Правильно ли со стороны шариата запрещать приветствовать мусульман исламским приветствием, но при этом еще и поднимать руку, если человек находится вдалеке, чтобы дать ему понять, что ты его приветствуешь?
Магомедов Г., Махачкала
В книге Нурутдина Али Самхуди «Тибуль Калям» говорится: «Совмещать приветствие произношением саляма и поднятием руки является хорошим (хасанун) и сунной. От Асма бинт Язид установлено, что Пророк (с.а.с.), проходя в мечети мимо группы женщин, поприветствовал их указанием руки» (см. Тирмизи, № 2697). В другом риваяте (предании) от Абу Давуда (№ 5204) сообщается: «Он поприветствовал нас». Смысл этих хадисов в том, что Пророк поприветствовал их произнесением устами и указанием рукой» (см. «Тибуль Калям», стр. 271, издательство «Даруль Минхадж»).
Что касается хадиса, переданного Тирмизи (№ 2695) от Абдуллаха ибн Умара: «Не из нас тот, кто уподобляется другим (немусульманам). Вы не уподобляйтесь иудеям и христианам. Иудеи приветствуют указанием пальца, а христиане – указанием ладони», то имам Навави в своей книге «Маджму’» (№ 4/500–501) говорит, что этот хадис является слабым (заиф). «Если же посчитать этот хадис достоверным (сахих), – говорит имам Навави, – то запрет на указание пальцем или ладонью будет относиться к тому, когда ограничиваются указательным приветствием без произнесения саляма устами» (см. «Маджму’», 4/500–501).
Ответил Саид Абдулаев,
сотрудник отдела просвещения Муфтията РД