Татьяна Березкина: «Я родилась под счастливой звездой»

 ТАТЬЯНА БЕРЕЗКИНА: «Я РОДИЛАСЬ ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ»

 

Сегодня как-то не принято говорить о вечных ценностях: во времена бесконечных кризисов и неясных нравственных ориентиров наши умы занимают проблемы, в общем-то, не имеющие отношения к чистому и высокому, чем должен жить человек.

Никто не отменял такие понятия, как долг, честь, верность профессии, и хорошо, что есть среди нас люди, живущие по этим принципам.

Татьяна Березкина – директор ГБУ РД «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Махачкала.

В это здание по проспекту Гамидова, 57 «б» она пришла в далеком 1976 году молоденькой выпускницей Буйнакского педучилища, да так здесь и осталась.

Менялись времена, названия расположенных здесь детских учреждений, уходили и приходили люди, а Татьяна Владимировна честно делала свою работу, выбранную раз и навсегда.

 

ФАБРИКА ИМ. III ИНТЕРНАЦИОНАЛА

Жизнь непредсказуема, порой преподносит такие сюрпризы, которых никто никогда не ожидал. Иногда самые невероятные события, в конце концов, становятся единственно возможной реальностью, и о другом уже не думается.

– Если бы мне кто-то сказал в детстве, что я буду воспитателем в детском саду – да лучше застрелиться, – шутит Татьяна Владимировна.

Терпеть не могла свой детский сад, куда водили родители, потому что очень любила фабрику им. III Интернационала, где работали папа и мама. Будущее видела только за ткацким станком, особенно в цеху, где делались красивые атласные ленточки. Убегала от воспитателей на фабрику или домой, где ждали верные друзья и добрые соседи.

– Я родилась под счастливой звездой у счастливых родителей,– часто говорит она. Это умение – быть счастливой, несмотря ни на что, способность радоваться жизни, находить хорошее в самых обычных вещах сохранила на всю жизнь.

Русская дагестанка из древнего казачьего рода Клочковых родилась в селе Аверьяновка Кизлярского района, по линии мамы Валентины Ивановны все были терские казаки. Дед, Иван Николаевич, профессиональный военный, погиб в первые дни войны. Большой род был, дружный, много дядей, теть, двоюродных братьев и сестер. Сегодня все изменилось, кто-то умер, кто-то уехал из Дагестана.

Бабушка, Александра Терентьевна, тогда, во время войны, с двумя детьми на руках осталась жить в Аверьяновке до конца своих дней.

Девичья фамилия Татьяны Владимировны еще красивее, чем нынешняя, по мужу, – Цветкова. Отец – Владимир Цветков – волжанин из Самарской области в Дагестан был послан как специалист по налаживанию ткацких станков на фабрику им. III Интернационала. Там родители познакомились, поженились, отец так и остался в Дагестане. Мама – ткачиха, папа, помощник мастера, передовики производства, их портреты не сходили с Доски почета.

Правда, на работу уходили они к 5 часам утра, возвращались поздно, только в один-единственный выходной могли побыть со своими детьми.

 

СОСЕДИ В ДЕРЕВЯННОМ ДОМЕ

В остальное время за детьми присматривали соседи. Если кто помнит, раньше, напротив педуниверситета стояли старые двухэтажные фабричные дома. Там, на первом этаже, жила семья Татьяны Владимировны. Одна комната, общая кухня, все удобства во дворе.

– Я обожала этот дом, соседей, их детей, – говорит она, – за мной всегда было кому присмотреть. Когда убегала из своего детского сада, соседка прятала меня, чтобы отец не устроил нагоняй. Звали ее тетя Шура, она была татаркой, у нее я впервые попробовала татарские блюда. Слышимость в доме была превосходная. На втором этаже над нами жил дядя Захар, когда он храпел, у нас стены ходили ходуном и как будто музыка звучала – тра-та-та…

За домом была пристроена летняя душевая с огромной емкостью на потолке.

Летом хорошо было, вода нагревалась на солнце. Зимой приходилось ставить керогаз и долго ждать, пока вода станет теплой.

Не помню, чтобы кто-то интересовался чьей-то национальностью, жили мы дружно. Любой из соседей мог дать чужому ребенку подзатыльник за провинность, а если кто-то дрался, их разнимали, и доставалось на орехи одному и другому.

Да и сегодня у меня в коллективе работают 120 человек, а я не знаю, кто какой национальности. Эта проблема никогда не существовала. Главное – человек и его сущность, остальное неважно.

 

ДВУШКА НА УЛИЦЕ АМЕТ-ХАНА СУЛТАНА

Когда Татьяне Владимировне исполнилось 7 лет, родителям от фабрики предоставили другую квартиру, двухкомнатную на улице Амет-Хана Султана. Кстати, в этой квартире она живет по сей день. И здесь продолжилась традиция соседской семейственности.

– Напротив нас жила семья Гали Дулиевой, диктора нашего телевидения, ее отец, дядя Магомед тоже работал на фабрике. Мы же с сестрой находились под присмотром Галиной мамы бабы Ани.

Никогда ни у кого не закрывались двери, прийти к соседям можно было в любое время. Да и сейчас у меня эта «дурацкая» привычка – держать дверь открытой. Вместе мы переживаем и радость, и горе. Когда в моей семье случались несчастья, и я в растерянности не знала, что делать, тогда все, что нужно, делали мои соседи. Да и сегодня, когда прихожу с работы, мне доложат, кто приходил, зачем, что сказал. Это здорово!

Когда слышу, что кто-то из уехавших из республики хает Дагестан, то меня это коробит. Если тебя обижали, значит, в самом человеке было что-то не так. Не зря говорят: скажи, кто твой друг, и скажу, кто ты, значит, вокруг себя собрал не тех людей.

У меня не было таких проблем, вокруг всегда были только хорошие люди.

Верность, преданность, постоянство – это черты Татьяны Владимировны. В первый класс она пошла в школу № 15, ее же и окончила.

 

МЕДАЛЬ ОТ ВДНХ

Напротив школы находилась станция юных натуралистов (сегодня экологический центр), позади – станция юных техников. В советское время принято было, чтобы школьники обязательно посещали различные кружки.

Там была совершенно другая жизнь, о которой Татьяна Владимировна вспоминает с легкой ностальгией.

Я впервые увидела цветную капусту, узнала, как ее выращивают, хотя на вкус она не понравилась. Увидела павлинов, индоуток, кроликов.

Там был очень интересный сад, где к одному дереву прививались другие сорта: на одной ветке можно было увидеть айву, черешню, вишню. Скрещивали мы персики с грушей. Это было так здорово!

Потом мы с подругой Айшат ходили в кружок овощеводства, где сами вывели новый сорт помидоров, который назвали «пионер». Конечно, не сразу, а где-то лет за 5. Мы тогда уже были в 6-м классе, наши помидоры преподаватели отправили в Москву на Выставку достижений народного хозяйства. Нас пригласили в столицу, но родители не отпустили. А медали участников ВДНХ нам вручили уже на торжественной линейке в школе.

Все было интересно, все было замечательно. На станции юных техников изучали фотодело, азбуку Морзе и еще много разных полезных вещей.

Со спортом у меня отношения не сложились, а вот в технике до сих пор разбираюсь: могу починить утюг, поменять розетку, установить телевизор, наладить программы.

 

БУЙНАКСК

Когда пришло время задуматься о профессии, Татьяна Владимировна решительно объявила родителям, что хочет работать на фабрике, как и они.

Эту мечту она лелеяла с детства, спала и видела себя возле ткацкого станка, из которого выходит разноцветная ткань. Завораживающее зрелище.

Однако родителей такая перспектива не воодушевила. Для дочери хотели лучшей жизни, чем у них.

К тому же летом, когда, окончились выпускные экзамены, из города Куйбышева (теперь Самара) приехал в гости племянник отца, Александр Немцов.

 – Какая фабрика? – сказал он. – Девочка должна думать о будущей семье, детях, а не торчать сутками у станка.

Собрал решительно все газеты с объявлениями от учебных заведений и начал искать. Медучилище отмели сразу: выпускница боялась крови. Зато педучилище в Буйнакске на семейном совете было одобрено.

– А я знать не знала, где находится этот Буйнакск, – вспоминает Татьяна Владимировна, – для меня это были далекие горы, типа Ботлиха.

Я заявила: не поеду! Но тут свое слово сказал отец: поедешь! В вопросах воспитания он был человеком жестким, наше с сестрой время учебы, сна, прогулок строго контролировалось, если не родителями, то соседями.

А вот в Буйнакск папа меня отпустил, представляете?

Я сопротивлялась, рыдала, но Александр поехал со мной, сдал мои документы. Казалось, судьба была против решения семьи: на экзамен по русскому языку я опоздала. Но завуч, увидев меня, сказала: сейчас русский язык сдает другая группа, иди, сдай с ними.

Изложение написала легко. Выхожу, а тут сразу надо идти на экзамен по математике. Я села и думаю: что делать? После дороги, первого экзамена никак не могу переключиться. Помню, что из 4-х заданий выполнила два. Ну, все, думаю, не поступила.

С легкой душой, с чувством исполненного долга вернулась в Махачкалу.

Вдруг в августе приходит письмо-уведомление: почему не явилась, ваша группа уехала на практику.

Тогда модно было посылать студентов на консервные заводы, на уборку винограда. Это называлось практикой.

Взяла руки в ноги – и прямым ходом в Буйнакск. Там меня быстро определили на виноградники в совхоз им. Алиева Дербентского района.

Так началась моя студенческая жизнь.

 

ДЕТСКИЙ САД

В 1976 году она окончила дошкольное отделение Буйнакского педучилища и вернулась в Махачкалу. Родители к этому времени работали уже на заводе «Стекловолокно», у которого было три ведомственных детских сада.

Мама поговорила с начальником отдела кадров завода, и Татьяну Владимировну приняли в детский сад №51 воспитателем.

14 лет проработала она в этой должности, казалось, что судьба, после кульбитов и выкрутасов определила ей правильное место в жизни.

Но как-то заведующая детским садом, энергичная и деятельная Патимат Муминовна, говорит: нужно получить высшее образование. Назвала ее ленивой, нецелеустремленной. Этих слов хватило, чтобы Татьяна Владимировна собрала свои документы и отнесла их в Дагестанский пединститут на факультет дошкольной педагогики и психологии.

Экзаменов не было, только собеседование, так как среднее образование имелось да еще значительная профессиональная практика.

Собеседование прошло успешно, но тут декан факультета Джафар Маллаев говорит: за кого пойдете голосовать – за Бориса Ельцина или других кандидатов? А был это 1991 год.

Она, как думала, так и сказала: нет, за Ельцина голосовать не буду, ненадежный он какой-то, если позволяет себе появляться на людях в нетрезвом виде.

– Смотрю, – говорит Березкина,– лица у членов комиссии вытянулись. Ну, думаю: язык мой – враг мой, точно, не поступлю.

Но Джафар Михайлович вдруг говорит: а что, нам нужны студенты, имеющие собственное мнение. Мы Вас принимаем.

В 1992 году на базе детского сада №51 был открыт Центр медико-социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями, где Татьяна Березкина была назначена заместителем директора по социально-педагогической части.

В 2005 году она окончила еще и Российский государственный университет в Москве по специальности «социальная работа». С 2001 года – директор Центра.

Здесь проходят реабилитацию дети, больные ДЦП. Предусмотрено 120 коек – 60 для больных и 60 для одного из их родителей. Директор живет своей работой, помочь, облегчить страдания, сделать жизнь больных хоть немного легче – такую миссию определила ей судьба.

 

Наталья Бученко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Дагестане устанавливают вандалов, нанесших вред деревьям

Всего 4 дерева пострадали от действий злоумышленников в Махачкале. В стволах кленов неизвестные лица просверлили отверстия, из-за чего деревья погибли....

«Самые умные и амбициозные» — в Махачкале чествовали медалистов и стобалльников

В Доме Дружбы сегодня прошло торжественное собрание, посвященное выпускникам школ, показавшим наивысшие результаты по итоговой аттестации. 500 медалистов и...

В Дагестане задержали приезжих наркосбытчиков с крупной партией

Мужчину и женщину задержали в Дербенте по подозрению в сбыте наркотиков, относящихся к синтетическим. Всего полицейскими было изъято 613 граммов...

В Махачкале по указанию Джамбулата Салавова освобождают территории из-под незаконно установленных НТО

Работы по вывозу незаконно установленных торговых объектов в столице продолжаются силами сотрудников Управления торговли и предпринимательства. В эти дни тщательной...
spot_imgspot_img

ИТ-экосистема «Лукоморье» представила новую систему автоматизации для сервисных команд малого и среднего бизнеса – «Диво Старт»

ИТ-экосистема «Лукоморье» объявила о запуске нового продукта – системы «Диво Старт» для автоматизации работы сервисных подразделений в малом и...

С благодарностью от Сергея Меликова

Врип главы города Махачкалы Джамбулат Салавов вручил благодарственное письмо от имени Главы Дагестана Сергея Меликова Патимат Фаттаховне Мехдиевой. Ее...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам