным образованием всех желающих детей от 2-х месяцев до 8 лет. Но прислушаться к рекомендациям министерства вряд ли муниципалитеты в состоянии. Не секрет, что даже для детей с 3-х до 7 лет найти место в детском саду достаточно проблематично – длинные очереди.
«У нас с этим вопросом ситуация очень тяжелая. В числе пяти регионов страны, которые не смогли реализовать 199-й указ президента об охвате дошкольным образованием всех желающих детей от 3-х до 8 лет, оказалась и наша республика. Мы не смогли достичь этого показателя.
А для детей раннего возраста нужны особые условия. Нужен дополнительный персонал, специальная мебель. Если для детей от 3-х до 7 лет в СанПиНах расписано, что достаточно площади в 2 квадратных метра на одного ребенка, то для детей раннего возраста в расчете на одного ребенка нужно 2,5 кв.м: чем младше ребенок, тем большую площадь он занимает. И если набирать детей раннего возраста, ДОУ теряют показатели в цифрах», – объясняет специалист.
Но в городе открывается все больше частных детских садов. Появляются ли частные учреждения для детей ясельного возраста, чтобы удовлетворить спрос?
Как оказалось, даже в тех 23-х частных садах, получивших лицензию Минобра, в основном охвачены только дети от 3-х до 7 лет. Есть нелицензированные коммерческие услуги – присмотр и уход на дому, гувернеры и т.д. Однако это уже совсем другая история, которой должны заниматься Минтруда и налоговые органы.
ДЕНЕГ – НЕТ
Напрашивается вывод – в ближайшие годы с учетом вышеперечисленных реалий решить проблему с устройством в сады детей раннего возраста не удастся. С этим согласна и консультант республиканского Минобрнауки Хадижат Алиева.
«Я думаю, нам будет нелегко решать эту проблему. Мы всегда напоминаем о ней муниципальным образованиям, но мы не наделены возможностями устраивать детей в сады, потому что мы не учредители. Да, было федеральное и региональное финансирование, в результате которого с 2013 года в республике введено в эксплуатацию 79 новых детских садов, но в них тоже учредители не мы, а главы администраций. Они утверждают устав, это их полномочия, и у нас нет права вмешиваться. Прокуратура также выносила предписания МО за то, что они не прописывают в своих уставах положения о приеме детей раннего возраста, тем самым ограничивая им доступ к дошкольному образованию. Но если у них нет возможности их принять, что они могут сделать? Как мы их можем ругать? Нет денег – один ответ на все вопросы», – констатирует специалист.
P.S. На момент публикации материала «МИ» не удалось получить комментарий от Управления образования г. Махачкалы.
Бэла БОЯРОВА