ИБРАГИМ САИДОВ: «В РОССИИ Я НЕ ПРОИГРАЛ НИ ОДНОЙ СХВАТКИ»
«МИ» продолжает экскурс в дагестанский зал спортивной славы Олимпиады – 2016. На этот раз речь пойдет о единственном дагестанском борце вольного стиля, который сумел принести виртуальной сборной нашей республики медаль в тяжелом весе (до
«ПОКА ВСЕ ГОТОВИЛИСЬ К ИГРАМ, Я ЛЕЧИЛ РУКУ»
– На Олимпиаде в Рио-де-Жанейро ты завоевал бронзовую медаль. Побороться за золото помешал турок Таха Акгюль, ты проиграл в четвертьфинале с существенным разрывом (11:0). Чего не хватило до победы?
– Думаю, дело в том, что весовая категория до
Свежая травма дала знать о себе уже после первой схватки с казахом, а буквально через 20 минут мне предстояло сразиться с Акгюлем. Я проиграл, и у меня был небольшой перерыв, в ходе которого мне сделали три обезболивающих укола. Это помогло мне завоевать хотя бы бронзовую медаль.
– Хотел бы реванша с турком?
– Обязательно (улыбается).
– Тебя называют самым «маленьким» борцом (рост Ибрагима –
– Конечно, мешает. Потому что даже не самые топовые борцы могут победить за счет роста и веса. Да, я при своем росте могу пройти в ноги, но, даже не имея хорошей функциональной подготовки, мой оппонент без труда может «раздавить» меня.
– Решающий поединок за бронзовую медаль против армянина Левана Берианидзе также не дался тебе легко. И в первом раунде ты даже уступил (1:0), а победил по дополнительным показателям (2:2). Это было частью тактики?
– Нет, такой тактики не было. Леван из таких борцов, которые очень неудобны для меня. Плюс ко всему, он очень опытный спортсмен. Видимо, поэтому победить было очень сложно.
ВА-БАНК…
– Насколько мне известно, на Олимпиаду ты попал «последним рейсом». На лицензионный турнир тебя подняли за три часа до его начала. Расскажи об этом.
– Наш земляк Юсуп Джалилов, также выступающий за команду Беларуси, завоевал лицензию на Олимпиаду в тяжелом весе, поэтому я готовился на
– Теперь поговорим о твоей спортивной карьере. Расскажи, как и где ты начинал свой спортивный путь.
– Начинал я в 2000 году в Хасавюрте. Тренировался в «Спартаке» у Али Джамалудинова. Затем пару месяцев я тренировался в махачкалинской ШВСМ, но не задержался там надолго. Уехал обратно в Хасавюрт, на этот раз в училище олимпийского резерва Магомеда Гусейнова, где меня тренировал сам Магомед Гусейнов, Гаджи Рашидов и Салим Нуцалханов. Своему борцовскому становлению я обязан этим людям.
КАРЬЕРУ ПОЛОМАЛИ…
– Насколько мне известно, из-за долгого отсутствия результатов ты даже собирался закончить спортивную карьеру. Как нашел силы продолжить?
– Первый успех ко мне пришел в 2007 году на чемпионате России в Москве. В полуфинальной схватке я вышел на легендарного Хаджимурата Гацалова, но меня нагло «засудили», и я занял третье место. Затем, в 2008 году, я опять вышел на Гацалова на чемпионате России (далее ЧР. – Прим. «МИ»), и, знаете..? Меня опять засудили, при равной ситуации сделали выбор в его пользу. Такая же ситуация произошла на ЧР уже в 2009 году в Казани, тогда меня оставили не у дел в финале с Хаджимуратом. В 2010 году я стал чемпионом России, все-таки сломил Гацалова. Но когда встал вопрос о том, кто будет представлять Россию на чемпионате мира, выбор пал на осетинского борца.
В 2012 году меня дисквалифицировали на два года, а перед этим несправедливо поступили в финальной схватке чемпионата России с Абдусаламом Гадисовым. После всего этого мне было очень тяжело найти в себе силы для продолжения спортивной карьеры. Спортсмену бывает не легко, когда его засудят один раз, а со мной это происходило пять раз с 2007 по 2012 год. Я могу смело сказать, что за эти пять лет на чемпионатах России не проиграл ни одной схватки, но тем не менее ни на одни Олимпийские игры и чемпионаты мира я не поехал.
Почему? Потому что за мной не стояли «толкачи». Большой спорт – такая штука. Если за твоей спиной нет меценатов, то ты многого не добьешься. Года поджимали, уже было почти 30 лет. Именно в этот момент мне поступило предложение от Руслана Шейхова, он тогда был старшим тренером сборной Беларуси, который предложил мне перейти к нему. Я сделал это и осуществил мечту своего покойного отца – завоевал медаль Олимпиады.
– После победы над Хаджимурадом Гацаловым в 2010 году ты не поехал на чемпионат мира, руководство сборной предпочтение отдало твоему сопернику. Главный тренер Дзамболат Тедеев объяснил это тем, что ты не имеешь международного опыта. Он был прав?
– Это была просто причина. Я выигрывал у Хаджимурата Гацалова, брал верх над чемпионами мира разных лет. Это ли не показатель? Неумелый борец сможет выиграть у олимпийского чемпиона? Они сами это понимали. Любители борьбы знают, кто на что способен.
– Но он утверждал, что ты отказался участвовать в нескольких международных турнирах: в Баку и Польше…
– Турнир в Баку состоялся через две недели после чемпионата России. Вы представляете? Я согнал много веса, принял участие в турнире, а они отправляют меня через такой короткий срок на турнир в Баку. У них есть специальная система, направленная на то, чтобы «поломать» спортсмена. Это просто была политика Тедеева, чтобы протолкнуть своих земляков.
ТОЛКАЛИ «СВОИХ»
– На твой взгляд, значит ли это, что Дзамболат Тедеев относится предвзято к дагестанским борцам?
– Если ты на голову выше своих соперников и тебе нет альтернативы в весе, он не может так поступить. Возьмем нашего чемпиона Абдулрашида Садулаева. Он – явный лидер, ему нет альтернативы среди осетин. А в моем весе было немного сложнее. Там и Хаджимурат Гацалов, и Георгий Кетоев, и Хетаг Гозюмов. То есть в этой категории была высокая конкуренция. В такой ситуации Дзамболат Тедеев, конечно, отдал предпочтение своим.
– Ты сказал о дисквалификации в 2012 году за употребление допинга. Расскажи поподробнее об этом случае.
– Чемпионат России состоялся в конце мая и буквально за две недели до старта я был на сборах в Сочи. Тогда специалисты из WADA взяли у меня допинг-тест, который никаких нарушений не выявил. Но затем, на чемпионате России, уже специалисты из РУСАДА нашли у меня в крови запрещенные вещества. Наводит на определенные мысли… Я поехал в офис РУСАДА и предложил им сделать повторную проверку, так как вещество, которое они нашли, держится в крови месяцами. Но они отказались, аргументировав это тем, что «у них так не принято». С ними бессмысленно воевать, все козыри у них. Вот я и смирился.
– Можно считать, что решение РУСАДА было сфабриковано?
– Без сомнений.
В БЕЛАРУСИ СПОРТ – НА УРОВНЕ
– А можно ли объяснить твой последующий переход в Беларусь злостью на Россию?
– Сказать, что я был зол, – не сказать ничего. Но я был зол на людей, которые сломали мою спортивную жизнь. Повторюсь, с 2007 по 2012 год я не проиграл ни одной схватки, это была планомерная работа по проталкиванию «своих».
– Как в Беларуси обстоят дела со спортом? Спортсмены твоего уровня обеспечиваются всем необходимым?
– На жизнь хватает. Чтобы жить хорошо, нужно быть призером чемпионатов мира или Олимпийских игр, но я, насколько вам известно, им не был.
Я человек семейный, родные живут в Дагестане, а я должен все время мотаться по маршруту Москва – Махачкала – Минск за свой счет. Если ты не поедешь на сборы, то тебя могут не взять никуда, а если едешь, – то тратишь много денег. В первое время я даже попадал в большие долги. Но, хвала Всевышнему, я справился.
Если говорить о внимании к спорту, то президент страны Александр Лукашенко уделяет спортсменам много внимания, так как сам возглавляет Национальный олимпийский комитет. Губернатор Гродненской области обещал мне квартиру в городе Гродно, где я живу. Кроме того, мою зарплату существенно повысят.
КВАРТИРА БУДЕТ?
– А что планируешь делать с квартирой, врученной властями Дагестана?
– Я очень благодарен Правительству Дагестана за столь дорогой подарок. Нас поощрили даже несмотря на то, что мы выступали за другие страны. Но тут такая интересная ситуация. Сертификат дали на руки, а где эта квартира, когда будет, построен дом или нет? Неизвестно (смеется). Я думал, что дадут ключи, и я заселюсь. А если серьезно, то я, конечно, хочу переехать в Махачкалу. Думаю, нам нужно немного подождать, и мы сможем заселиться в новые дома.
– Были какие-то поощрения от дагестанских меценатов?
– Да, нас встречали в Чародинском районе, сам я родом оттуда. Наших чародинцев Абдулрашида Садулаева, Шарипа Шарипова, Магомеда Ибрагимова и меня чествовали и вручили денежное вознаграждение. Потом в махачкалинском автодорожном колледже наши близкие родственники тоже встретили отдельно и вручили подарки. Спасибо им за это.
ТОКИО, ЖДИ
– Планируешь ли ты оставаться в Беларуси, чтобы выступить в дальнейшем на Олимпиаде в Токио?
– Да, несмотря на возраст, я планирую выступить на Играх в 2020 году. Посмотрим, что у меня получится.
Нурмагомед АСТАРХАНОВ