Сахарный диабет – группа хронических эндокринных заболеваний, связанных с нарушением усвоения глюкозы в крови и развивающейся вследствие этого абсолютной или относительной недостаточности гормона инсулина. Среди многочисленных классификаций форм и тяжести протекания этого заболевания, принято выделять две основные группы – сахарный диабет 1-го и 2-го типов. 1-й тип, называемый иначе «юношеским», в большинстве случаев является приобретенным заболеванием, протекание которого связано с развитием абсолютной пожизненной инсулиновой недостаточности, и 2-й – которым чаще заболевают люди старшего поколения, зачастую может возникать по наследственным причинам или вследствие неправильного образа жизни и ожирения.
Для того чтобы понять, какова приблизительная картина заболеваемости сахарным диабетом в Махачкале, «МИ» обратились в несколько поликлиник города. Ситуация в них примерно одинаковая – неутешительная.
2 ТЫСЯЧИ ДИАБЕТИКОВ НА ОДНУ ПОЛИКЛИНИКУ
«С повышенным сахаром людей много. Может быть, даже каждый пятый-шестой, – рассказывает заведующая поликлиники №8 г. Махачкалы Ума Бадавиева. – А с поставленным диагнозом, конечно, меньше. 63 246 человек – это население, зонально закрепленное за нашей поликлиникой. Из них на учете эндокринолога с поставленным диагнозом состоят около 1 800 пациентов.
Что касается лекарственного обеспечения, то, по словам заведующей медучреждения, сегодня больные сахарным диабетом в республике обеспечиваются необходимыми препаратами по региональной и федеральной программам. Однако наличие программ отнюдь не гарант стопроцентной обеспеченности больных бесплатными медикаментами.
«Кто имеет инвалидность, получает у нас препараты по федеральной льготе. Кто не имеет инвалидность – по региональной.
Бесплатное лекарственное обеспечение есть, но не на 100%. Региональный фонд урезан. В основном больные получают из фонда федерального. Обеспеченность лекарствами у нас на данный момент составляет 40-50%. Так бывает в начале года. Дальше будет лучше, потому что по заявке на текущий год препараты закупаются сейчас», – отмечает Ума Бадавиева. При этом, по ее словам, никакой альтернативы в виде выплаты больным денежного эквивалента вместо препаратов нет. Больной получает рецепт врача в поликлинике и по нему идет за лекарствами в государственную аптеку (если они там есть).
Что касается детской заболеваемости, то в городе так же намечается тенденция увеличения числа детей с диагнозом «сахарный диабет».
Врач-эндокринолог детской поликлиники №5 г. Махачкалы Аминат Абашилова, комментируя ситуацию «МИ», отметила, что на сегодняшний день из 30 тысяч детей, состоящих на учете поликлиники, 17-ти детям поставлен диагноз «сахарный диабет». При этом эндокринолог подчеркивает, что три случая из них выявлены за последние три месяца. И это много.
«За 6 лет я с таким сталкиваюсь впервые, – говорит наша собеседница. – Три последних случая, диагностированных у нас, спровоцированы вирусными заболеваниями. Причин возникновения сахарного диабета много: наследственность, стрессы, вирусная инфекция… У детей чаще встречается первый тип, это инсулинозависимый сахарный диабет, и он не зависит от особенностей питания. Второй тип возникает чаще от питания и зачастую встречается у взрослого населения».
БЕЗ ИНСУЛИНА – НИКАК
У 79-летней жительницы Махачкалы Каинат Меджидовой, которая, к слову, сама всю жизнь проработала медиком, своя «история болезни» или борьбы с нею. Ее пример показывает, что с сахарным диабетом можно жить, но для этого нужно пересмотреть свой образ жизни и (что главное) не заниматься самолечением.
«У меня сахарный диабет второго типа. Болею я давно, с 1994 года, – рассказывает Каинат Меджидова. – Началось заболевание с того, что у меня появилась сухость во рту, повышенная жажда, часто ходила в туалет. Обследовалась. Вначале сахар был в пределах 10, 12 (норма содержания глюкозы в крови – от 3,3 ммоль/л до 5,5. – Прим. «МИ»). Принимала внутрь так называемые «пероральные сахароснижающие препараты». Сидела на них. На этом фоне у меня сахар начал повышаться. На отдыхе в санатории в Ессентуках познакомилась с женщинами из других городов России, тоже больными диабетом. Они все были на инсулине. После этого я тоже перешла на него. Сейчас я колю его 5 раз в день. Есть инсулин продленного действия и кратковременного. Утром и вечером колю продленного действия – ринсулин НПХ, и три раза в течение дня – кратковременного действия – так называемый ринсулин Р. В настоящее время на этом фоне у меня сахар не повышается больше 10, иногда 12».
Но самое главное в лечении сахарного диабета – это правильный режим, отмечает наша собеседница. «Поэтому говорят, что сахарный диабет – это не болезнь, а образ жизни», – говорит Каинат Меджидова.
Больным сахарным диабетом нужно ввести в повседневность хотя бы умеренные физические нагрузки и полностью пересмотреть свое питание – соблюдать диету. Наша собеседница рассказывает, что придерживается правильного питания уже много лет. Не употребляет белый хлеб, сладости, продукты, содержащие сахар и большое количество углеводов – макароны, рис и т.д. При этом можно употреблять нежирное мясо, курицу, рыбу, зелень и многие овощи. При этом есть нужно мало, но часто.
«Мне уже 79 лет. Чувствую себя более-менее удовлетворительно. Каждое утро измеряю уровень сахара в крови глюкометром. 7-8 на инсулине – для меня это нормальный сахар», – рассказывает женщина.
По словам нашей собеседницы, диабет вызывает многие осложнения. У нее в 2005 и 2007 годах на фоне сахарного диабет была диагностирована катаракта (помутнение хрусталика глаза, вызывающее различные степени расстройства зрения вплоть до слепоты. – Прим. «МИ»). Пришлось прибегнуть к операции.
От государства женщина ничего не требует. Оставляет со своей пенсии деньги (где-то около тысячи рублей в месяц), взамен которых получает инсулин, бесплатные лекарства от других сопутствующих заболеваний и полоски на свой глюкометр.
«От диабета высокая смертность. Большая часть тех людей, моих ровесников, которых я знала, уже умерли, потому что в Дагестане почему-то многие боятся инсулина. Думают, что он провоцирует привыкание, осложнения. И даже сейчас есть люди, которые говорят: “Я боюсь принимать инсулин”. Когда по России в целом говорят о дефиците инсулина, в Дагестане он всегда бывает, потому что принимающих инсулин в республике мало. У меня лично никаких проблем с этим не возникает. Раньше я получала импортный инсулин. Сейчас есть российский. Бояться инсулина не нужно. Это такое же лекарство, как и все остальные. К нему нет привыкания. Без инсулиноснижающих препаратов лечение диабета невозможно. Хотя сейчас очень много рекламы по телевизору: «Лечим диабет без инсулина». Это все ерунда. Другими методами, таблетками или травами лечить диабет невозможно. – предупреждает Каинат Меджидова
ИНСУЛИНОФОБИЯ И НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ЦИФРЫ
О том, что среди дагестанцев действительно присутствует такой синдром, как инсулинобоязнь, или инсулинофобия, говорит и главный внештатный эндокринолог Минздрава РД, завкафедрой эндокринологии Даггосмедуниверситета, доктор медицинских наук, профессор Сагадулла Абусуев.
Это связано с тем, что многие диабетики, живущие в республике, рассуждают так, что врачи могут лечить их таблетками, но не хотят, поэтому им легче назначить больным инсулин. А последние начинают от него отказываться, надеясь, что в конце концов им дадут чудодейственную таблетку и вылечат, считает главный эндокринолог республики. Поэтому приходится объяснять больным, что дело не в том, что легче. Просто есть формы и стадии диабета второго типа, когда таблетки уже не помогают или имеются уже такие осложнения, что человек, раньше обходившийся одними таблетками, теперь обходиться только ими не может: поражаются печень, почки, сердце, глаза и т.д. В этих случаях отказ от инсулина и продолжение лечения таблетками чревато прогрессирующими осложнениями, предупреждает Абусуев.
Если говорить о статистике заболеваемости в Дагестане, то и здесь специалист порадовать ничем не может.
«Сахарный диабет относится к числу самых распространенных заболеваний в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, диабет занимает среди причин смертности третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний», – говорит главный эндокринолог Минздрава РД.
Рассуждая о мировой статистике, врач отмечает, что точных цифр назвать невозможно, так как они меняются ежедневно, ежечасно, ежеминутно и даже ежесекундно. – Сколько я уже слежу за этими цифрами… Помню, много лет назад эта цифра была 30 миллионов, потом дошла до 100 млн, 150, 200… В России зарегистрированных больных сейчас 4 миллиона. В Дагестане по итогам 2016 года насчитывается 33 тысячи больных сахарных диабетом, включая детей и взрослых.
Если считать по типам диабета, то 85-90% из них – это так называемый второй тип, тип взрослых. И где-то 10-15% – это первый тип, тип молодых. Правда, еще есть так называемый симптоматический диабет, который сопутствует некоторым другим заболеваниям, они составляют небольшой процент. И также небольшой процент – это так называемый диабет беременных».
При этом Абусуев приводит результаты интересных наблюдений.
«Мы специально занимаемся этим вопросом, и наверняка жителям республики будет интересно это знать – у дагестанцев, живущих в горах, заболеваемость сахарным диабетом в 3-4 раза ниже, чем среди жителей равнины. По-видимому, это связано с тем, что, во-первых, горцы ведут более подвижный образ жизни, у них меньше встречается ожирение. Ну и, наверное, немаловажную роль играет незагазованный, чистый горный воздух», – рассказывает он.
При этом, если говорить об общей картине по республике, то, к сожалению, по мнению главного эндокринолога Дагестана, цифры прогрессируют невиданными темпами:
«Кафедра эндокринологии, которую я возглавляю, сформировалась в 1981-1982 годах. В то время на учете находились 2 500 больных. С тех пор прошло 36 лет и динамика роста заболеваемости налицо. Но есть еще одна интересная цифра. По данным исследователей, которые занимались этим вопросом, статистические данные, которыми мы оперируем, – это цифры выявленных случаев, больные зарегистрированные, пришедшие к врачам. Считается, что примерно на каждого выявленного приходится не менее трех (а некоторые считают, что четырех) невыявленных. Если цифру 33 000 умножить втрое, выходит около 100 тысяч».
По словам специалиста, важно учитывать и то, что в СССР цифры были точными. Больной диабетом мог получить свое лекарство только у врача, в аптеках оно не продавалось. Это делалось специально, чтобы больной сначала пошел к врачу, зарегистрировался и потом получил свое лекарство. Сегодня же все лекарства продаются в аптеках, поэтому нет никакой необходимости обязательно ходить к врачу. Огромное количество частных медицинских центров, существующих сегодня в республике, обязаны вести учет, но, как правило, дисциплины в этом плане там намного меньше.
БЕСПЛАТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ – ГАРАНТИРОВАТЬ НЕ МОЖЕМ
Формально закон гарантирует обеспечение бесплатными препаратами всех больных, но, к сожалению, этого не происходит, констатирует Сагадулла Абусуев. По спецпрограммам более-менее лекарствами обеспечиваются дети и беременные женщины.
При этом, если прервать лечение инсулинозависимого больного, это смерти подобно, утверждает профессор. Поэтому обеспечение больных инсулином должно быть стопроцентное. «Но, к сожалению, мы инсулином тоже на 100% не обеспечиваем, – констатирует главный эндокринолог Минздрава республики. – Значительное количество больных его приобретают сами. Нехватка лекарств – это проблема общероссийская».
При этом в инсулине на 100% нуждается так называемый 1-й тип – это 10-15% больных сахарным диабетом в республике. Среди так называемого 2-го типа, который составляет 85-90% больных диабетом в Дагестане, необходим инсулин около 50-60% диабетиков.
КАК ЛЕЧИТЬСЯ И КАК НЕ ЗАБОЛЕТЬ…
Возникает еще один актуальный вопрос: как быть с наследственным диабетом? Можно ли его избежать, ведя правильный образ жизни и занимаясь профилактикой?
Наследственная передача диабета имеет следующую статистику. 1-й тип диабета наследуется в примерно 20-25% случаях (к примеру, кто-то из родителей болен диабетом, в семье четверо детей, но заболеть по наследству может только один). 2-й тип наследуется чаще – в 80-90% случаев. Поскольку и 20% – это немало, детям больных диабетом родителей необходимо соблюдать определенный режим: следить за весом, вести физически активный образ жизни и измерять уровнь сахара в крови с помощью глюкометра, который сегодня можно приобрести в любой аптеке, советует Сагадулла Абусуев.
Излечим ли диабет?
«Сегодня, к сожалению, можно констатировать, что излечить диабет невозможно. Но современные методы лечения позволяют любому больному диабетом жить столько же, сколько живут обычные люди. А у тех диабетиков, которые хорошо следят за своим здоровьем, средняя продолжительность жизни даже выше, чем у остальных», – отмечает специалист.
Но все-таки есть некоторые формы и типы сахарного диабета, которые поддаются лечению, обнадеживает собеседник «МИ». К примеру, диабет (особенно на ранней стадии), возникший при ожирении, излечим. Для этого нужно просто избавиться от лишнего веса.
Бэла БОЯРОВА