Закят можно отдать тем людям (пусть даже они будут родственниками), которых выплачивающий закят не обязан обеспечивать. Поэтому не считается выплаченным закят, отданный матери, отцу, бабушке, дедушке, которых повзрослевший ребенок обязан обеспечивать. Также не считается действительным закят, отданный своим маленьким детям и жене, так как отец обязан их обеспечивать. В данном случае речь идет о том, что не засчитывается закят, отданный тем людям, которых человек обязан обеспечивать, относя их к категории мискинов и факиров. Если же эти родственники, которых он обязан обеспечивать, относятся к другим категориям (например, к должникам (гарим)), то можно им давать закят. И таким родственникам даже предпочтительнее отдать, чем посторонним, так как в хадисе, рассказанном Салманом бин Амиром, переданном Тирмизи (№ 658), Насаи (№ 5/92) и Ибн Маджа (№ 1844), сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Садака (милостыня), отданная бедному, будет считаться садакой, а отданная (нуждающемуся) родственнику засчитывается как садака и как скрепление родственных связей». Исходя из того, что обеспечивать племянника Вам не вменяется в обязанность, отданный ему закят будет считаться действительным. Даже предпочтительнее отдать закят ему, но лишь в том случае, если он действительно входит в одну из категорий, которым полагается закят.
Ответил Ансар Рамазанов, сотрудник канонического отдела Муфтията РД