– Ильяс Магомед-Саламович, в чем заключается ваша работа в Совете Федерации?
– Основная работа сенатора, как и любого депутата представительного органа власти, лежит в сфере законотворческой деятельности. Это достаточно трудоемкая сфера. Например, в прошлом году по курируемым мною комитетам прошло около сотни законодательных актов. В сфере науки, культуры и образования – 29, в том числе касающиеся вопросов охраны объектов культурного наследия, использования материнского капитала, дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот, ликвидации двух- и трехсменных режимов занятий в школах, предоставления ветеранам боевых действий льгот для получения высшего образования, улучшения обеспечения студентов стипендиями и другие. В области международных дел ратифицировано 57 международных договоров РФ, 13 федеральных законов, способствующих укреплению связей с государствами – участниками СНГ, еще 4 – в рамках развития нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза. Следует отметить, что евразийские интеграционные процессы находятся на особом счету в верхней палате. В течение пяти последних лет при председателе Совета Федерации действует Интеграционный клуб, на мероприятиях которого с участием руководителей научных институтов, вузов, представителей экспертного сообщества мы обсуждаем самый широкий круг проблем интеграции, а также проекты, которые могли бы стать локомотивами роста экономики стран-партнеров. Мне приятно отметить, что активное участие в работе клуба принимают ученые ДНЦ РАН. Без интеллектуальной поддержки научно-экспертного сообщества качественная законотворческая работа невозможна. Такое общение помогает быть, что называется, «на острие проблем».
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
– Но международная сфера предполагает и другую сторону деятельности, в том числе зарубежные визиты…
– Конечно. Важное направление работы – двустороннее межпарламентское сотрудничество и различные международные парламентские площадки: МПА СНГ, АТПФ, ПАСЕ, Межпарламентский союз и другие. Российские сенаторы выезжают за рубеж, к нам приезжают парламентские делегации. Если принципиальные внешнеполитические решения принимаются на уровне глав государств, то законодательная сторона их практической реализации и последующее политическое сопровождение находятся в сфере ведения парламента. Поэтому мы постоянно и плодотворно взаимодействуем с МИД России, другими заинтересованными структурами, участвуем в работе межправительственных комиссий. С одной стороны, парламентарии занимаются продвижением российской позиции, скажем, в области консолидации усилий в борьбе с международным терроризмом, а с другой – идет работа по интенсификации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, например, по линии приграничного сотрудничества. Традиционно приоритетной парламентской площадкой для нас является Межпарламентская Ассамблея МПА СНГ, председателем Совета которой, как вы знаете, является Валентина Ивановна Матвиенко. В прошедшем году мы проработали модельные законы об инклюзивном образовании, дошкольном образовании, образовании взрослых, о социально-культурной деятельности, сотрудничестве между молодыми учеными стран СНГ, а всего их за время работы МПА было принято около 400. Кроме законотворческой работы, МПА СНГ выступает базой для проведения знаковых международных мероприятий. В марте в рамках 25-летия МПА СНГ в Санкт-Петербурге совместно с ПА ОБСЕ будет проводиться парламентская конференция по борьбе с терроризмом. В Россию должны приехать председатели ПА ОБСЕ и ПАСЕ, руководители всех ее фракций – более 30 человек, представительные национальные делегации. Несмотря на все потуги наших «заклятых» друзей изолировать Россию, она остается влиятельным центром международного притяжения.
РОССИЯ – ПАСЕ
– Вернется ли Россия в ПАСЕ?
– Думаю, что в обозримой перспективе возможно возвращение российской делегации к активной работе в ПАСЕ. Но здесь важно другое – то, что ПАСЕ использует любую возможность, чтобы вернуться в Россию. Более того, есть более важные и представительные парламентские площадки. ПАСЕ – стереотип в общественном сознании, она, к примеру, объединяет лишь 47 стран, а Межпарламентский союз, которому более 125 лет, – 170 стран. Именно поэтому решение стран-участниц о проведении в октябре этого года в Санкт-Петербурге сессии Межпарламентского союза – крупное внешнеполитическое достижение общегосударственного масштаба. На этом заседании, кстати, планируется принятие только одной резолюции – «К 20-летию Всеобщей декларации о демократии: общность нашего разнообразия», одним из двух соавторов которой повезло стать мне. Помимо парламентской составляющей, в нашей работе большое значение имеет использование механизмов «народной дипломатии». Буквально на днях завершились юридические процедуры по преобразованию Российского комитета солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки в общероссийскую общественную организацию, которую мне доверили возглавить. Эта организация была основана еще в 1956 году, имеет давние традиции и международное признание. К сожалению, в постсоветский период масштабы ее деятельности значительно сократились, но, думаю, что совместными усилиями нам удастся вдохнуть в Российский комитет «новую жизнь».
НАУКА, ЭКОНОМИКА, ОБРАЗОВАНИЕ
– Вы возглавляете Совет по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации. Чем занимается эта структура?
– В последнее десятилетие в моду вошли такие понятия, как «модернизация», «инновации», «новые технологии», вместе с тем мы слышим жалобы на то, что в научные и опытно-конструкторские разработки частный капитал вкладывается неохотно. И это происходит не потому, что наш народ скуден идеями и изобретениями. Просто система защиты интеллектуальных прав работает пока недостаточно хорошо. Задача Совета по вопросам интеллектуальной собственности состоит в поиске законодательных механизмов исправления ситуации. Мы активно работаем с регионами. В начале февраля я принимал участие в проходившем в Казани Международном форуме «Интеллектуальная собственность и экономика регионов России». Татарстан – признанный лидер в вопросах инновационного развития. В регионе реально работают сеть центров поддержки технологий и инноваций, технополисы, индустриальные парки и уже приносят реальную прибыль. Каждый рубль бюджетных инвестиций в эту сферу приносит дополнительно 6 рублей налогов. В рамках работы Совета мы стараемся подобный опыт систематизировать и распространять на другие регионы. К слову сказать, важные акценты в этом контексте расставлены в недавнем Послании Главы Дагестана Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова. В немалой степени успеху нашей работы способствует взаимодействие с профильными Советами при Президенте России. Например, я вхожу в состав двух таких Советов – по науке и образованию, по межнациональным отношениям, а также комиссии и рабочие группы Правительства России. Важно, что мы работаем по приоритетам, которые задает глава государства.
– Кроме депутатской работы вы выполняете функции Уполномоченного Правительства России по делам хаджа. Что ждет паломников в этом году? Изменилась ли квота?
– За прошедшие годы Хадж-миссии России и Совету по хаджу удалось вывести организацию паломничества российских мусульман на достаточно высокий уровень как в плане безопасности, так и в плане организации комфортного пребывания паломников. В предыдущие годы в связи с реконструкцией главной священной мечети «Аль-Харам» всем странам была уменьшена квота на 20%. В текущем году саудовские власти вернулись к полной квоте и в хадж смогут отправиться 20 500 российских мусульман. Вопросы распределения квот по Духовным управлениям мусульман и регионам будут рассмотрены позднее, коллегиально на Совете по хаджу. Есть определенные сложности с паломничеством из Республики Крым. С одной стороны, за последние три года число мусульман Крыма, которые совершают хадж, возросло в четыре раза. Это, несомненно, позитивное явление. Однако сейчас паломникам из Крыма приходится лететь в Саудовскую Аравию через Москву или Минводы. Мы стараемся добиться, чтобы разрешить прямые чартерные рейсы из Симферополя в Мекку или Медину, решить другие вопросы, в том числе оптимизации стоимости хаджа.
ИНТЕГРАЦИЯ МУСУЛЬМАН РОССИИ
– Можно ли сказать, что крымские мусульмане вошли в единую общину российских мусульман?
– Община мусульман Крыма успешно интегрировалась в российскую умму. Это свершившийся факт. Более того, в некоторых вопросах Крым выходит на передовые рубежи. В июне прошлого года мы провели в Симферополе выездное заседание Совета по хаджу и конференцию «Ислам против терроризма», на которой духовные лидеры мусульманской общины осудили экстремизм и терроризм, подчеркнули высокую значимость хаджа как важной формы духовно-нравственного развития. И в целом Советом Федерации Крыму и Севастополю уделяется особое внимание. В календаре мероприятий верхней палаты закономерно закрепился Ливадийский форум, который проводится в Крыму в рамках фестиваля «Великое русское слово». По инициативе Валентины Ивановны Матвиенко в этом году Ливадийскому форуму придан более широкий международный статус как ведущей площадки профессионального диалога о проблемах и перспективах Русского мира.
– Вы долгое время представляете республику в Совете Федерации, но все это время достаточно редко выступаете в дагестанских СМИ. С чем это связано?
– Так как основная часть моей деятельности в парламенте связана с общероссийскими и международными вопросами, то взаимодействие идет, главным образом, с федеральными и иностранными телеканалами, информагентствами, печатными изданиями. Но я всегда стараюсь откликаться на поступающие от дагестанских журналистов просьбы об интервью. Главное, чтобы была нацеленность на профессиональный и конструктивный диалог. Благодарю за предоставленную возможность рассказать махачкалинцам о своей работе. И, пользуясь случаем, хочу поздравить всех женщин с наступающим Международным женским днем 8 Марта и пожелать счастья, любви, цветов, а также мира и благополучия.
Ислам МАГОМЕДОВ